Кризис духовности, нравственное растление части молодежи требуют использования в учебно-воспитательном процессе элементов народной педагогики, народного этикета, семейных традиций и ценностей национальных культур. Такое широкое понимание и выделение принципа культуры как основы внедрения национально-регионального компонента позволяет выдвинуть принцип: интеграцию культур. Каждое образовательно-воспитательное учреждение, разрабатывая свою программу внедрения национально - регионального компонента, опирается на общую концепцию, определяющую образовательную политику данного региона.
Человек и его жизнь – высшая самоценность. Если ставить конечной целью глобальную задачу воспитания личности, развитой в духе интеллектуальной и научной свободы, то выходя из образовательного учреждения, обладая культурой, нравственностью, национальным самосознанием он сможет реализовать свой потенциал не только в своём регионе, но и будет чувствовать себя комфортно на любой точке страны.
Известно, что языку как учебному предмету принадлежит особая роль в идейно - нравственном, интеллектуальном и эмоционально- эстетическом воспитании учащихся. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал необходимость воспитания гражданственности, патриотизма, лучших человеческих качеств через язык: « Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое»1. Эти слова Ушинского говорят о чрезвычайно высокой ценности языка как учебного предмета. Ведь именно на уроках языка формируется мышление, осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность. Через язык ребенок приобщается к культурному наследию народа.
Татарский литературный язык характеризуется высокой культурологической, филологической развитостью. На внеклассных занятиях, посвященных родному языку, доводим до детей, что татарский язык был одним из немногих языков в царской России, который специально изучался в университетах, институтах, гимназиях, семинариях и академиях, выполнял в России ряд функций государственного языка, на нем писались дипломатические акты, деловые бумаги.
Культура создается, реализуется и существует в общении. Как воспользоваться этим наследием в воспитании и обучении школьников? Старые идеалы человеческого сердца – любовь и честь, жалость и гордость, сострадание и жертвенность не устарели, их отсутствие выхолащивает жизнь. Знакомство с ними создает у детей ощущение сопричастности духу народа.
Уникальным местом встречи культур стала Казань. На мероприятиях целесообразно использовать тексты, раскрывающие историю, культуру, быт народов, населяющих наш край. С Казанью связаны имена таких ярких личностей как Екатерина II, Пугачев, Г. Державин, М. Горький, Л. Толстой, Г. Камал, М. Джалиль, С. Сайдашев, Г. Тукай и многие другие. Где как не на внеурочных мероприятиях знакомить ребят с тем, как пересекались их судьбы с историей нашего края …
В системе коммуникативно-развивающего образования, с целью более глубокого приобщения учащихся к национальной культуре, рассказываем об известном профессоре Гыйлем Камае, о танцоре Рудольфе Нуриеве, о композиторе С. Губайдуллиной, об известном враче Р. Акчурине, И. Шакирове, А. Афзаловой. Они помогают раскрытию интегрированных возможностей преподавания, развивают познавательные умения учащихся.
Известно, что каждая развитая мировая литература несет на себе отпечаток «национальной физиономии», а творчество крупнейших национальных писателей становится символом внутренней жизни народа. В то же время литература является наиболее эффективной формой межнационального духовного и культурного общения. Именно через литературу у наших детей складывается представление об истории, образе жизни и культуре, как своего народа, так и других народов. Отсюда исключительно важная роль литературы в формировании духовного содружества народов.
На литературных вечерах, посвященных творчеству Тукая и Пушкина, звучит ставший традиционным вопрос: как связано имя Тукая с именами Лермонтова и Пушкина? Подумав, дети говорят, что Тукай занимает в татарской литературе такое же место, как Пушкин в русской. Тукай очень высоко ценил творчество русского поэта и считал его своим учителем. Именно сказки Пушкина вдохновили поэта на создание своего прекрасного, всеми любимого произведения «Шурале». Лермонтов, как и Пушкин, был любимым поэтом Г. Тукая.
Таким образом, языки и литература разных народов тесно переплетаются между собой, и мы изучаем их на уроках, во внеурочных мероприятиях в сопоставлении, используя в работе материалы учебников «Земля родная» Д.И. Лихачева, «География Татарстана» и «История Татарстана», книгу Ю. Ахметзянова «Татарские блюда». Они помогают раскрытию интегрированных возможностей преподавания, развивают познавательные умения учащихся.
Приоритетное значение в работе отводится самостоятельному поиску детей. При этом учебно-воспитательный процесс переходит в стадию учебно-познавательного. Так учащиеся профильного 11 класса готовят и защищают рефераты: «Об основании Казани», «Елабуга и елабужане», «Казань в художественной литературе». Многие учащиеся являются членами научного общества. В процессе работы им приходится побывать в библиотеке, встречаться с интересными людьми. Эта деятельность помогает не только углубить знания, но и получить навыки ораторского искусства, монологической и диалогической речи.
В Нижнекамском районе республики Татарстан ежегодно проводятся конкурсы на приз имени Разиля Валиева, нашего земляка, поэта, лауреата Государственной премии имени Г. Тукая. Сильная сторона таких конкурсов в том, что дети не только знакомятся с жизнью поэта, но и сами участвует в процессе творчества: творят, выдумывают, сочиняют. Результат такой работы – выявление одаренных детей в области литературы и словесности.
Наш земляк писатель Зульфат Хаким в своих произведениях ставит актуальные на сегодняшний день проблемы общества. По произведению «Ускакал конь в Казань» проводится читательская конференция, где дети определяют проблемы, поставленные автором: алкоголизм, предвзятое отношение к книгам, задержка зарплаты; выделяют положительные и отрицательные черты характера героев. Самое главное – дети осознают и понимают, что воспитание начинается в семье. Ведь недаром говорят: «И птица за собой выводок водит»2. Как говорил видный педагог Р. Фахретдин: «Каждая семья – это опора и жизненная среда для своих птенцов. В этом окружении у них формируется характер, ребенок воспитывается как личность»3.
Одним из важнейших факторов развития интеллекта является формирование культуры учебной деятельности. Работа классного руководителя ведется по двум направлениям – с родителями и учащимися.
Стараемся поддерживать тесную связь с семьями, и проводим различные мероприятия с участием родителей: «Папа, мама, я – дружная семья», «Где же вы, мои родители?», «Дружба родных дороже богатства», «Бабушкин сундук» и другие.
Для родителей проводятся беседы «Режим дня и трудоспособность ученика», «Рабочее место школьника», «Организация полноценного отдыха ребенка» и др. Регулярно на родительские собрания приглашаются учителя – предметники, которые напоминают о своих требованиях, дают конкретные советы. Кроме того, систематически проводятся индивидуальные беседы, в процессе которых вырабатываются совместные действия родителей и учителя.
Классные часы проводятся по программе «Уроки воспитанности». Организуются различные конкурсы и мероприятия: «А ну-ка, девочки!», КВН, конкурс на лучшего чтеца. С целью изучения родного края и приобщения учащихся к национальной культуре (и русской, и татарской), совершаем экскурсии в города Набережные Челны, Елабугу, Казань, посещаем музеи, концерты.
Формирование национальной культуры в школе проходит через традиции, обычаи, нравственные ценности нации. Часто проводятся традиционные праздники “Проводы зимы”, “Навруз”, “Праздник урожая”, воспитывающие у учащихся интернационалистические убеждения. Проводимый в конце учебного года Сабантуй – самый главный из праздников. Он уже не только татарский праздник, в нем принимают участие дети всех национальностей. Разноголосый майдан одинаково относится к своим кумирам. Здесь проводятся разные конкурсы, особой популярностью пользуются старинные игры, которые через века сохранили свою прелесть. Это бой у бума, бег на перегонки, взяв в зубы ложку с яйцом. Самое интересное – скачки! Кульминацией праздника является национальная борьба. Детей тянет к национальному быту, к культуре, к народным традициям. Они выступают на майдане в красочных национальных костюмах. На сцене звучат поговорки и пословицы, смекалки. Сообразительности на сабантуе требуется не меньше, чем на КВН.
Все мы знаем одно - дети наше будущее. А работа с детьми требует от каждого учителя, работающего в режиме инновации, подлинного педагогического мастерства, индивидуального творческого решения в подходе к каждому ребенку. От того, какими они вырастут, зависит наш завтрашний день.
Учителю важно творчески переосмыслить возможность восприятия, осмысления и усвоения его учащимися не только активного учебного содержания, но и того воспитательного пласта, который не «звучит» в классе, но воспринимается на подсознательном уровне. Это сложнейшая аналитическая работа. Всякий настоящий учитель должен выстраивать свою собственную образовательную концепцию, разрабатывать авторские образовательные программы по своему предмету, изучать и внедрять педагогические технологии. И перед каждым уроком продумывать логику его построения в том или ином классе, с учетом сложившихся сегодня взаимоотношений с классом, эмоциональной настроенностью учащегося, учетом их здоровья. Все это должно строиться не на стихийном энтузиазме, а на основе теоретической подготовки, изучения работ по психологии, педагогике и, конечно, по предмету.
Литература.
1. Чаша мудрости. Москва. «Детская литература», 1978 г.,198 стр.
2. Татарское народное творчество. «Пословицы и поговорки» Казань. Татарское книжное издательство, 1978., 137 стр.
3. Р Фахретдинов. «Наставление» Казань. «Магариф», 1992 г.: № 6, 8, 9, 10, 11.