Урок русского языка во 2-м классе (Школа-2100) на тему "Написание слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Отрабатывать умение осознанно писать слова с буквами и, у, а после шипящих;
  • продолжить работу по совершенствованию грамматического строя речи;
  • прививать интерес и любовь к природе.

Ход урока

I. Орг. момент.

- Сегодня к нам на урок собиралась гостья, но что-то она задерживается. Наверное, исполняет чьи-то желания. Придется начать урок без нее.

II. Минутка чистописания.

- Начнем с минутки чистописания.

  • Жж
  • Шш
  • Чч
  • Щщ

- Назовите буквы. Какие звуки они обозначают? (Согласные, шипящие. [ж] и [ш] – всегда твердые, [ч'] и [щ'] – всегда мягкие, [ж] – звонкий, остальные - глухие.)

- Почему прописываем именно эти буквы? (Изучаем буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу-щу).

III. Словарная работа.

- Чувствую, наша гостья уже рядом. А пока продолжаем урок. Прочитайте слова.

С.рока, в.рона, в.р.бей, щ.ки, морж., ч.йки, ерш. .

- Как назвать одним словом? (Животные.)

- На какие 2 группы можно разделить слова? (Словарные слова и слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.)

- Запишите слова в 2 столбика. Поставьте ударение, выделите орфограммы. (1 ученик у доски.)

Проверка: рабочий файл.

- Какие буквосочетания встретились? Правило.

IV. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке будем отрабатывать умение писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. А поможет нам в этом наша гостья.

Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу:

а) Отгадайте загадку:

Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я хозяйка здесь в пруду,
На охоту я иду.

- Догадались, кто у нас в гостях? (Щука.)

- Запишите с красной строки.

- Подберем однокоренные слова.

Щука, щучка, щуренок, щучий, Щукарь, щуковый, щурок.

- Выделим корень и другие знакомые нам части слова. Подчеркнем графически орфограмму.

- Долго мы ждали нашу гостью. Давайте расскажем ей, что мы про нее знаем. (Рассказы детей о щуке.)

- А как вы думаете, приносит ли щука какую-либо пользу? Можно ли про нее сказать что-то хорошее?

Щука еще нашими предками наделялась мудростью и хитростью.

Щука необходима для нормальной жизни водоема. Она – его санитар, так как

нападает, прежде всего, на больную рыбу.

А еще щуку называют “речным волком”. Как настоящий волк, она затаива-

ется в камышах и молнией налетает на жертву. Недаром говорят: “На то и

щука в реке, чтобы карась не дремал”.

Физминутка.

б) Работа с деформированным предложением.

- Щука остается с нами, а мы покажем ей, чему мы научились и что про нее знаем.

- Прочитайте слова. Составьте предложение.

в, щука, жила, озере

- Какое предложение получилось?

Жила в озере щука.

В озере жила щука.

В озере щука жила.

Щука в озере жила.

- Пропустите строчку и запишите последнее предложение с красной строки.

- Разберем это предложение по членам.

в) Работа с деформированным текстом.

- А как же жила наша щука? Чем она занималась? Об этом узнаем из стихотворения.

- Прочитайте предложения. Расположите их так, чтобы получилось стихотворение. (Работа в парах.)

3. Наварила щука щей.

2. Червячка с крючка сняла.

1. Щука в озере жила.

5. Говорили всем ерши:

6. “Щи у щуки хороши!”

4. Пригласила трех ершей (см. Приложение 1)

- Прочитаем хором. Что заметили?

- Почему записали именно предложение “Щука в озере жила.”, а не какое-то другое? (Стихотворение начинается этим предложением. В предложении должна быть рифма!).

- Говорили, что щука – хищница. А в нашем стихотворении мы видим ее приветливой, радушной хозяйкой. Почему? (Стихотворение – это вымысел, фантазия автора. Чтобы сочинить какое-либо произведение, нужно уметь придумывать, фантазировать.)

- Как можно озаглавить стихотворение? Запишите заголовок на свободной строчке. (“Щукины щи”, “Радушная хозяйка”.)

- Запишите стихотворение, которое у нас получилось, столбиком:

  • Начнем со второго предложения – запись с комментированием.
  • Третье и четвертое предложения запишите по памяти (после разбора). Проверка.
  • Пятую и шестую строчку спишите самостоятельно. Обратите внимание, это предложение с прямой речью.

- Выделите орфограммы. Какие буквосочетания встретились? (жи – ши, щу)

Вывод: Слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу встречаются достаточно часто. Поэтому мы должны хорошо усвоить их написание.

- Еще раз вспомним правила.

г) Творческая работа.

- Вспомним, в какой сказке щука была главной героиней?

- Представьте, что вы поймали говорящую щуку. Какое желание вы бы загадали? Что бы вы попросили у щуки? Какими словами начали бы свою просьбу?

По щучьему веленью, по моему хотенью хочу, чтобы …

- Закончите предложение.

- Я думаю, что щука постарается исполнить ваши желания. Конечно, если вы сами приложите немного усилий.

V. Итог.

- Почему именно щука была гостьей на нашем уроке?

- Какие буквосочетания она помогла нам повторить?