Цель: приобщение к Русской культуре;
Задачи:
- формирование нравственно- эстетической отзывчивости на прекрасное ;
- формирование художественных знаний.
Зрительный ряд:
- репродукции с икон с образами Богоматери и Иисуса Христа;
- репродукция картины Леонардо да Винчи “Мадонна с Младенцем”( Мадонна Литта);
- видеосюжет: " Древнерусская живопись в Третьяковской галерее.”
Ход урока
Учитель.
Икона Богоматери... К ней прикладываются, ей поклоняются, от неё исцеляются, ею благословляются. Её образ - духовный образ Матери рода человеческого, милосердной утешительницы и заступницы.
Домом Пресвятой Богородицы всегда называл русский народ своё отечество. Выходя с оружием в руках, чтобы защитить Родину от врагов, воины как знамена несли особо чтимые иконы Богоматери.
Иконы на Руси были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце. Их не продавали и не покупали. Старые иконы нельзя было просто выбросить или сжечь - их зарывали в землю или пускали по воде. Что же такое икона?
Ученик.
Икона- образ. Изображения святых и их деяний.
Учитель.
Действительно, икона - это священный предмет, особенная прекрасная живопись, библейский жанр живописи.
Откуда пришла на Русь икона?
Ученик.
Икона пришла на Русь из Византии. По преданию, древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом( икона “ Спас Нерукотворный” ), либо были написаны с натуры (изображение Богоматери евангелистом Лукой).
Учитель.
А на чем писались иконы?
Ученик,
В Византии иконы писались на кипарисовых досках. На Руси, преимущественно, на липовых.
Учитель.
Скажите, а какими красками писали иконы?
Ученик.
Иконы писали темперными красками. Темпера - краска, замешанная на яичном желтке. Она звучная, яркая, долговечная, но её нельзя накладывать послойно.
Учитель.
Я предлагаю всем вместе отправиться на экскурсию в Третьяковскую галерею, чтобы посмотреть коллекцию древнерусского искусства (видеосюжет “ Третьяковская галерея” ).
Учитель.
Какие виды монументальной живописи вы увидели в видеосюжете?
Ученик.
В видеосюжете мы увидели мозаику, фреску, икону.
Учитель.
Икону называют благословением в красках. Древнерусская икона - своеобразное неповторимое явление.
Чтобы войти в художественный мир иконы, необходимо понимать её особый образный язык, символику и сложность сюжетов.
Образный язык и символика иконы помогают чувствовать её вечную красоту. Но её духовность и сложность познаются через иконографию.
Иконография - это строго установленная система изображения образов, сюжетов, взятых из Библии, Ветхого и Нового Заветов, богословских сочинений.
Основные персонажи религиозной живописи: Богоматерь, Христос, Иоанн Предтеча, апостолы, пророки, праотцы.
Особой любовью иконописцев пользовался образ Богоматери. Существует более 200 типов иконографических изображений Богоматери. Самым распространенным является “Одигитрия”, или “ Путеводительница”.
Согласно византийскому сказанию первая подобная икона привела двух слепцов в Храм Богородицы и там исцелила их от слепоты. Этот тип иконы даёт ясное изображение Богоматери с Христом. Они написаны с пристально смотрящими на молящегося. Христос восседает на левой руке, как на троне. Правая рука Марии указывает на своего сына; Христос правой рукой благословляет молящегося, а в левой руке держит бумажный свиток.
Иконы с изображением Богоматери принято называть по месту, где они впервые появились, или приобрели славу чудотворных (Казанская, Тихвинская).
Другой не менее известный иконографический тип - Богоматерь “Е:леуса”, или “Умиление”.
Материнская любовь и полное духовное единение Богоматери с младенцем выражается в наклоне головы Марии и в нежном прикосновении Иисуса к её щеке, т.е. представлен момент ласкания матери и ребёнка.
Согласно легенде, первое изображение Богоматери написал евангелист Лука. Мария всегда изображается в тёмно-вишнёвом мафории - покрывале замужних женщин. Мафорий отделан по краю золотой каймой, пурпурные одежды и красная обувь говорит о царском достоинстве девы Марии, происходящей из рода царя Давида. Мафорий украшен тремя золотыми звездами: на лбу, на плечах (символ чистоты Богородицы, её троякого девства: до рождения, по рождении и по рождении Иисуса Христа). Вокруг г оловы золотой нимб.
Что он означает ?
Ученик.
Нимб означает символ святости.
Учитель.
Посмотрите на икону “Спас Нерукотворный”.
У Иисуса нимб разделён крестом, на пересечении креста буквы WON -вечно сущий. По обе стороны нимба Богоматери пишутся буквы MP OV -что означает “Матерь Бога”. Иногда иконы одевают в ризу. Риза - или оклад. Он делался из настоящего золота или серебра и украшался драгоценными камнями. У Владимирской Богоматери таких окладов не менее трёх. Когда -эту икону реставрировали, обнаружили, что икона была записана четыре раза. От древней живописи 12 века остались только лики и левая рука младенца, т.е. самое ценное.
Лик Богоматери удивителен и неповторим. В глазах запечатлилась г лубочайшая скорбь и печаль матери, предвидящей жестокую судьбу своего сына. Любовь и печаль. Два эти чувства- постоянные спутники человека - с редкой убедительностью переданы гениальным византийским мастером.
Следующий иконографический тип - это “Оранта”. В переводе с латинского “молящаяся”. Богоматерь изображена одна в полный рост с воздетыми в молитве вверх руками. Такое изображение находится в Софийском соборе в Киеве. Она выполнена в технике мозаика.
Киевская Оранта - самое большое изображение Богоматери высотой до 5 метров. Богоматерь изображена в синем хитоне и пурпурном мафории.
Как вы думаете, почему хитон синего цвета?
Ученик.
Синий цвет-символ неба. А Богоматерь Царица Небесная.
Учитель. Верно. В этой мозаике 177 оттенков разных цветов, 25 оттенков только золотистого. На один квадратный метр - 400 штук смальты. На Руси это изображение получило название “Нерушимая стена”, т.е. защитница.
Иногда Богоматерь изображается с круглым медальоном на груди, в котором изображён Христос в младенческом возрасте - это Ярославская Оранта, её называют “Великая Панагия”, или “Всесвятая”.
И рассмотрим следующий тип, который очень редко встречается: “Млекопитательница”. Богоматерь кормит грудью Иисуса.
Ребята, внимательно посмотрите на икону! Леонардо да Винчи. Скажите, в чём разница двух сюжетов, изображающих Богоматерь и младенца Иисуса, западноевропейской живописи и в русской иконе?
Ученик.
Икона изображает неземное, духовное: фигуры кажутся плоскими, неподвижными; пространство двухмерное, нет объёма, нет теней; Богоматерь написана не на фоне пейзажа, в иконах, фон чаще золотистый.
В картине Богоматерь с младенцем изображена как реальные люди на фоне пейзажа. Художник передал объём и красоту тела.
Учитель.
Совершенно верно. Итак, сегодня мы познакомились с обще христианскими традициямит иконографии: на примере икон Богоматери. Подумайте о её красоте и значении. Уже два тысячелетия чтут люди святую Деву Марию. И сегодня мы работали активно, молодцы
Выставление оценок.
Литература.
- Барская Н. А. “Сюжеты и образы древней иконы. M l993г”.
- Бусева-Давыдова И.Л. “Художественная культура Древней Руси. Искусство №9. 1996г.”.
- Рябцев Ю.С. “История Русской Культуры XI-XVII веков. М. 1997г.”.