Цели урока:
Обучающая:
- обобщить знания учащихся по пройденной теме,
- проверить степень усвоения материала, уметь применять свои знания на практике.
Развивающая:
- развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, сравнивать свои знания.
Воспитательная:
- воспитывать умение работать в коллективе,
- сопереживать,
- учить быть доброжелательным, деликатным по отношению к товарищам при их ответах,
- учить быть дисциплинированным, внимательным при организации учебного труда.
Учитель: Наш урок посвящен двум химическим элементам.
Из меня состоит все живое,
Я – графит, антрацит и алмаз.
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас.
В вопросе возникновения жизни, прежде всего надо обратиться к данным об углероде.
Академик А.Е. Ферсман назвал его “основой жизни, потому, что без углерода жизнь невозможна”.
“Все органические вещества, из которых построены живые организмы, отличаются от неорганических тем, что в их основе лежит химический элемент углерод”.
Едва ли знаете свободным этот элемент, который здесь
Мы обсуждаем, очередным, однако, помните, он весь
Скрывается от наших взоров в стекле, песке и хрустале.
И без сомнений, вы найдёте его повсюду на Земле.
Кремний – второй по распространенности химический элемент в природе (после кислорода), около 30% всей земной коры состоит из кремния.
Сегодня на уроке мы проведем необычный КВН – химический.
Темой КВН, как вы уже догадались, будут два элемента IV главной подгруппы ПС химических элементов Д.И.Менделеева - углерод и кремний.(1 слайд)
В КВН участвуют 3 команды (учащиеся трех рядов), выбираем капитанов, они получают задания в конвертах.
Всего 6 этапов, каждый этап оценивается. На доске таблица для подсчета очков.
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 команда |
||||||
2 команда |
||||||
3 команда |
1 этап – Разминка
(За правильный ответ- 1 балл), (после ответов – демонстрируется 2 слайд).
1. Какие аллотропные видоизменения углерода вам известны?
2. Как объяснить свойства аллотропных видоизменений?
3. Как доказать, что алмаз и графит образованы одним и тем же элементом?
4. С помощью, каких явлений, которые вы могли наблюдать в повседневной жизни, можно доказать, что мясо, молоко, хлеб содержат углерод?
5. Где находят применение алмаз, графит?
6. В чем сходство и отличие высших оксидов углерода и кремния?
2 этап - Домашнее задание
(За правильный ответ – 5 баллов)
(Каждая команда знакомит учащихся с ответами на задания, которые у них были в конвертах и с приготовленными заранее сообщениями).
Задание
- 1 команды: Составьте уравнения реакций, протекающих с образованием оксида углерода(IV) в быту, в лаборатории, в промышленности.
Задание
- 2 команды: Горящая свеча (лучина) гаснет в азоте и в оксиде углерода(IV).
Почему? Как эти газы можно отличить один от другого?
Задание
- 3 команды: Почему в огнетушителях используют гидрокарбонат натрия, а не карбонат натрия?
3 этап – Экспериментальный
(За правильный ответ – 5 баллов).
Задание 1 команды: Какой-то проказник проник в школьную лабораторию и оторвал все этикетки с колб, а вам срочно понадобился раствор соды. Ваши действия. Где применяется сода? |
Задание 2 команды: Какой-то проказник проник в школьную лабораторию и оторвал все этикетки с колб, а вам срочно понадобился раствор поваренной соли. Ваши действия. Где применяется поваренная соль? |
Задание 3 команды: Какой-то проказник проник в школьную лабораторию и оторвал все этикетки с колб, а вам срочно понадобился раствор серной кислоты? Ваши действия. Где применяется серная кислота? |
(3 слайд – как итог задания)
4 этап – Задание – соревнование.
(За быстрый и правильный ответ – 5 баллов).
Участвуют три человека от команды, они выходят по очереди к доске, где заранее написаны реакции. Дописать возможные уравнения реакций.
5 этап – классный.
(За правильный ответ – 5 баллов).
(Задания, выполняемые всей командой в классе, во время проведения КВН).
Дописать возможные уравнения реакций, решить задачу.
1 команда
|
2 команда
|
3 команда |
CaCO3 + NaOH —> | H2SO4+ HCl —> | CaCO3 +? —> ? + CO2 +H2O |
NaOH + H2SO4 —> | CaCO3 + H2SO4 —> | K2 SO4 + CO2 +H2O —> |
CaCO3 —> | CaCO3 +KOH —> | CaCl2 +Na2 Si O3 —> |
Si O2 + H2SO4 —> | CaO + CO2 —> | CaO + Si O2 —> |
Ca2+ + CO3-2 —> | H+ + OH- —> | CaCl2 ++ NaOH —> |
Задача: При восстановлении оксида железа (111) углеродом, было получено 10,08 г железа, что составило 90% от теоретически возможного выхода. Какова масса взятого оксида железа (III)? |
Задача: Сколько силиката натрия получится при сплавлении оксида кремния (IV) с 64,2 кг соды, содержащей 5% примесей? |
Задача: При действии соляной кислоты на 50 г карбоната кальция получилось 20г оксида углерода (IV). Каков выход оксида углерода (IV) (в %) от теоретически возможного? |
6 этап – Рассказ-фантазия.
Представьте себе, что на Земле не стало элементов углерода и кремния. Что будет?
Пока подводятся итоги КВН, можно предложить дополнительные вопросы, разгадывание кроссворда (при условии наличия времени). (слайд 4)
Кроссворд.
По вертикали:
1. Соль угольной кислоты.
По горизонтали:
2. Самое твердое природное вещество на Земле.
3. Строительный материал.
4. Вещество, применяемое для изготовления теста.
5. Соединения кремния с металлами.
6. Элемент главной подгруппы 1V группы ПС химических элементов.
7. Соли угольной кислоты, содержащие водород.
8. Природное соединение кремния.
В конце урока подведение итогов, поздравление и награждение победителей.
СООБЩЕНИЯ
Сообщение 1 команды:
История кремния – очень интересна. В эпоху палеолита, т.е. 800-1 000 тысячелетий тому назад, кремний помог человеку в борьбе за жизнь. Этот твердый камень, от которого легко отбить кусок с острыми краями, послужил материалом для первого оружия (наконечником копий и стрел) и первых орудий труда (топоров, ножей и т.д.). Позднее, когда на смену камню пришли медь, бронза, железо, кремень нашел использование в виде огнива. При ударе твердого кремния о железо от него отрываются мелкие осколки, нагретые до высокой температуры, вследствие быстрого перехода механической энергии удара в тепловую. А раскаленное железо легко загорается на воздухе и воспламеняет трут. До изобретения спичек такой способ добывания огня был широко распространен. По этому же принципу устроено старинное оружие - кремневый пистолет, только в нем вместо трута воспламеняется порох.
Сообщение 2 команды:
В неорганической природе кремний, пожалуй, играет столь же важную роль, как углерод в живой. По распространенности в земной коре кремний – второй (после кислорода) элемент.12% массы земной коры составляет кремнезём и более75% - более сложные кислородные соединения кремния (глины, сланцы, полевые шпаты, слюды и т.д.) Попадая в ткани растений и отлагаясь в них, соединения кремния повышают их жесткость, и способность расти вверх. Не случайно особенно много кремния в растениях “ высокого роста” - в бамбуках хвощах; зола одного из хвощей содержит до 20% SO2. Много кремния и в стеблях жесткой осоки (вспомните, как не приятно – точно острием бритвы – порезаться осокой)
Сообщение 3 команды.
Углерод – один из немногих элементов, имя первооткрывателя которого неизвестно. Алмаз, графит, не говоря уж об угле, знакомы человечеству с древнейших времен.
Атом углерода имеет два устойчивых изотопа: 12С и 13С. Очень важен радиоактивный изотоп углерода 14С, испускающий & - частицы и имеющий период полураспада = 5570 лет.
Открытие этого изотопа имело чрезвычайно важные последствия для археологии, геологии, палеонтологии и истории! С помощью этого изотопа ученые смогли довольно точно определять возраст углеродсодержащих пород, стоянок древнего человека, его утвари, останков животных и растений, давно исчезнувших с лица Земли. Определяя радиоактивность неживого органического вещества, и сравнивая её с радиоактивностью такого же количества органического вещества живого растения, можно рассчитать время, в течение которого происходил распад 14С. Иными словами – узнать возраст находки.
Недаром говорят, что все науки связаны между собой и зависят друг от друга.
(Слайд 5)