Правописание корней стел-, стил-

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • способствовать открытию учащимися в ходе урока специального правила правописания корней стел - / стил -; перенести полученные знания на правописание корней бер-/ бир-, пер-/ пир-, тер-/тир;
  • продолжить формирование у учащихся умений ставить перед собой цели, планировать и организовывать свою деятельность во времени согласно выбранной теме; продолжать содействовать развитию фонематического слуха, внимания, логики;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи, культуры речи.

Ход урока

1.Ситуация успеха

- Сейчас урок? За дело. Сегодня 31 января – последний день января. Сыро. Мокро. А нам так хотелось, чтобы было так: зима, холод, нам хорошо. Снег метёт и пушистым ковром землю застилает.

( Открываю доску с записанным текстом.)

З_ма. Хол_д. Нам х_р_шо. Снег м_тет и пушистым к_вром землю заст_лает.

- Что будете делать?

( Ответы детей.)

- Правильно. Вставим пропущенные буквы и выделим ту часть слова, где находится орфограмма. Вам понятно задание?

Выполнение и проверка задания. Дети объясняют правописание орфограмм.

2. Ситуация разрыва

- Какой корень в слове “застилает”? Как вы проверили это слово?(Стелет, стелется)

- Я подобрала другие слова: “настил”, “подстилка”. Можно ли их использовать для проверки слова “застилает”?

( Учащиеся говорят, что не знают значения этих слов.)

- Давайте выясним значение этих слов.

Работа с толковым словарем.

( НАСТИЛ – поверхность из досок или другого материала, нанесенного сверху чего-нибудь. ПОДСТИЛКА – то, что подстелили.)

- Однокоренные ли эти слова?

(Ответы детей)

- Можно ли проверять наше слово “застилает” этими словами?(Можно)

- Выходит, что слово “застилает” можно проверять словами “стелет” и “настил”?

3. Постановка учебной задачи

- Какое из однокоренных слов вы будете использовать? Вы можете ответить? Что будете делать?

(Выслушиваю мнения детей, которые приходят к выводу, что данное слово нельзя проверить по сильной позиции и нужно вывести специальное правило.)

4. Решение учебной задачи

- Займемся исследованием. Я вам предлагаю языковой материал.

Даны два столбика слов, записанных на доске.

заст_лю заст_лает
наст_лить наст_лать
подст_лю подст_лаешь

- С чего вы начнете работу? Что вам поможет?(Словарь)

Работа в парах со словарем.

- Что вы заметили? ( В первом столбике записаны слова с корнем стел -, а во втором – с корнем стил-.)

- Как вы думаете, от чего это зависит? Порассуждайте в группах.

Работа в группах.

( Выслушиваю рассуждения детей)

Вывод правила: если есть за корнем А, в корне будет И всегда.

5. Моделирование

- Зафиксируйте свой вывод на модели. Что вы должны показать на своих моделях?

( Выслушиваю объяснения учащихся.)

Предъявление моделей на доске.

6.Физкультминутка

7. Дополнения к правилу

Работа в парах

- Вы не забыли, к какому выводу мы пришли?

( Повторение правила)

- Этому правилу подчиняется и написание других корней. Вы должны сами отыскать эти корни, в предложениях записанных на карточках.

Содержание карточки 1.

Дети собирают ягоды и сегодня их соберут много.
Можно опереться на палку, а можно опираться на руку.
Не забудь протереть обувь и потирай её постоянно.

( Анализ языкового материала в парах.)

- Какие, корни, подчиняющиеся этому правилу, вы нашли?

( Выслушиваем ответы, дополняем таблицу.)

СТЕЛ СТИЛ
БЕР БИР
ПЕР ПИР
ТЕР ТИР

8. Выработка орфографических навыков на основании выведенного правила – выполнение упражнения

Содержание карточки 2

расст_латься оп_раться
выт_рать ст_реть
соб_ру уб_раю
выст_лить

( Проверка)

9. Домашнее задание

- Составьте предложения сданными словами.

10. Рефлексия

- Наш урок подошёл к концу. Подведите итоги своей работы, закончив одно из предложений.

На уроке я научился…
На уроке я понял…
На уроке мне было интересно…
На уроке мне было трудно…