В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а следовательно, и в системе современного образования.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога с учащимися.
Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.
Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: семьи, микро- и макросоциума.
Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
- от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
- от внешней мотивации умения к внутренней нравственно-волевой регуляции (Г.К. Селевко).
Успехи в обучении и воспитании детей определяются, многими факторами. Назовем лишь некоторые из них, это - методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, уровень их развития и др. Кроме вышеперечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя.
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми. А так как, только творческий учитель, личность может воспитать такого же ученика, то особое внимание нужно уделять активизации профессионального и личностного самоопределения самого педагога, его саморазвитию, а также развитию его профессионального и творческого потенциалов.
Выделяют следующие уровни профессионального развития педагога.
Базовой характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой понимают достаточно хорошее владение им системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания учащихся (И.В. Харламов). Совокупность различных профессиональных умений преподавателя называют педагогической техникой, которая является базовым компонентом педагогического мастерства.
В понятие “педагогическая техника” принято включать две группы компонентов. Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомима, управление эмоциями, настроением, снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание наблюдательность, воображение); техника речи (дикция, темп речи) и др. Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и раскрывает технологическую сторону педагогического процесса: дидактические, организаторские, коммуникативные, диагностико-аналитические и другие умения.
Следующей ступенью профессионального роста педагога является педагогическое мастерство, под которым понимают, доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Важным компонентом педагогического мастерства является гуманистическая направленность личности педагога, в связи, с чем необходимо обратить особое внимание на психологические особенности, которыми должен обладать педагог - это: вариативность мышления, эмпатийность (способность к сопереживанию), синтонность (способность настроиться на “волну” другого человека); толерантность (терпимость к инакомыслию); коммуникативность (культура диалога) и целый ряд других.
Развитие этих качеств, высокий уровень общей культуры, психолого-педагогическая и технологическая компетентность, креативные (творческие) способности педагога – все это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению новыми педагогическими технологиями в частности. Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую личность на будущую деятельность, как активно-действенное состояние личности, выражающее способность решать педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности.
Готовность к нововведениям – это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности (“сплав” психологической, теоретической и практической готовности).
Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методически приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским стилем его педагогической деятельности, - один из важнейших показателей личностного развития педагога.
Важнейшим условием, механизмом и результатом готовности педагога к созданию авторской педагогической (дидактической, воспитательной, образовательной) технологии является индивидуальный (авторский) стиль деятельности педагога. Выделяют четыре основных стиля: эмоционально-импровизированный, эмоционально-методичный, рассуждающее-импровизированный и рассуждающее-методичный.
Разработка и усовершенствование авторских образовательных программ. Успешная реализация авторской программы требует технологического обеспечения, т.е. наличия проекта будущей педагогической деятельности (тематического планирования систем учебных занятий), сценариев ключевых (опорных) занятий с методическими комментариями, комплексов проверочных заданий и диагностических материалов, ориентированных на образовательные стандарты.
Авторская методическая система – это совокупность индивидуальных приемов, средств, а также оптимальных для педагога, его индивидуального стиля деятельности форм и методов, характеризующихся целостностью, оригинальностью и результативностью их применения.
Высшим уровнем профессионального саморазвития педагога является создание им собственной – авторской педагогической системы работы, состоящей из индивидуальной дидактической, индивидуальной воспитательной и индивидуальной методической систем. Результатом дидактической и воспитательной систем являются авторские программы и технологии, а результатом методической системы – индивидуально-авторский стиль и педагогическая техника.
Исходя из выше изложенного очевидно, что, зная реальный уровень своего профессионального развития, педагог может намечать и развивать траекторию своего дальнейшего личностно-профессионального роста (саморазвития), а задача администрации школы создать педагогу такие условия, которые бы способствовали этому саморазвитию.
Конечно это, усложняет функцию управления, изменяет содержание деятельности, определяет потребность в поиске новых форм и методов индивидуальной научно-методической работы с педагогическими кадрами, корректировки содержания основных направлений управленческой деятельности, поддержанию мотивации к стремлению педагогов по формированию своего индивидуального творческого стиля и др.
Поэтому система мероприятий по работе с кадрами должна включать в себя несколько направлений, остановимся более подробно на двух основных направлениях:
1. Курсы в системе повышения квалификации работников образования. В настоящее время педагогам предлагается большое разнообразие курсов повышения квалификации, организуемых различными структурами. Курсы бывают очные и заочные, в том числе дистанционные с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, как бесплатные, так и организуемые на платной основе. Задача администрации заключается в обеспечении доступа педагогов к этим курсам и оказании консультативной и информационной поддержки при выборе направления повышения квалификации.
Например, наша школа осуществляет повышение квалификации педагогов через курсы, проводимые на базе Института повышения квалификации работников образования (г. Иркутск), Иркутского государственного педагогического университета, Братского педагогического колледжа №1, педагогического университета “Первое сентября” (г. Москва), Интернет-университета информационных технологии (г. Москва), Академии повышения квалификации работников образования (г. Москва) и др.
2. Разработка администрацией школы совместно с методическим советом школы и предметными методическими объединениями своей, постоянно действующей программы повышения квалификации кадров, которая бы включала:
- диагностико-развивающую работу с педагогами психолога или группы психологов;
- методическую и информационную поддержку учителей;
- организацию обмена опытом работы учителей;
- организацию и помощь в самообразовании учителей.
Такая программа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, а так же создания в школе условий для профессионального и личностного роста педагогов. Работа в данном направлении может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки, но только при условии соблюдения принципов индивидуализации и дифференциации. Следует отметить, что модернизация системы работы с педагогами должна быть направлена на процесс социальной защиты педагогов через оказание им систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств.
В рамках данного направления в нашей школе создана и успешно работает “Школа профессионального мастерства”, участие в которой принимают все педагоги желающие повысить свой профессиональный уровень.
Программа работы школы включает:
- тренинги профессионального и личностного роста педагогов. Набор в группы осуществляется как по желанию, так на диагностической основе;
- проблемные семинары и практикумы по запросам педагогов;
- ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры;
- моделирование и анализ педагогических ситуаций;
- индивидуальные консультации педагогов учителями-стажистами, администрацией и специалистами по интересующим вопросам;
- работу творческих групп;
- фестиваль педагогического мастерства педагогов “Вдохновение”, объединивший в себе такие формы методической работы, как педагогические чтения, открытые уроки, творческие отчеты, мастер-классы и др.
- работу по выпуску ежегодного журнала “Методист” и др.
На основе всего выше изложенного можно сделать следующий вывод. При организационном обучении учителей необходимо предоставить им как можно более широкий спектр возможностей для развития личностного, профессионального и творческого потенциалов. При этом следует помнить, что профессиональная подготовка учителя не заканчивается в стенах учебного заведения, а продолжается на протяжении всего периода его профессиональной деятельности.
Таким образом, непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития.
Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает активную позицию, если практический, индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживаются и поощряются индивидуально-творческие профессиональные поиски.
Литература: