Цели урока:
- раскладывать на множители;
- сокращенно умножать сумму двух выражений на их разность;
- решать уравнения;
- доказывать тождества;
- применять формулу для вычислений.
Мотив:
Зная данную формулу, мы сможем делать все эти преобразования, а в дальнейшем и сокращать дроби.
Тип урока: урок-исследование.
Вид урока: комбинированный.
Ход урока
Устные упражнения помогут нам в дальнейшей работе.
1 учащийся у доски: замените пропуски одночленами, чтобы выполнялось равенство
- ( __ - 15a)( __ + __ ) = 4c2 - __
- 81a2 - __ = ( __ + __ )( __ - 11с)
- 0,49x6 - __ = ( __ - 10k2)( __ + __ )
1. Прочитайте выражения:
- a2 - b2;
- (a - b)2;
- y+5;
- (m - n)(m + n).
2. Представьте выражение в виде квадрата одночлена:
- 4p2;
- 0,16n2;
- a2;
- a2b2.
3. Решить уравнение:
(x + 4)(x - 1) = 0
Ответ: x = -4; x = 1
4. Вычислить:
5. Заполните таблицу, выбрав буквы, соответственно верным и неверным равенствам, назовите ошибку (можно совещаться).
Верные равенства | Неверные равенства |
- x2 + y2 = (x + y)(x + y)
- (3a2)2 = 27a4
- (9a – 7b)(7b + 9a) = 81a2 – 49b2
- (0,1xy3)2 = 0,01x2y6
- (a - b)(a + b) = a2 – b2 +2ab
- (a - b)2 = a2 + b2 – 2ab
- (m + n)(n - m) = m2 – n2
На доске (a - b)(a + b) = a2 – b2
Историческая справка: это две взаимно обратные операции. Чем отличаются скобки? Знаком! Такие выражения называются сопряженными.
Еще в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные, итак появились формулы сокращенного умножения, некоторые правила сокращенного умножения были известны около 4 тыс. лет тому назад. Их знали вавилоняне и другие некоторые народы древности. Сегодня нам предстоит сыграть роль “исследователей”, для того чтобы “открыть”, где может данная формула применяться.
А поможет нам в этом цветик-шестицветик.
На каждом его листочке записано задание, отрывая листочек, выполняем задание:
1 листочек: повторим, как применяется формула сокращенного умножения (выполняем у доски сложные задания).
Задание: выполните умножение
- (4x2 – 2y3)(4x2 + 2y3) = (4x2)2 – (2y3)2 = 16x4 – 4y6
- (10m + 8n5)( 10m - 8n5) = (10m)2 – (8n5)2 = 100m2 – 64n10
2 листочек: повторим, как применяется формула, если надо разложить на множители (выполняем задание у доски).
Задание: разложите на множители
- (225x2 – 64y4) = (15x – 8y2)( 15x + 8y2)
Остальные листочки разбирают по группам, каждая группа выполняет задание на месте, потом рассматривают решение на доске. Узнаем, где еще применяется данная формула.
3 листочек (1 группа):
Задание: вычислить
- 872 – 132
4 листочек (2 группа):
Задание: решить уравнение
- x2 – 49 = 0
- 25y2 – 16 = 0
5 листочек (3 группа):
Задание: докажите тождество
(x + y)(x - y) + (y - a)(y + a) = (x - a)(x + a)
6 листочек (4 группа):
Задание: упростите выражение
- (3b - 1)(3b + 1) – (b - 5)(b + 5)
- (7m – 10n)(7m + 10n) – 100n2
Решение уравнения (с комментарием) у доски:
8x(1 + 2x) – (4x + 3)(4x - 3) = 2x
8x + 16x2 – 16x2 + 9 =2x
8x – 2x = 9
6x = 9
x=
x =
Ответ: x = 1,5
Подведение итогов:
Каждая группа рассказа о своем применении формулы (a - b)(a + b) = a2 – b2 .
Какие же результаты мы получили? Она применяется для:
- сокращенного умножения;
- разложения на множители;
- решения уравнений;
- упрощения выражений;
- вычислений.
Учились учиться вместе, работая в группах, увидели, что успех команды зависит от вклада каждого ученика.
Домашнее задание: Гл. 5, §13, п.35,№888(в, д), 891(а, в), 893(а, в, д),
Творческое задание: сократить дробь . Какие ограничения для x и y?