Цели урока:
- способствовать открытию учащимися в ходе урока специального правила правописания корней стел - / стил -; перенести полученные знания на правописание корней бер-/ бир-, пер-/ пир-, тер-/тир;
- продолжить формирование у учащихся умений ставить перед собой цели, планировать и организовывать свою деятельность во времени согласно выбранной теме; продолжать содействовать развитию фонематического слуха, внимания, логики;
- способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи, культуры речи.
Ход урока
1.Ситуация успеха
- Сейчас урок? За дело. Сегодня 31 января – последний день января. Сыро. Мокро. А нам так хотелось, чтобы было так: зима, холод, нам хорошо. Снег метёт и пушистым ковром землю застилает.
( Открываю доску с записанным текстом.)
З_ма. Хол_д. Нам х_р_шо. Снег м_тет и пушистым к_вром землю заст_лает.
- Что будете делать?
( Ответы детей.)
- Правильно. Вставим пропущенные буквы и выделим ту часть слова, где находится орфограмма. Вам понятно задание?
Выполнение и проверка задания. Дети объясняют правописание орфограмм.
2. Ситуация разрыва
- Какой корень в слове “застилает”? Как вы проверили это слово?(Стелет, стелется)
- Я подобрала другие слова: “настил”, “подстилка”. Можно ли их использовать для проверки слова “застилает”?
( Учащиеся говорят, что не знают значения этих слов.)
- Давайте выясним значение этих слов.
Работа с толковым словарем.
( НАСТИЛ – поверхность из досок или другого материала, нанесенного сверху чего-нибудь. ПОДСТИЛКА – то, что подстелили.)
- Однокоренные ли эти слова?
(Ответы детей)
- Можно ли проверять наше слово “застилает” этими словами?(Можно)
- Выходит, что слово “застилает” можно проверять словами “стелет” и “настил”?
3. Постановка учебной задачи
- Какое из однокоренных слов вы будете использовать? Вы можете ответить? Что будете делать?
(Выслушиваю мнения детей, которые приходят к выводу, что данное слово нельзя проверить по сильной позиции и нужно вывести специальное правило.)
4. Решение учебной задачи
- Займемся исследованием. Я вам предлагаю языковой материал.
Даны два столбика слов, записанных на доске.
заст_лю | заст_лает |
наст_лить | наст_лать |
подст_лю | подст_лаешь |
- С чего вы начнете работу? Что вам поможет?(Словарь)
Работа в парах со словарем.
- Что вы заметили? ( В первом столбике записаны слова с корнем стел -, а во втором – с корнем стил-.)
- Как вы думаете, от чего это зависит? Порассуждайте в группах.
Работа в группах.
( Выслушиваю рассуждения детей)
Вывод правила: если есть за корнем А, в корне будет И всегда.
5. Моделирование
- Зафиксируйте свой вывод на модели. Что вы должны показать на своих моделях?
( Выслушиваю объяснения учащихся.)
Предъявление моделей на доске.
6.Физкультминутка
7. Дополнения к правилу
Работа в парах
- Вы не забыли, к какому выводу мы пришли?
( Повторение правила)
- Этому правилу подчиняется и написание других корней. Вы должны сами отыскать эти корни, в предложениях записанных на карточках.
Содержание карточки 1.
Дети собирают ягоды и сегодня их соберут много.
Можно опереться на палку, а можно опираться на
руку.
Не забудь протереть обувь и потирай её постоянно.
( Анализ языкового материала в парах.)
- Какие, корни, подчиняющиеся этому правилу, вы нашли?
( Выслушиваем ответы, дополняем таблицу.)
СТЕЛ | СТИЛ |
БЕР | БИР |
ПЕР | ПИР |
ТЕР | ТИР |
8. Выработка орфографических навыков на основании выведенного правила – выполнение упражнения
Содержание карточки 2
расст_латься | оп_раться |
выт_рать | ст_реть |
соб_ру | уб_раю |
выст_лить |
( Проверка)
9. Домашнее задание
- Составьте предложения сданными словами.
10. Рефлексия
- Наш урок подошёл к концу. Подведите итоги своей работы, закончив одно из предложений.
На уроке я научился…
На уроке я понял…
На уроке мне было интересно…
На уроке мне было трудно…