Цели:
- Обучающая - сформировать у учащихся представление о приемах художественного конструирования с использованием информационных технологий.
- Развивающая - продолжить совершенствовать у учащихся конструкторские умения и навыки расчета для построения, развивать логическое мышление.
- Воспитывающая – приучать к точности, аккуратности, внимательности, ответственности, формирование эстетического вкуса.
Ход урока
1. Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос учащихся проводится по карточкам “Волна”. Ребятам предлагаются карточки с номерами вопросов. Отвечая на вопросы в распечатках на ответ “да” над номером вопроса ставится дуга, если ответ “нет” – дуга ставится снизу.
Вопросы:
- Мерка ДТС необходима для определения линии бедер? (Да)
- Длина изделия измеряется от линии бедер до желаемой длины? (Нет)
- Понева – это современный вид юбки? (Нет)
- Результат измерения нужно разделить пополам при записи мерок Ст, Сб? (Да)
- Мерка Ст определяет ширину юбки? (Нет)
- К ассортименту поясной одежды относится юбка, шорты брюки? (Да)
- Нить основы тянется больше? (Нет)
- Для построения чертежа юбки необходима ли прибавка к полуобхвату бедер? (Да)
- Нужно ли фиксировать линию талии шнурком при снятии мерок? (Да)
- Эстетическое требование определяет качество одежды? (Нет).
Взаимопроверка работ (слайд 1 презентации).
3. Изучение нового материала.
Ребята чему мы с вами научились на предыдущем уроке?
Чему мы должны научиться? Сформулируйте тему нашего урока(учащиеся высказывают свои мнения, формулируют тему урока).
Запись темы в тетради (слайд 2).
Ребята вы видите разные покрои юбок, какое название вы бы им дали (слайд 3). Учащиеся называют покрои юбок (прямые, клиньевые, конические).
Сегодня на уроке мы научимся конструировать коническую и клиньевую юбки.
Конструирование – это процесс создания выкройки при помощи расчетов и чертежей. (учащиеся записывают определение в тетрадь).
Коническая юбка.
Конические, или клешевые, юбки представляют собой полный круг (“солнце”) или часть круга. Их делят на семь основных групп (слайд 4). Линии талии, бедер и низа этих юбок представляют собой части окружностей. В конических юбках направление нитей основы и утка на различных участках неодинаковы.
Практическая работа
Инструменты и принадлежности: масштабная линейка, угольник, циркуль, лекало, карандаш, ластик, альбом.
На столах учащихся лежат инструкционные карты:
“Построение чертежа юбки “большой клеш” на 42 размер”.
№ п/п | Буквенное обозначение | Последовательность построения | Расчетная формула |
1 | ОТ | Из т.О вертикальная линия, отложить по ней R дуги окружности для построения линии талии (слайд 5). | ОТ=(Ст+Пт)·К=(33+1) ·1,2=40,8 см. |
2 | ТТ1 | Из т.О R равным, ОТ провести дугу ТТ1,соединить т.О с т.Т1 и продлить ее(слайд 6). | ТТ1=Ст+Пт=33+1=34 см. |
3 | ОН | От т.Т отложить Диз. юбки (слайд 7) | ОН=От+Диз=40,8+50=90,8 см. |
4 | НН1 | R ОН провести дугу до пересечения с прямой ОТ1, поставить т.Н1(слайд 8) | |
5 | ОБ | Провести линию бедер ББ1, R равным ОБ(слайд 9) | ОБ=ОТ+Дст:2=40,8+35:2=58,3см |
6 | Т, Т1, Б1, Н1, Н, Б Т. | Обвести контур чертежа сплошной линией соединяя точки: (слайд 10) |
Валеологическая пауза.
Клиньевая юбка.
Клиньевые юбки могут состоять из 4, 6, 8, 10 или 12 клиньев, расширенных к линии низа. Нить основы располагается вдоль каждого клина.
Инструкционная карта: “Построение чертежа шестиклинной юбки на 42 размер”.
№ п/п | Буквенное обозначение | Последовательность построения | Расчетнаяформула |
1 | ТБ ТН |
Из т.Т провести вертикальную линию, отложить линию бедер и Диз по мерке (слайд 11) | ТБ=ДТС:2=35:2=17,5 см. ТН=Диз=50см. |
2 | Через т. Т,Б,Н провести горизонтальные линии (слайд 12) | ||
3 | ТТ1=ТТ2 | От т.Т вправо и влево отложить половину ширины клина по линии талии(слайд 13) | ТТ1=ТТ2=(Ст+Пт): N =(33+1):6=5,7 см.(где N равно числу клиньев на юбке). |
5 | ББ1=ББ2 | От т.Б вправо и влево отложить половину ширины клина по линии бедер (слайд 14) | ББ1=ББ2=(Сб+Пб): N =(43+3):6=7,7см. |
6 | Н1,Н2 | т.Т соед. с т.Б, т.Т1 соед. с т.Б1 линии продлить до пересечения с горизонталью проведенную через т.Н (слайд 15) | |
7 | Т', Н' | От т.Т 0,5см. т. Т', от т. Н 0,5см. т. Н' (слайд 16). | |
8 | Т1, Т', Т2, Б2, Н2, Н', Н1, Б1, Т1. | Обвести контур чертежа сплошной линией соединяя точки, линию талии и линию низа оформляем плавной линией (слайд 17) |
Знакомство учащихся с деталями прямой юбки (слайд 18). Прямая юбка состоит из переднего и заднего полотнища. Переднее полотнище шире, чем заднее, выточки на заднем полотнище длиннее, чем на переднем. Детали выкройки имеют следующие срезы: линия талии, боковой, нижний, центр.
4. Анализ и оценка урока.
В заключении урока подводится итог. Чему научились на уроке, где это может пригодиться в жизни (учащиеся высказывают свои мысли),отмечаются хорошие работы, выставляются оценки.
5. Домашнее задание.
В тетради самостоятельно выполнить чертеж конической юбки покроя “солнце” в масштабе 1:4.