Урок по химии "Классификация химических реакций"

Разделы: Химия


Цель:

  • опираясь на ранее полученные знания учащихся, подвести их к пониманию различных типов химических реакций; привести в систему накопленные знания; акцентировать внимание учащихся на связь курса химии и биологии;
  • активизировать приемы логического мышления: сравнение, обобщение:
  • способствовать развитию мировоззренческих представлений;
  • воспитывать чувство ответственности взаимоподдержку;
  • делать акцент на пробелах в знаниях учащихся;

Оборудование: N3С3, ZnCh2, Na2NO3, О2, H2SO4, HCL, КОН, медная проволока, лучинка, спиртовка, спички, держатель, пробирки, вода: па столах выданы карты самоконтроля и интегративно-модульные карты.

Оборудование на столе учителя:

  • кодоскоп, лента магния закреплена в лапке металлического штатива, чашка Петри;
  • реактивы CuS04, KOH,Na2CO3 ,HCl

На доске изображена схема - " кластер" — Классификация химических реакций, которая заполняется во время урока.

Ход урока

Учитель:

Мы окунемся в мир реакций
Которых много, много,
Здесь и там. Ты посмотри в окно,
Ведь скоро в бурном темпе
Природа их подарит нам
Реакции идут в животном и в растении-
Ты не забудь - они идут и в нас,
Ведь человек природы рук творенье
Он много их еще создаст

Девиз урока: В природе постоянно идут превращения веществ, которые выражают с помощью химических реакций.

Тема урока: "Классификация химических реакций (ученики записывают тему в тетрадь)"

Ребята, что мы знаем о классификации химических реакции?

Ученик рассказывает, по какому признаку классифицируют реакции; называет типы реакции, и т. д.

Учитель: что мы хотим узнать о классификации реакций?

Ученик: привести в систему наши знания, по данной теме,

По уравнению” реакции, по демонстрационному опыту уметь определять тип реакции.

Учитель: Сегодня на уроке, мы продолжаем работать по методикемодулъного обучения.

Модуль - это самостоятельное достижение конкретных целей в процессе работы. Возьмите карты самоконтроля и самооценки знаний. В карте 4 УЭ, сегодня на уроке надо отработать IV УЭ. На учебный элемент 6-7 -минут, Пользуйтесь указанной в карте литературой, за помощью можете обратиться к сильному ученику, учителю. Проходит время - разбираем на доске учебный элемент, заполняем схему — " кластер " и так прорабатываем все учебные элементы.

Работаем по I УЭ - 7минут. Потом разбираем УЭ на доске. Ученик записывает примеры реакций по признаку исходных и конечных продуктов реакции.

Например:

  1. Zn + 2HCI — ZnCh +H2I—p. замещения.
  2. Zn+2H-Zn+H2 2) KOH+HCl - KCl+Н2О -p. обмена
    ОН+Н —Н2О
  3. Сu+О2 - СuO -р. соединения
  4. 2HgO - 2Hg+02: -p. разложения

Дает определения типов реакции

Учитель: Работаем по II УЭ-7минут

Ученик приводит примеры реакций по тепловому эффекту реакций; объясняет, отчего он зависит, называет стандартные условия, как обозначают тепловой эффект, что такое энтальпия процесса.

Учитель демонстрирует опыт - горение ленты магния, учащиеся должны все рассказать о данной, реакции (это реакция соединения, экзотермическая, окислительно- восстановительная.) Учитель: работаем по III УЭ - 7минут. Разбирают задания по данному элементу.

Учитель демонстрирует через кодоскоп реакцию взаимодействия сульфата меди с гидрооксидом калия; карбоната натрия с соляной кислотой. Учащиеся объясняют их. Учитель: Работаем по 4 УЭ 6 мин

Аналогично разбираем с соответствующими записями на классной доске:

  1. р. внутримолекулярные
    (NH4) Cr2O – N2 + 4H2O + Cr2O3
    2N-N2
    Cr-Cr
  2. p. межмолекулярные
    4HCl+Mn02 - Ch+MnC2+H2O
    (расписать электронный баланс)
  3. p. диспропорционирования К2МПО42О-МnО2+КМnО4+КОН

Пока ученик готовится на доске, класс работает по вопросам; определение окислительно- восстановительных реакций, что такое окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, применение окислительно-восстановительных реакций.

Рассмотрим 2 уравнения окислительно-восстановительных реакций в кислой среде и уровняем их электронно-ионным методом.

Учитель: подводим итог урока;

  • чему мы научились на уроке?
  • зачем нужно классифицировать реакции?
  • в каких учебных дисциплинах существует классификация?
  • существование каких законов диалектики в природе подтверждает данная тема?

Учитель: А сейчас проведем лабораторную работу исследовательского характера:

  1. строго соблюдаете технику безопасности (перечисляются правила по технике безопасности)
  2. из перечня имеющихся реактивов отобрать те, с которыми будете работать.
  3. записать уравнения реакции,
  4. провести по 2 -3 опыта (один из учеников записывает реакции на кодопленке, которая демонстрируется через кодоскоп, на основании которой учитель проводит фронтальную беседу по данной теме.

Домашнее задание (на кодопленке) Г.П. Хомченко Гл. 1.8; 4.5: 7.5.

Учитель: выходной контроль проводим по ннтегративно-модульным картам (карты лежат на столах)

Учащиеся выполняют задания на листах (10 минут):

I вариант: модуль А1 — А4

II вариант: модуль Б1 - Б4

III вариант: .модуль В1 - В4

Листы сдают на проверку.

Учитель благодарит учеников за урок.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4