Введение
Начальная школа является фундаментом, основой всего образования человека. Каждая школа интересна своими находками, традициями, учителями. Но авторитет любого образовательного учреждения, конечно, результат – знание учеников.
Об уровне и глубине знаний учащихся школа заботилась всегда, заботится неизменно и сейчас. И вместе с тем обеспечение качества знаний остается постоянной проблемой, решением которой школа занималась в любые времена. Одна их таких проблем – проблема образования в начальных классах в национальной школе.
Описание данного проекта предлагается как вспомогательный материал для учителей начальных классов, работающих по системе развивающего обучения Л.В.Занкова в национальной школе.
Актуальность
Актуальность данной тематики обусловлена следующими компонентами:
- качественными изменениями социального заказа общества, потребностями в творчески мыслящих людях;
- эффективностью данного метода обучения в развитии гибкости мышления у детей младшего школьного возраста в национальных школах;
- необходимостью введения данной развивающей технологии Л.В. Занкова во всех школах Агинского Бурятского автономного округа.
Цель
Таким образом, целью данного проекта является качественное обучение в общеобразовательной национальной школе, сохраняя традиции и культуру бурятского народа, посредством обучения и развития у детей младшего школьного возраста самостоятельной логики мышления.
Объект
Объектом исследования являются процесс обучения детей младшего школьного возраста, обучающихся по системе им. Л.В. Занкова в национальной школе.
Предмет
Предметом исследования является формы и методы работы над развитием мыслительной деятельности младших школьников.
Задачи
Важнейшими задачами исследовательского проекта являются:
1. Развить самостоятельную логику мышления, которая бы позволила бы детям, говорящим и мыслящим на бурятском языке строить умозаключения; приводить доказательства и высказывания, логически связанные между собой; делать вывод, обосновывая свои суждения, и в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
2. Выработать и развить у детей те способности, которые позволили бы им максимально реализовать себя.
3. Повысить разный уровень умственного развития у детей посредством поисково-творческих занимательных заданий повышенной сложности.
Новизна
Новизна проекта определяется практической значимостью данной темы в процессе обучения детей начальных классов в национальных школах, способствует повышению эффективности и результативности работы учителей.
Практическое применение данных методов формирует такие логические приемы мышления, как анализ и синтез, сравнение, аналогия, классификация, обобщение. Все это способствует продвижению учащихся в развитии мыслительной деятельности и высокому уровню качества учащихся.
Гипотеза
Реализация данного исследовательского проекта предполагает, что если разработать:
1. Основы построения процесса обучения начальных классов в национальных школах;
2. Модель организации учебно-воспитательного процесса с применением логических приемов и операций, которые являются основными компонентами логического мышления – понятий, суждений, умозаключений;
3. Методику проведения занятий в начальных классах; их режим и объем; определить их сочетаемость с традиционными занятиями;
4. Издание периодически обновляемых методических рекомендаций для учителей, а также издание сборника творческих заданий для учащихся по родному языку в национальной школе,
то это позволит:
- учесть потребности и возможности педагогов школы в повышении качества образовательного процесса, в самообразовании, самореализации;
- достичь новых образовательных целей, направленных на саморазвитие и адаптацию учащихся младших классов к современным условиям жизнедеятельности общества; формирование умения самостоятельно добывать, анализировать и структурировать необходимую информацию.
При таком подходе результативность внедрения данных методов и форм обучения в образовательное пространство национальной школы можно оценить с помощью диагностического инструментария: творческих заданий, тестов, различных типов педагогических разработок. Также формируется развитие внутренней мотивации, повышается общее качество обученности, уровень мыслительной деятельности, развивается индивидуальные способности каждого учащегося.
Использование методов театральной педагогики в филологическом образовании младших школьников.
Что я слышу – забываю,
Что я вижу – я помню,
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций.
Личностно-ориентированное обучение в современной школе предполагает раскрытие индивидуальности и оптимальное развитие каждого школьника, его интеллекта, чувства, воли и особенно коммуникативных способностей.
Правильная, выразительная речь – показатель уровня владения современным русским языком, уважения человека к языку как к одной из сторон культуры, самобытности народа.
Усиление речевой линии в обучении, несомненно, необходимо, важно, но при этом также важно не упускать из виду обучение правописанию, ведь “орфографическая грамотность это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания”. [6, стр.5].
Следовательно, работать над совершенствованием методики обучения орфографии актуально, ведь грамотность школьников по-прежнему остается ниже желаемого уровня.
Орфографический навык формируется в течение всего срока обучения ребенка в школе, но очень важен период обучения грамоте, так как он дает начало образовательному старту и является базовым по отношению ко всему последующему обучению грамотному письму.
Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании. [8, стр.3].
Нужны ли на уроке навыки взаимного общения учащихся; навыки коллективной работы, когда каждый зависит от всех, а все – от каждого? Нужна ли творческая смелость детей, их вера в свои силы? Нужны ли упражнения, тренирующие память, воображение, чистоту речи, управление голосом? Все эти проблемы разрешимы и могут быть реализованы через приемы театральной педагогики, которые доказали свою жизнеспособность, как средства для получения желаемых результатов. Они применимы в условиях любого класса, школы, любого детского коллектива. Инсценировать, представлять кого-то, художественно читать стихи и прозу, нестандартно с выдумкой проводить уроки, выходящие за грань привычного, внеклассные мероприятия, праздники – во всех этих действиях присутствуют особенности театрального языка.
Театральные упражнения помогают учителю развивать у младших школьников способность ориентироваться в окружающей обстановке, чуткость по отношению друг к другу, смелость и выразительность во время выступлений, восприимчивость к произведениям литературного искусства. В театральной педагогике имеются много упражнений, требующих от ребенка выполнения заданных особенностей поведения. [4].
С учетом психофизиологических особенностей детей 6,5 или 6 – летнего возраста в целях речевого развития и адаптации ребенка к новым условиям жизни в азбуку по УМК системы Занкова, по которой работаю, введен “театр”. Через разыгрывание пантомим, постепенным включением спонтанных высказываний школьники выходят на осознание устного общения, учатся владеть своим голосом, жестами, мимикой. Участие в театре дает очень важный социальный опыт общения со знакомыми и незнакомыми, с приятелями, с пожилыми людьми и инвалидами, опыт правильного телефонного разговора, поведения в общественных местах. Театр позволяет кому-то вспомнить, а кому-то узнать наиболее распространенные сказки, их сюжеты, раскрыть через инсценирование особенности героев, их характеров. “Репертуар” расширяется по мере необходимости. [7, стр.11-12].
Поэтому используются в данной работе сказки для формирования первичных представлений об орфограмме.
Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане орфографические сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту. Например, после изучения всегда мягких звуков [ч,], и [щ,] букв ч и щ рассказывается и разыгрывается орфографическая сказка.
“Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: “Я больше всех грибов набрала, Я, Я, Я, грибы у меня самые лучшие, Я, Я, Я”. Буквы рассердились: “Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался”. И решили буквы наказать букву Я, отправили ее в самый конец алфавита. Но тут заюлила буква Ю, стала защищать букву Я. Буквы и ее отправили в конец алфавита. Тогда вышли всегда мягкие Ч и Щ и сказали, что никогда не встанут рядом с зазнайками Я и Ю, а будут дружить только с А и У. Запомните, дети, слоги ча, ща пишем с буквой а , чу, щу пишем с буквой у” (по Л.А.Фроловой).
Даже если десять раз повторяешь это правило, заставляешь заучивать наизусть, некоторые дети правильно проговаривают, а сами продолжают писать с ошибкой слова с данными орфограммами. А если вовлечь в игру детей, распределить роли, разыграть сказку, пропустить через ребенка со всеми чувствами, эмоциями, такой подход практикоориентирован и оставляет след на долгие годы. “Изучение грамматики, - писал Д.Н.Богоявленский, - приводит к осознанию зависимостей, но решающее значение имеет не заучивание формулировок, а распознание грамматической природы орфограммы и подведение под соответствующее правило. Такие задачи решаются путем умственных операций анализа слова, грамматической абстракции, вспоминания и выбора соответствующего правила и, наконец, определенно действия. Правильное выполнение этих умственных операций опираются на развитие у учащихся логического мышления”. [3].
Таким образом, орфографические сказки, помогают не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия. То есть подбирать проверочные слова так, чтобы звук в слабой позиции заменить звуком в сильной позиции и затем определить, какой буквой обозначается этот звук.
Сегодня в школу приходят читающие дети или знающие все буквы. Практика показывает, что обучить грамоте таких детей сложнее, чем не читающих. И результаты диагностики в конце первого класса показывают, что дети, пришедшие не читающими, опережают других и по технике, и по скорости чтения, и по грамотности письма. Во-вторых, язык, на котором говорят дети, редуцируется, дети – буряты, можно сказать, не владеют в полной мере ни своим родным языком, ни русским языком. Опыт показывает, что при данных проблемах нужно исходить из того, что импульсом к началу познания служит удивление, учитывая возрастные особенности обучаемых на начальной ступени приоритет нужно отдавать эмоциональному фактору, который дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу.
Обучение грамоте родного языка веду параллельно с обучением русской грамоте в сравнении, сопоставлении отдельных элементов. При этом использую методы УДЕ (укрупнение дидактических единиц), обучение в ЗБР( зоне ближайщего развития), методы театральной педагогики.
Все начинается со сказки. “Соседствовали два села” “Узэглэл” и “Азбука”. И живут в них необычные жители – буквы в своих домах, на своих улицах, ходят друг к другу в гости, образуют слова, предложения, текст. Но все они живут и работают по своим правилам…
По мере изучения букв дети узнают, что в русском селе у каждой буквы свой дом и дома они строят на любом месте. Вместе все сильны.
А в бурятском селе буквы живут в одном доме вместе с братьями, сестрами, большими семьями: а – аа – ай – я – яа, э – ээ – эй – е – еэ. Строят свои дома по микрорайонам. В каждом микрорайоне живут родственники (а, у, о, я, ё). Они ходят друг к другу в гости только в своем микрорайоне, держат связь только со своими родственниками.
Играя, дети приходят к выводу, что жители 1 микрорайона (гласные мужского рода) сильнее жителей 2 микрорайона (гласных женского рода), голоса у них громкие, звучные, одеваются в строгий костюм, всегда при галстуках. А жители 2 микрорайона нежные, ласковые, говорят спокойно, щебечут, никогда не кричат, и дети приходят к выводу, что они олицетворяют девочек в бантиках, в розовых платьицах.
А в 3 микрорайоне живут мировые ребята – и, ы, ю (гласные среднего рода), которые дружны со всеми. Они играют с жителями и 1 микрорайона, и 2 микрорайона.
Также расселяются согласные по звонкости и глухости. Например, буквы парные строят дома напротив друг друга, Ь и Ъ на краю села, вдали от шума и т.д.
“При таком построении учебного материала учитывается и такая особенность младших школьников, как синкретизм (слитность) мышления. Это потом, получив опыт обучения, на основе жизненного опыта, ребенок начинает мыслить, анализировать. Пользуясь этой способностью детей, предоставляю для рассмотрения не отдельные факты, а их связь, которые образуют доступное ребенку целое”. [7].
Практика обучения с использованием театральной педагогики по системе Занкова показывает, что школьники любят исследовательскую деятельность, им нравится открывать закономерности, делать выводы на основе своих наблюдений.
Сосредоточить внимание младших школьников лишь на усвоение правил и выработке навыков без теоретического обобщения – значит задерживать их в развитии. [1, стр.8].
Выводы:
Таким образом:
- использование приемов театральной педагогики удачно вписывается в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя развитию и формированию их личности;
- участие в театре дает очень важный социальный опыт общения;
- в игре ребенок активно соприкасается с явлениями реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием и надолго оставляет след в его памяти;
- театральная педагогика дает возможность развитию воображения, памяти, учит свободно выражать свои мысли и чувства через слово, жест, интонацию, мимику;
- участие детей в спектаклях доставляют им радость, удовлетворение.
Литература
- Аргинская И.И., Полякова А.В. и др. Обучаем по системе Л.В.Занкова: первый год обучения. – М. 1991г.
- Басина Н.А., Сулимова Н.П. и др. Тетральная педагогика каак средство создания развивающей образовательной среды. – М., 2003г.
- Богоявленский Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии. – М., 1999г.
- Ершова. А.П. Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1-11 класс. Программа, методические рекомендации, сборник упражнений. Сост. - М., 1990г.
- Кияновский А.А., Санько С.Н. Школьный театр в начальной школе. – М., 2007г.
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М., 1990 г.
- Нечаева Н.В. Методические рекомендации по обучению грамоте.- М., 2003 г.
- Нечаева Н.В., Ванцян А.Г. Система развивающего обучения Л.В.Занкова – что это такое?, “Федоров”, 2006 г.