Цель:
- опираясь на ранее полученные знания учащихся, подвести их к пониманию различных типов химических реакций; привести в систему накопленные знания; акцентировать внимание учащихся на связь курса химии и биологии;
- активизировать приемы логического мышления: сравнение, обобщение:
- способствовать развитию мировоззренческих представлений;
- воспитывать чувство ответственности взаимоподдержку;
- делать акцент на пробелах в знаниях учащихся;
Оборудование: N3С3, ZnCh2, Na2NO3, О2, H2SO4, HCL, КОН, медная проволока, лучинка, спиртовка, спички, держатель, пробирки, вода: па столах выданы карты самоконтроля и интегративно-модульные карты.
Оборудование на столе учителя:
- кодоскоп, лента магния закреплена в лапке металлического штатива, чашка Петри;
- реактивы CuS04, KOH,Na2CO3 ,HCl
На доске изображена схема - " кластер" — Классификация химических реакций, которая заполняется во время урока.
Ход урокаУчитель:
Мы окунемся в мир реакций
Которых много, много,
Здесь и там. Ты посмотри в окно,
Ведь скоро в бурном темпе
Природа их подарит нам
Реакции идут в животном и в растении-
Ты не забудь - они идут и в нас,
Ведь человек природы рук творенье
Он много их еще создаст
Девиз урока: В природе постоянно идут превращения веществ, которые выражают с помощью химических реакций.
Тема урока: "Классификация химических реакций (ученики записывают тему в тетрадь)"
Ребята, что мы знаем о классификации химических реакции?
Ученик рассказывает, по какому признаку классифицируют реакции; называет типы реакции, и т. д.
Учитель: что мы хотим узнать о классификации реакций?
Ученик: привести в систему наши знания, по данной теме,
По уравнению” реакции, по демонстрационному опыту уметь определять тип реакции.
Учитель: Сегодня на уроке, мы продолжаем работать по методикемодулъного обучения.
Модуль - это самостоятельное достижение конкретных целей в процессе работы. Возьмите карты самоконтроля и самооценки знаний. В карте 4 УЭ, сегодня на уроке надо отработать IV УЭ. На учебный элемент 6-7 -минут, Пользуйтесь указанной в карте литературой, за помощью можете обратиться к сильному ученику, учителю. Проходит время - разбираем на доске учебный элемент, заполняем схему — " кластер " и так прорабатываем все учебные элементы.
Работаем по I УЭ - 7минут. Потом разбираем УЭ на доске. Ученик записывает примеры реакций по признаку исходных и конечных продуктов реакции.
Например:
- Zn + 2HCI — ZnCh +H2I—p. замещения.
- Zn+2H-Zn+H2 2) KOH+HCl - KCl+Н2О -p. обмена
ОН+Н —Н2О - Сu+О2 - СuO -р. соединения
- 2HgO - 2Hg+02: -p. разложения
Дает определения типов реакции
Учитель: Работаем по II УЭ-7минут
Ученик приводит примеры реакций по тепловому эффекту реакций; объясняет, отчего он зависит, называет стандартные условия, как обозначают тепловой эффект, что такое энтальпия процесса.
Учитель демонстрирует опыт - горение ленты магния, учащиеся должны все рассказать о данной, реакции (это реакция соединения, экзотермическая, окислительно- восстановительная.) Учитель: работаем по III УЭ - 7минут. Разбирают задания по данному элементу.
Учитель демонстрирует через кодоскоп реакцию взаимодействия сульфата меди с гидрооксидом калия; карбоната натрия с соляной кислотой. Учащиеся объясняют их. Учитель: Работаем по 4 УЭ 6 мин
Аналогично разбираем с соответствующими записями на классной доске:
- р. внутримолекулярные
(NH4) Cr2O – N2 + 4H2O + Cr2O3
2N-N2
Cr-Cr - p. межмолекулярные
4HCl+Mn02 - Ch+MnC2+H2O
(расписать электронный баланс) - p. диспропорционирования К2МПО4+Н2О-МnО2+КМnО4+КОН
Пока ученик готовится на доске, класс работает по вопросам; определение окислительно- восстановительных реакций, что такое окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, применение окислительно-восстановительных реакций.
Рассмотрим 2 уравнения окислительно-восстановительных реакций в кислой среде и уровняем их электронно-ионным методом.
Учитель: подводим итог урока;
- чему мы научились на уроке?
- зачем нужно классифицировать реакции?
- в каких учебных дисциплинах существует классификация?
- существование каких законов диалектики в природе подтверждает данная тема?
Учитель: А сейчас проведем лабораторную работу исследовательского характера:
- строго соблюдаете технику безопасности (перечисляются правила по технике безопасности)
- из перечня имеющихся реактивов отобрать те, с которыми будете работать.
- записать уравнения реакции,
- провести по 2 -3 опыта (один из учеников записывает реакции на кодопленке, которая демонстрируется через кодоскоп, на основании которой учитель проводит фронтальную беседу по данной теме.
Домашнее задание (на кодопленке) Г.П. Хомченко Гл. 1.8; 4.5: 7.5.
Учитель: выходной контроль проводим по ннтегративно-модульным картам (карты лежат на столах)
Учащиеся выполняют задания на листах (10 минут):
I вариант: модуль А1 — А4
II вариант: модуль Б1 - Б4
III вариант: .модуль В1 - В4
Листы сдают на проверку.
Учитель благодарит учеников за урок.