Цели урока:
- дидактическая
I. Организационный этап (проверка готовности уч-ся к уроку, организация внимания).
II. Постановка цели урока.
Начало XX века. Франция. Париж. Проходя по площади Экзюпери, господин Команьон указал на дом Денизо: «Что-то больше не слышно о провидице, общавшейся со святыми. Меня водил туда Лакарель, правитель канцелярии префекта. Она сидела в кресле, закрыв глаза, а человек десять почитателей задавали вопросы… На все вопросы она отвечала в поэтическом стиле и без особого затруднения. Когда черед дошел до меня, я задал самый простой вопрос: «Каков логарифм 9?». Она мне ничего не ответила. Как же так? Провидица не знает логарифма 9? Да виданное ли это дело! Все были смущены. Я ушел, провожаемый общим неодобрением».
«Ох, опять логарифмы», - подумаете вы. А мне хочется сказать: «Ах, эти логарифмы». И сегодня на уроке мы продолжим отрабатывать навыки решения логарифмических уравнений, неравенств, систем уравнений, но задания будут повышенной сложности, а также рассмотрим приложения логарифмической функции в самых различных областях науки и техники.
Ход урока
- Исторический экскурс.
- Повторение (задание с ключом);
- Решение упражнений повышенного уровня сложности;
- Приложения логарифмической функции;
- Самостоятельная работа;
- Домашнее задание.
III. Актуализация знаний.
Повторение ранее изученного.
Более трехсот лет прошло с того дня, как в 1614 году были опубликованы первые логарифмические таблицы, составленные Джоном Непером. Значение логарифмов трудно переоценить. Они нужны инженеру и астроному, штурману и артиллеристу, всем, кому приходится вести громоздкие вычисления. Совершенно прав великий французский математик и астроном Лаплас, который сказал: «Изобретение логарифмов, сокращая вычисления нескольких месяцев в труд нескольких дней, словно удваивает жизнь астрономов».
Задание с ключом.
Этот прием, пришедший к нам из программирования, состоит в следующем: я буду произносить некоторые утверждения и, если вы согласны со мной, то в тетради ставите «1», если нет – «0». В результате у вас должно получиться число.
- Если lg x=lg y, то x=y.
- 1>.
- Если , то .
- Графики функций и совпадают.
- Если 32=9, то
- Область определения функции промежуток (0; ?).
- lg7<3lg2.
- Если ,
то
при . - Выражение справедливо для любого х?0.
Ключ: 1010000100.
IV. Выполнение упражнений.
Рассмотрим различные примеры применения знаний, полученных на предыдущих уроках при решении заданий повышенного уровня сложности.
№1. Решите уравнение.
№2. Решите систему уравнений
Данная система предлагалась на вступительных экзаменах в 2004 году в МГУ на факультет вычислительной математики и кибернетики.
№3. При каких значениях числа являются длинами сторон некоторого равнобедренного треугольника?
Продолжим урок остроумной алгебраической головоломкой, которой развлекались участники одного съезда физиков в Одессе.
Задача: любое данное число, целое и положительное, изобразить с помощью трех двоек и математических символов. Пусть, например, данные числа – 3 и 5.
Общее решение задачи записывается в виде
№4. Построить график функции
V. Приложения логарифмической функции.
Поистине безграничны приложения логарифмической функции в самых различных областях науки и технике. Рассмотрим некоторые из них (приложение 1).
- Звезды, шум и логарифмы.
- Логарифмы и ощущения.
- Завещание на сотни лет.
- Логарифмическая спираль.
VI. Самостоятельная работа.
1) Найдите значение , если
2) Найдите множество значений , при которых выполняется неравенство
Решите систему уравнений
4) Постройте график функции, найдите ее область определения, промежутки возрастания и убывания.
VII. Домашнее задание. (Приложение 2)
Решите систему уравнений
Число 7 изобразить с помощью трех 2 и математических символов.
№ 6.292 из Сборника заданий для проведения письменного экзамена за курс средней школы
Найдите наименьшее значение функции
на отрезке [1;4]
4) Доказать
VIII. Подведение итогов урока.
Итак, сегодня на уроке мы убедились, что как сказал знаменитый французский философ и математик Жан Кондорсе, «гениальное изобретение логарифмов, упрощая арифметические операции, облегчает все применения вычисления к реальным предметам и, таким образом, расширяет сферу всех наук». Поэтому тема нашего урока выбрана не случайно.