Тип урока: Урок – физический театр. Изучение нового материала.
Цель урока:
Развитие творческих способностей учащихся, развитие интереса к предмету.
Развитие умения выделять главное из услышанного, и оформлять письменную работу.
Дать понятие трения, причины его возникновения, сформировать знания о силе трения, как физической величине.
В ходе опроса проверить, что запомнили ребята.
Ход урока
Учитель:
Здравствуйте ребят. Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной силой. Прежде чем говорить об этом вспомним основные характеристики силы, именно по ним и будем характеризовать силу трения. Но знакомство наше пойдёт немного в необычной форме. Мы увидим физический театр. Вы все будите зрителями и ваша задача будет ответить на вопросы.
Задача зрителей:
Вы внимательно слушаете и составляете конспект, отвечая на вопросы,:
- Что такое трение?
- Что такое сила трения? (указать её характеристики)
- Причины возникновения трения.
- Польза трения, вред трения.
(Звучит музыка из кинофильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»)
В кресле сидит Шерлок Холмс, входит доктор Ватсон
- Как дела дорогой друг?
- Скучаю?
- Почему?
- Давно не было дела, которое заинтересовало бы меня, и расширило бы мои познания.
- Да, это веская причина для меланхолии.
(садится рядом, оба молча, играет музыка)
Входит миссис Хадсон
М.Х.
- Шерлок Холмс, доктор Ватсон, к вам пришёл очень странный господин, кажется, он учёный
Д.В.
- Как вы догадались?
М.Х.
- Это элементарно, во-первых он всё время что-то записывает, при этом повторяя, слово «Эврика», значит он совершает какие-то открытия, во – вторых все руки у него в мелу, значит он часто им пользуется, т. е. он или учитель или профессор.
Ш.Х.
- Гениально миссис Хадсон, скорее завитее его сюда.
(Входит учёный, с обеспокоенным видом)
П.
- Разрешите представиться Профессор физико-математических наук
Ш.Х.
- Шерлок Холмс, мой друг доктор Ватсон. Что привело вас к нам?
П.
- Видите ли, я получаю странные письма с угрозами.
Ш.Х.
- И чем же вам угрожают?
П.
- Это даже не мне, а всему человечеству
Д.В.
- Очень интересно, и что же нам грозит?
П.
- Посланник письма угрожает ликвидировать трение
(достаёт письмо, в котором написано : «Я уничтожу трение»
Д.В.
- Странная угроза
П.
- Но ужасно опасная!
Д.В.
- А что же такое это ваше трение?
П.
- Мои ученики вам расскажут это с большим удовольствием.
(Входят ученики профессора)
Первый ученик, физик - лирик:
Трение – наш друг и враг.
Что такое трение?
Трение – явление.
Враг оно нам или друг?
Это знают все вокруг:
Если б трение пропало
Чтоб со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
Оттолкнувшись от земли.
Помогает трение
Начинать движение
Всем машинам, тракторам,
Мотоциклам, поездам.
Ну а также тормозить
И их всех остановить.
Но при том приносит вред
И не мало разных бед:
В станках, приборах
Трутся части
И это главное несчастье.
И поэтому вопрос
Не настолько уж и прост
Тренье друг нам или враг?
Ответ двоякий: так и так!
Второй ученик, физик - теоретик:
Взаимодействие, возникающее в месте соприкосновения тел и препятствующее их относительному движению, называется трением.
Сила трения – сила возникающая, при взаимодействии тел, направленная против скорости движения.
Сила трения обозначается Fтр
Прикладывается в точку взаимодействия тел.
Направлена против движения тел.
Виды трения
- Трение скольжения
- трение качение
- трение покоя
Третий ученик, физик практик:
Я продемонстрирую вам, от чего зависит сила трения
- от вида поверхности (выполнив опыт, заполняется таблица, вывод, который ребята могут записать в конспект, может сделать ученик из класса)
- от веса тела(вывод)
- от площади взаимодействующих поверхностей(вывод)
- сравним силу трения покоя, трения скольжения, трения качения(вывод: F тр покоя > Fтр скольжения > Fтр качения)
Ученик, в процессе выполнения опытов, заполняет таблицу, чтобы наглядней продемонстрировать полученные зависимости.
Опыт №1, зависимость силы трения от веса тела |
3 бруска |
6 бруска |
Значение силы трения |
|
|
|
вывод |
|
Опыт №2, зависимость силы трения от вида поверхности |
Гладкая поверхность |
Наждачная бумага |
Значение силы трения |
|
|
|
вывод |
|
Опыт №3, зависимость силы трения от площади трущихся поверхностей |
Широкое ребро |
Узкое ребро |
|
|
|
|
вывод |
|
Сила трения покоя |
Сила трения скольжения |
Сила трения качения |
|
|
|
Вывод
Ш.Х.
- Вы настолько увлекательно рассказывали, что мне не хотелось вам прерывать, однако мы забыли о цели вашего визита.
П.
- Да, да конечно, нам нужно скорее найти этого злодея, вы представляете, что произойдёт, если трение исчезнет.
Ш.Х.
- Знаете, как я называю такие случаи, «Дело на одну трубку». Дело в том, что пока вы так красноречиво рассказывали о трении, я позволил себе заглянуть в письмо, профессор, вы , как человек науки, должны быть очень внимательны. Посмотрите сюда. Видите. На листе бумаги есть подпись «Ученик», это говорит о том, что писавший это послание, ваш коллега, скорей всего ваш последователь, наверняка, он как и вы человек восторженный, и найдя какой-то метод борьбы с трением, сообщил это вам в таком виде.
(входит инженер)
Ин.
- Простите, мне сказали, что профессор отправился к Шерлоку Холмсу, и я не упустил возможности познакомится с вами. Инженер, занимаюсь проблемами трения, придумал как с ним бороться. Добрый день господа
П.
- Так это вы написали мне письмо?
Ин.
- Ну конечно же.
(Рассказ о борьбе с трением. Демонстрирует подшипники, машинное масло.)
Изучением трения занимаются учёные уже пятьсот лет. Первым его исследовал ещё Леонардо да Винчи (1452-1519).
Трение играет огромную роль в природе и технике – положительную и отрицательную. В первом случае его усиливают, во втором – с ним борются.
Из- за трения трущиеся части механизмов нагреваются и изнашиваются.
Есть разные способы борьбы с трением
-
использование смазки(при наличии смазки соприкасаются не сами поверхности деталей, а её соседние слои. Трение между слоями жидкостей слабее, чем между твёрдыми поверхностями.
- использование шариковых и роликовых подшипников(внутреннее кольцо таких подшипников насаживают на вал какой-либо машины или станка. Наружное кольцо закрепляют в корпусе машины. Когда машину или станок включают и вал начинает вращаться, то вместе с внутренним кольцом он начинает не скользить, а катиться на шариках или роликах, находящихся между кольцами подшипниками. Трение же качения существенно меньше трения скольжения. Поэтому вращающиеся части механизмов при наличии подшипников изнашиваются меньше.
- применение воздушных подушек(уменьшение трения при этом происходит за счёт того, что между машиной и опорой создаётся область воздуха с повышенным давлением, препятствующая их непосредственному контакту. Подобные устройства применяются в судах на воздушных подушках, экранопланах и других аппаратах.
П.
- Ох я глупец, простите дорогой Шерлок Холмс, уважаемый доктор Ватсон. Это глупое недоразумение.
Ш.Х.
- Ничего, ничего ваша лекция была поучительна, уверен, эти знания помогут мне в моих расследованиях.
М.Х.
- Господа, прошу пройти в гостиную, вас ждёт горячий чай.
Ш.Х.
- Прошу, надо отметить этот забавный случай, так спасать человечество мне ещё не приходилось.
Д.В.
Да, забавный случай, это надо записать.
(Уходят)
Учитель:
Я надеюсь эта весёлая история понравилась вам. И сейчас мы проверим, что вы записали в свои тетради.
(спрашивает одного, двух человек.).
Домашнее задание: записи учить, параграф 16,17.
Спасибо за урок, участники спектакля получают отличные оценки. Все тетради сдают. До свидание.