Сегодня, ребята, я расскажу вам о Кремле. Мы с вами заочно сходим на экскурсию, погуляем по соборной площади Кремля. Я вам расскажу о соборе Двенадцати апостолов, об Успенском соборе, о Благовещенском соборе, о церкви Ризположения, об Архангельском соборе.
Вообще, Кремль – сердце Москвы, сердце нашей Родины. Здесь каждое здание, каждый камень – история. В глубину веков уходит корнями история Московского Кремля. Первые упоминания о Москве появились на страницах древних летописей более восьми веков назад.
Среди лучших архитектурных памятников мира Кремль выделяется единством, законченностью, красотой своего ансамбля.
В южной части Соборной площади, ближе к Москве-реке, находится Благовещенский собор – домовая церковь русских царей. Он является памятником русского зодчества, в котором как в фокусе собраны достижения национальной архитектуры той эпохи. Построенный в стиле раннемосковского зодчества псковскими мастерами в 1484 – 1489 годах, храм первоначально был небольшой, увенчанный тремя главами. В 60-х годах XVI в. были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над галереями собора и две ложные – над сводами, после чего собор превратился в живописное девятиглавое здание. В 70-х годах XVI в. для царя Ивана Грозного с южной стороны пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. С севера и запада собор имел красивые белокаменные резные порталы, выполненные русскими мастерами в XVI веке. Южный портал восстановлен в 1950 г. в формах XV в. по сохранившимся деталям.
Внутри Благовещенский собор невелик. Лёгкие ступенчатые своды покоятся на четырёх прямоугольных столпах. У западной стены, согласно древнерусской традиции, устроены хоры для царицы и царских детей. Обращает на себя внимание необычный пол этого здания, набранный из плиток красновато-охристой драгоценной агатовидной яшмы.
В Благовещенском соборе сохранился один из древнейших русских иконостасов – памятник огромной историко-художественной ценности. В двух его ярусах (праздничном и деисусном), расположены произведения прославленных живописцев – Андрея Рублёва, Феофана Грека и Прохора с Городца. Созданные в 1405 году, иконы перенесены в современный собор из древнего несохранившегося храма. Большая часть икон написана Феофаном Греком, замечательным мастером монументальной живописи. Семь икон праздничного ряда, расположенных слева от северной стены собора, и икона с изображением архангела Михаила выполнены великим художником Андреем Рублёвым и мастерами его круга. Удивительная гармония красок и изысканный ритм композиции отличают работы этих живописцев. Остальные иконы, более контрастные по цветовой гамме, с более чёткой композицией, написаны Прохором с Городца.
Позже, в XVI веке, псковские мастера создают ещё один, верхний, четвёртый ряд иконостаса. Изображения пятого ряда относятся к XIX веку. В низшем (местном) ряду иконостаса сохранились интересные произведения древнерусской и византийской живописи начала XIV века – “Спас на престоле”, “Богоматерь Одигитрия”. Оклад иконостаса выполнен московскими мастерами в XIX веке из золочённой чеканной бронзы с красочной эмалью.
Почти все иконы этого собора неоднократно записывались, поновлялись. Считалось, что многие из них погибли во время пожаров. Начатые в 1918 – 1920г.г. реставрационные работы дали бесценным творениям новую жизнь. И по сей день реставраторы ведут в соборе и на обходной галерее комплексные научно-реставрационные работы.
Настенная фресковая живопись Благовещенского собора, выполненная в 1508 году, принадлежит кисти художника Феодосия. Северная и западная галереи собора расписывались в XVI веке. Однако позже, в XVII – XIX столетиях, эти работы проводились ещё неоднократно.
Несколько столетий фрески находились под поздними записями – под слоями красок, нанесёнными на первоначальную живопись. В 1946 – 1961 г. художники Центральных реставрационных мастерских и села Палеха восстановили древнюю настенную роспись. На отдельных участках стен этого собора было снято до пяти и более поздних наслоений красок.
В 1970 – 1980 годах специалисты Всесоюзного объединения раскрыли ещё росписи 40-60-х годов XVI века в северной и западной галереях.
С западной стороны Успенского собора расположена маленькая одноглавая церковь Ризположения. Её построили псковские мастера в 1484 – 1485 годах в стиле раннемосковской архитектуры. В результате неоднократных позднейших переделок внешний вид этой церкви значительно изменился. Реставрационные работы, проведённые в 1920-х, 1950-х и 1960-х годах, позволили восстановить её первоначальный архитектурный облик.
Храм стоит на высокой подклети. Фасады его разделены по вертикали на три части, центральные простенки которых выше и шире боковых. Карниз заканчивается килевидной формы закомарами. Живописность зданию придают и фриз – пояс в виде декоративных балясинок и орнамента из обожённой глины (пирракоты), и щелевидные окна, расположенные на фасаде и барабане главки.
Интересно внутренне убранство храма. Свод покоится на четырёх столпах. Стены и столпы сплошь покрыты живописью строгого канонического содержания. Её выполнили в 1644 году живописцы Сидор Поспеев и Иван Борисов, принимавшие участие в росписи Успенского собора, а также Семён Абрамов. Живопись отличается ярким колоритом и высокой художественностью исполнения, композиционно же фигуры росписей на столпах несколько великоваты для столь камерного пространства храма.
В 1955 – 1956 годах настенная живопись церкви Ризположения была расчищена от позднейших записей, промыта и закреплена. В это же время реставрировался иконостас, иконы которого были выполнены в 1627 году артелью живописцев под руководством известного художника Назария Истомина – Савина. Свежесть и сочность красок, серебряные, богато орнаментированные оклады, высокое мастерство исполнения ставят иконостас в ряд замечательных произведений искусства первой половины XVII века.
Интерьер церкви украшают две великолепные подставки под свечи, инкрустированные цветным воском и расписанные красками. Надписи на подставках свидетельствуют о том, что они сделаны по заказу при патриархе Иосифе в 1643 году.
В древности церковь Ризположения примыкала к Патриаршим палатам и являлась домовой церковью патриархов, а с середины XVII века стала также дворцовой церковью.
С северо-западной части церкви в настоящее время находится небольшая выставка деревянной скульптуры. Здесь в витринах представлены интересные и редкие экспонаты – резные образки, иконы, кресты, культовая скульптура XV – XVIII веков работы талантливых народных мастеров.
С северо-восточной стороны Успенского собора находятся Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов, построенные в 1652 – 1655 годах при патриархе Никоне. Разобрав находившуюся ранее в Кремле церковь Соловецких чудотворцев, и расчистив территорию бывшего дворца Бориса Годунова, русские мастера, используя древние подлеты, возвели для патриарха грандиозные трёхэтажные палаты. Простота и скромность внешней архитектуры здания контрастировали с пышной, необычной отделкой внутренних покоев крупнейшего феодала страны.
Патриаршие палаты представляют собой интересный комплекс архитектурных сооружений. Он состоит из жилых палат и помещений общественного назначения, включает в себя многочисленные комнаты, кельи, узкие лестницы и переходы, характерные для русской архитектуры XVII века. Особый интерес представляет – Крестовая палата – огромный зал, перекрытый единым, без опоры в центре, сомкнутым сводом. Площадь её составляет около 280 м2. Крестовая палата являлась парадным залом, в котором проходили заседания церковных соборов, приёмы высшего духовенства, устраивались праздничные парадные обеды.
Непосредственно к Патриаршим палатам примыкает домовая церковь. Возведённая также при патриархе Никоне, церковь лишь в 1681 году получила название Двенадцати апостолов. Собор украсили стенописью, установили резной иконостас, пол выстлали муравлеными, т.е. керамическими, поливными плитками. Но сильный пожар 1682 года нанёс большой ущерб и собору, и Патриаршему дворцу.
При патриархе Андриане (с 1690 года), вновь велись большие строительные работы. Предполагают, что именно при нём с северной стороны собора была построена открытая галерея – паперть на мощных столбах.
В XVIII – XIX веках Патриарший дворец находился в ведении Синода и неоднократно перестраивался.
В 1720-е годы архитектор И. П. Зарудный устроил под главами собора – ризницу и установил новый иконостас. В конце XVIII века М. Ф. Казаков перестроил некоторые помещения дворца и Крестовую палату. С 1763 года в Крестовой палате раз в три года готовили миро (благовонное вещество) для всех русских церквей. Палату стали называть Мироварной.
Ныне на втором этаже Патриарших палат разместился Музей прикладного искусства и быта России XVII века.
Около тысячи экспонатов музея рассказывают о замечательном самобытном искусстве древнерусских мастеров, о быте правящей верхушки русского общества того времени: царя, бояр, высшего духовенства.
В экспозиции музея широко представлены образцы тканей лицевого и орнаментального шитья одежд, украшений, посуды. Интересно собрание печатных и рукописных книг, среди которых “Букварь”, написанный Карионом Истоминым для сына Петра I царевича Алексея, “Лекарство душевное” - занимательная светская книга, печатный псалтырь 1591 года.
В 1922 году с северной стороны была открыта заделанная ранее кирпичом паперть с белокаменной резьбой колонн, а также начаты работы по раскрытию проездных арок. Летом 1955 года во время реставрации Соборной площади полностью восстановили проездные арки под церковью, ведущие на бывший патриарший двор. Позднее восстановлены архитектурные детали, живопись и резьба иконостаса; реставрированы иконы. В результате Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов предстали перед посетителями Кремля в своём первоначальном виде.
Напротив Благовещенского собора находится Архангельский собор. Он построен в 1505 – 1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым на месте древнего храма, сооружённого ещё при Иване Калите в 1333 году. Сохранив традиционные формы и план русского пятиглавого храма, зодчий в наружном убранстве здания придал ему черты, характерные для венецианской дворцовой архитектуры эпохи Ренессанса. Архангельский собор отличается нарядностью, обилием декоративных деталей. Фасады разделены стройными пилястрами и украшены двумя карнизами, которые как бы делят здание на два этажа. Полукружия закомар декорированы белокаменными раковинами.
Северный и западный входы собора украшают белокаменные резные порталы, покрытые золотом и красками. Главный вход собора, расписанный русскими живописцами выразительными фресками с изображением сцены “Крещение Руси”, находится в широком углублении – лоджии.
В конце XVI – начале XVII века с восточной стороны собора были пристроены два придела – святого Уара и Иоанна Предтечи. В 1773 году при закладке большого Кремлёвского дворца по проекту В. И. Баженова, собор дал трещины, после чего с южной стороны были подведены два мощных контрфорса, которые укрепили стены, но изменили первоначальный облик памятника.
Наряден интерьер Архангельского собора, полностью выполненный в древнерусских традициях. Своды покоятся на шести столпах: четыре из них находятся в центре храма, а два – в алтаре. Внутреннее пространство здания освещают двухъярусные щелевидные окна.
Собор был расписан во второй половине XVI столетия, то есть через полвека после постройки. Эта живопись сохранилась лишь фрагментально (в алтаре, на западной паперти). В 1652 – 1666 годах большая артель живописцев из Ярославля, Костромы, Вологды под руководством Симона Ушакова и Степана Рязанца выполнила фрески собора, повторив сюжетную канву живописи XVI века. Долгие года эта стенопись находилась под грубыми записями XVIII – XX веков, под слоем копоти и пыли. Во время научных работ 1953 – 1956 годов поздние наслоения были удалены и открыта хорошо сохранившаяся живопись XVII столетия. Её изумительная красочная гамма, декоративность и жизнерадостность, разнообразие и богатство орнаментов свидетельствуют о большой фантазии и великолепном мастерстве русских живописцев того времени.
В содержании росписи собора переплетаются сюжеты, выражающие важные политические идеи позднего средневековья, и сцены с изображениями литературно-повествовательного характера. Многие композиции отражают борьбу русского народа за независимость.
На четырёх столпах изображены русские князья: Андрей Боголюбский – сын Юрия Долгорукого, Ярослав Всеволодович – отец Александра Невского, сам Александр Ярославович Невский – великий русский полководец, герой Невской битвы и Ледового побоища, Даниил Александрович – основатель удельного Московского княжества и другие. На южной стороне изображены великие московские князья, похороненные в этом соборе. Их длиннополые широкие одежды покрыты богатым золотым узором из цветов, листьев и стеблей, подобных тем, что украшают откосы окон и порталов собора. Роспись декоративна и создаёт настроение большой торжественности и нарядности. Тематика живописи полностью подчинена идеи становления централизованного Русского государства.
Интересен резной золочёный иконостас 1680 – 1681 годов, четырехъярусный, выполненный в стиле русского барокко. Иконы для него написаны в те же годы Дорофеем Ермолаевым, Михаилом Мимотиным и другими мастерами.
Большую художественную ценность представляют иконы первого ряда иконостаса. Среди них выделяется икона – “Архангел Михаил” (московская школа конца XIV – начала XV веков). Архангел Михаил изображён в рост, в воинских доспехах, с мечом в руке. В образе мужественного, сильного воина художник отобразил уверенность русского народа в победе над врагами отчизны.
С начала XIV века до первой половины XVIII века Архангельский собор был усыпальницей русских великих князей и царей. Первым в ней был похоронен Иван Калита. Здесь же находятся гробницы великого русского полководца, героя Куликовской битвы Дмитрия Донского, великого князя Ивана III, царя Ивана IV Грозного и его сыновей, а также первых царей Романовых: Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича и их сыновей. Пётр I и все последующие императоры (кроме Пётра II) были похоронены в Петербурге, в Петропавловском соборе.
В соборе – усыпальнице находится 46 гробниц, в них 52 захоронения. На гробницах – белокаменные резные надгробия XVII века с орнаментальными подписями вязью. В начале XX века они были заключены в специальные застеклённые медные футляры.
Гробницы Ивана IV Грозного и его сыновей, царевича Ивана Ивановича и царя Фёдора Ивановича, помещены в алтарной части. В 1963 – 1964 году в соборе проводилась архитектурно-археологическое исследование, и по решению специальной комиссии эти погребения были вскрыты.
В результате обнаружены новые детали первоначального интерьера усыпальницы и расположенного рядом придела Иоанна Предтечи. Закреплена роспись нижнего яруса усыпальницы, относящаяся ко второй половине XVI века. Вскрытие гробниц помогло учёным найти ответ на некоторые загадки истории, а также подтвердить дату смерти Ивана IV (18 марта 1584 года). Особое место в соборе занимает захоронение царевича Дмитрия – сына Ивана Грозного, которое находится под шатром с белокаменными резными колоннами за ажурной решёткой. Останки царевича были перевезены из Углича Василием Шуйским в 1606 году.
В приделе Иоанна Предтечи находится гробница знаменитого полководца Михаила Скопина-Шуйского, который в грозные годы польской и шведской интервенции сыграл большую роль в освободительной войне русского народа против Лжедмитрия II.
В конце 1970-х и в начале 1980-х годов советские исследователи завершили ещё один этап реставрации. Они коснулись как внутреннего, так и наружного пространства памятника. Восстановлен первоначальный вид его фасадов, белокаменных росписей. Одной из крупных работ, было конструирование иконостаса. Для лучшей сохранности живописи в соборах Московского Кремля установлена специальная воздушная система отопления. Зимой и летом здесь поддерживается постоянная температура, а также влажность воздуха.
Главное место среди музеев-соборов занимает Успенский собор (1475 – 1479). Он был построен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. За образец был взят Успенский собор г. Владимира. Возведению собора придавалось огромное значение.
Великие Московские князья стремились подчеркнуть и утвердить могущество столицы складывающего централизованного Русского государства, а также преемственность власти от великих князей владимирских.
Величавость архитектуры Успенского собора – в цельности и строгости его пропорций, в могучем пятиглавии куполов. Внутри собора – высокие своды, удивительный простор, обилие света и воздуха. Богато украшенный стенописью, иконами, резьбой по дереву, драгоценной утварью, шитьем, Успенский собор поражал современников своим великолепием, пышностью убранства.
Документы рассказывают, что в 1481г художники Дионисий, Тимофей, Ярец и Коня выполнили иконостас собора. Вероятно, эти же мастера украсили его алтарь фресками. Из частично дошедших до нас живописных композиций XVI века интересны фрески с изображением “преподобных” на алтарной преграде, а также композиции: “Семь спящих отроков эфесских”, “Сорок мучеников ивастийских”, и росписи Похвальского придела. Впервые полностью собор был расписан в 1513 – 1515 годах.
Значительный интерес представляет сохранившаяся настенная живопись собора 1642 – 1643 годов, выполненная большой артелью мастеров (их было более ста). Лучшие живописцы земли Русской были приглашены в столицу великого государства.
Старинная настенная живопись неоднократно поновлялась, записывалась маслом во время ремонтных работ, при подготовке к торжественным церемониям. Первые попытки реставрации стенописи Успенского собора стали предприниматься с середины XIX века. Однако использованная мастерами несовременная реставрационная техника тех времен привела к значительному повреждению красочного слоя первоначальной живописи.
Иконы для главного собора Кремля писали лучше иконописцы. Интересна древнейшая икона “Георгий” - олицетворение идеала воина, защитника родины своей. Выполненная в XII веке она, вероятно, была привезена в Москву из Новгорода. От XIV столетия сохранились уникальные произведения искусства – иконы “Спас Ярое око”, “Троица”. Вероятно, в это же время была написана икона “Петр и Павел”, выполненная в традициях Византии.
В центре первого ряда иконостаса в специальном кноте помещена икона “Владимирской богоматери” работы художника круга Андрея Рублева (начало XV века). Обращает на себя внимание группа икон: “Митрополит Петр с житием”, “Апокалипсис”, “О тебе радуется”. Они созданы прославленным живописцем Дионисием и мастерами его школы в конце XV века. До нас не дошел первоначальный иконостас Успенского собора. В 1652 – 1653 годах он был заменён новым, иконы для которого писали Лука Афанасьев, Федор Кондратьев, Яков Григорьев. В 1881 – 1883 годах по образцам XVII века русские мастера выполнили из золоченого серебра монументальный оклад для иконостаса, который придал ему особую парадность.
В Успенском соборе веками собирались также замечательные произведения декоративно – прикладного искусства работы талантливых русских мастеров.
Монументальные южные двери собора покрыты десятью медными листами, на которых золотой наводкой выполнены библейские сцены, затейливые орнаменты, славянские надписи. Легенды рассказывают, что привезены они были из Корсуни Владимиром Мономахом. Однако изображения московских митрополитов, художественный стиль не подтверждают эти легенды. Скорее всего они выполнены в конце XV – начале XVI века.
Ближе к южной стороне собора находится резное деревянное царское место Ивана Грозного работы 1551 года. На трех стенках трона вырезаны надписи и барельефные изображения легенд о походах воинов Владимира Мономаха и о перенесении из Царь – града в Москву царских регалий. У западного входа в собор помещен ажурный медный шатер, отлитый искусным литейщиком Дмитрием Сверчковым в 1624 году.
Двадцать два огромных паникадила освещают собор. Необычна центральная люстра, выполненная в виде огромного снопа пшеницы. Как рассказывает легенда, она отлита из серебра, отбитого у наполеоновских войск русскими солдатами в 1812 году.
Успенский собор был не только первым по значению храмом на Руси, но и главным общественным зданием Русского государства, рассчитанным на проведение пышных, торжественных церемоний. В Успенском соборе оглашались государственные акты, например акт о воссоединении Украины с Россией в 1654 году.
Здесь присягали на верность Московскому великому князю удельные князья, венчались на царство цари и короновались императоры. В соборе похоронены московские митрополиты и патриархи. Их гробницы расположены вдоль стены.
В 1979 году отмечалось 500 лет со временем основания Успенского собора. Интересные результаты дали архитектурные и археологические конструктивные обследования здания, включившего в себя при сооружении фрагменты ряда древних построек. Обследования выявили полную картину застройки собора: остатки древней церкви, фрагменты храма конца XIII века, выполненные из белого камня, части каменной кладки относящиеся к 1326 году, и фрагменты известного только по летописи собора 1472 – 1474 годов, возведённого московскими зодчими Кривцовым и Мышкиным.
Несколько лет велась комплексная реставрация ценнейшего памятника архитектуры Кремля. Для предотвращения осадки древние стены стянули стальными тросами, произвели цементацию контакта фундамента с грунтом. Восстановили позолоченное покрытие кровель. Обновили наружные росписи. В июне 1983 года состоялось торжественное открытие музея-собора.