Цели:
- Отрабатывать умение осознанно писать слова с буквами и, у, а после шипящих;
- продолжить работу по совершенствованию грамматического строя речи;
- прививать интерес и любовь к природе.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Сегодня к нам на урок собиралась гостья, но что-то она задерживается. Наверное, исполняет чьи-то желания. Придется начать урок без нее.
II. Минутка чистописания.
- Начнем с минутки чистописания.
- Жж
- Шш
- Чч
- Щщ
- Назовите буквы. Какие звуки они обозначают? (Согласные, шипящие. [ж] и [ш] – всегда твердые, [ч'] и [щ'] – всегда мягкие, [ж] – звонкий, остальные - глухие.)
- Почему прописываем именно эти буквы? (Изучаем буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу-щу).
III. Словарная работа.
- Чувствую, наша гостья уже рядом. А пока продолжаем урок. Прочитайте слова.
С.рока, в.рона, в.р.бей, щ.ки, морж., ч.йки, ерш. .
- Как назвать одним словом? (Животные.)
- На какие 2 группы можно разделить слова? (Словарные слова и слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.)
- Запишите слова в 2 столбика. Поставьте ударение, выделите орфограммы. (1 ученик у доски.)
Проверка: рабочий файл.
- Какие буквосочетания встретились? Правило.
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке будем отрабатывать умение писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. А поможет нам в этом наша гостья.
Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу:
а) Отгадайте загадку:
Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я хозяйка здесь в пруду,
На охоту я иду.
- Догадались, кто у нас в гостях? (Щука.)
- Запишите с красной строки.
- Подберем однокоренные слова.
Щука, щучка, щуренок, щучий, Щукарь, щуковый, щурок.
- Выделим корень и другие знакомые нам части слова. Подчеркнем графически орфограмму.
- Долго мы ждали нашу гостью. Давайте расскажем ей, что мы про нее знаем. (Рассказы детей о щуке.)
- А как вы думаете, приносит ли щука какую-либо пользу? Можно ли про нее сказать что-то хорошее?
Щука еще нашими предками наделялась мудростью и хитростью.
Щука необходима для нормальной жизни водоема. Она – его санитар, так как
нападает, прежде всего, на больную рыбу.
А еще щуку называют “речным волком”. Как настоящий волк, она затаива-
ется в камышах и молнией налетает на жертву. Недаром говорят: “На то и
щука в реке, чтобы карась не дремал”.
Физминутка.
б) Работа с деформированным предложением.
- Щука остается с нами, а мы покажем ей, чему мы научились и что про нее знаем.
- Прочитайте слова. Составьте предложение.
в, щука, жила, озере
- Какое предложение получилось?
Жила в озере щука.
В озере жила щука.
В озере щука жила.
Щука в озере жила.
- Пропустите строчку и запишите последнее предложение с красной строки.
- Разберем это предложение по членам.
в) Работа с деформированным текстом.
- А как же жила наша щука? Чем она занималась? Об этом узнаем из стихотворения.
- Прочитайте предложения. Расположите их так, чтобы получилось стихотворение. (Работа в парах.)
3. Наварила щука щей.
2. Червячка с крючка сняла.
1. Щука в озере жила.
5. Говорили всем ерши:
6. “Щи у щуки хороши!”
4. Пригласила трех ершей (см. Приложение 1)
- Прочитаем хором. Что заметили?
- Почему записали именно предложение “Щука в озере жила.”, а не какое-то другое? (Стихотворение начинается этим предложением. В предложении должна быть рифма!).
- Говорили, что щука – хищница. А в нашем стихотворении мы видим ее приветливой, радушной хозяйкой. Почему? (Стихотворение – это вымысел, фантазия автора. Чтобы сочинить какое-либо произведение, нужно уметь придумывать, фантазировать.)
- Как можно озаглавить стихотворение? Запишите заголовок на свободной строчке. (“Щукины щи”, “Радушная хозяйка”.)
- Запишите стихотворение, которое у нас получилось, столбиком:
- Начнем со второго предложения – запись с комментированием.
- Третье и четвертое предложения запишите по памяти (после разбора). Проверка.
- Пятую и шестую строчку спишите самостоятельно. Обратите внимание, это предложение с прямой речью.
- Выделите орфограммы. Какие буквосочетания встретились? (жи – ши, щу)
Вывод: Слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу встречаются достаточно часто. Поэтому мы должны хорошо усвоить их написание.
- Еще раз вспомним правила.
г) Творческая работа.
- Вспомним, в какой сказке щука была главной героиней?
- Представьте, что вы поймали говорящую щуку. Какое желание вы бы загадали? Что бы вы попросили у щуки? Какими словами начали бы свою просьбу?
По щучьему веленью, по моему хотенью хочу, чтобы …
- Закончите предложение.
- Я думаю, что щука постарается исполнить ваши желания. Конечно, если вы сами приложите немного усилий.
V. Итог.
- Почему именно щука была гостьей на нашем уроке?
- Какие буквосочетания она помогла нам повторить?