Применение информационно–коммуникационных технологий в освоении школьниками содержания образования –одно из тех положительных изменений которые происходят в школе №1. Наша задача – накапливать подобные изменения, оценивать их результативность, создавать условия для учителей и учеников, чтобы каждый педагог мог убедиться в реальной пользе от применения информационно-коммуникационных технологий на уроках. Для мотивации педагога на участие в проектной деятельности, самостоятельного поиска информации в Интернете, совершенствования владением проектной логикой и демонстрации успехов учеников нами была организована школьная конференция “Открытые дискуссии”.
Цель такой конференции для школьников: формирование у обучающихся способности использовать приобретённые предметные знания и знания по информационно-коммуникационным технологиям для решения задач реальной жизни; для педагогов - совершенствование первоначальных навыков по компьютерным технологиям и владения проектной логикой в совместной деятельности с учащимися. Для достижения поставленных целей организуются занятия проектной деятельностью, тематика которой определяется на методическом совете школы. По правилам проведения конференции, школьники совместно с преподавателями учатся составлять учебную модель будущей работы, которая представляет собой алгоритмическую схему деятельности, предстоящих действий, операций. По сути дела составляется алгоритм будущей деятельности - какие действия нужно произвести, чтобы изучить какой-либо объект, явление, процесс. Учителя, готовясь к защите проекта, учатся вместе с учениками поиску информации в Интернете, формулировать правильно задачи, соотносить их с полученной информацией, анализировать и структурировать её, делать выводы. Учитель в ходе работы над проектом совершенствует собственные знания в применении информационно-коммуникационных технологий, а затем имеет возможность применить эти знания на других своих уроках.
Прежде чем приступить к работе над проектом, учителя и ученики знакомятся с требованиями к участникам конференции.
Оценивается: умение логично и понятно изложить суть проблемы; актуальность темы; умение применять на практике свои знания; умение вести диалог с оппонентом; умение убеждать; умение задавать вопросы; умение отвечать на вопросы.
Требования к работам: допускаются исследовательские, реферативные, прикладные, творческие работы; Интернет может быть использован только как инструмент самостоятельного исследования; реферативная работа имеет аналитический характер и содержит собственные выводы по теме; учитывается графическая грамотность выполнения схем, иллюстраций.
После знакомства с условиями проведения, ученики и учитель выбирают тему проекта и сообщают её заместителю директора по учебной работе в заявке. Темы утверждаются методическим советом школы и оформляются на специальном стенде, чтобы все учителя, ученики и родители могли познакомиться с направлениями выбранных проектов. В течение учебного года преподаватели вместе с учениками работают над своими темами, продумывают следующий проектный шаг.
Конференция проводится в два этапа, её готовит и ведёт заместитель директора по учебной работе. Первый этап в работе конференции называется “Дискуссии”. От творческой группы, подавшей заявку на участие, выбирается один ученик, который будет участвовать в дискуссиях. Группе таких учеников предлагаются последовательно две-три темы. Каждый из школьников старается высказать свою точку зрения на предлагаемую тему, вступить в диалог с другим участником конференции. Главное условие первого этапа – умение не только высказать свои умозаключения по теме, но и умение вести диалог с оппонентом, организовать дискуссию. Элементы диспута позволяют каждому определить своё отношение к теме обсуждения.
Экспертная группа, в состав которой входят руководители методических объединений, учителя оценивают способность участников вести дискуссию, точно и ясно высказывать свои мысли, задавать вопросы по предложенной теме. У каждого эксперта есть специальный лист экспертной оценки с критериями оценивания.
На втором этапе, который называется “Практическая работа”, школьники представляют суть своего проекта. На защиту работы отводится 8-10 минут, при наличии большого количества участников, возможно деление на секции. На этом этапе оценивается способность ученика кратко изложить цель и суть работы, продемонстрировать умение обработать полученную информацию, лаконично и аргументировано ответить на вопросы. Ответы учащихся не просто демонстрируют знания по теме проекта, но и их эмоциональный настрой. Эксперты также оценивают оформление проекта по соответствующим критериям.
Считаем нужным уточнить, что перед защитой проектных работ мы обязательно организуем предварительное прослушивание учеников. В конференцзале устанавливаем проектор, ноутбуки, чтобы максимально приблизить ситуацию к предстоящей конференции. Это необходимо делать по следующим причинам:
- у школьников снижается чувство напряжённости, тревоги и беспокойства, нередко возникающие в условиях подготовки к конференции;
- после предварительной защиты у учителя и школьников имеется возможность исправить недочёты и неточности в своих работах.
Наше наблюдение за результатами проведения трёх конференций позволяет сделать вывод, что происходит качественно иное осмысление собственной деятельности и учителя, и ученика, возникает ощущение сопричастности к общему делу, ощущение радости от совместных результатов. Это повышает интеллектуальную активность и учителя, и ученика. Важно то, что и у преподавателя, и у школьника формируется способность использовать знания и опыт информационно-технологической деятельности для решения проблемных вопросов. Сверхзадача учителя при работе в проекте – дать учащимся увидеть и ощутить эффект синергизма, позволяющий в ходе совместной работы получить результат выше, нежели сумма усилий отдельных участников групп. Всё это можно дополнить точкой зрения А.М. Лобка, который отмечает, что формирование собственной деятельности в различных образовательных областях и есть главная задача образования. Автор констатирует, что только там и тогда, где и когда возникает феномен собственной инициативы – учителя, управленца или ученика, - возникает феномен деятельности как таковой. Считаем нужным отметить, что первая опытная конференция проводилась в один этап. Анализируя ход конференции, мы пришли к выводу, что у школьников нет сформированных навыков делового общения, не все ученики могут ясно выражать суть работы, недостаточно аргументировано отвечают на вопросы. Поэтому мы разработали технологию проведения конференции в два этапа: первый этап показывает насколько сформированы у школьника навыки эффективного общения, культуры общения, умение слушать друг друга, умение вести дискуссию; второй этап показывает умение школьника выделять главное в работе, умение применить полученные предметные знания и собственный опыт информационно-технологической деятельности в решении практической задачи.
Мы сделали анализ экспертных оценочных листов по результатам трёх конференций. Представим динамику совершенствования навыков эффективного общения и проектной логики в период формирующего эксперимента в виде таблицы.
Таблица
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как видно из таблицы, первая конференция выявила противоречие между умением школьников применить свои знания информационно-технологической деятельности и отсутствием навыков коммуникативной компетенции, проектной логики.
Из всех участников сумели обобщить результаты работы и аргументировать свою точку зрения лишь 17% школьников. Также анализ результатов первой опытной конференции выявил ещё одно противоречие между необходимостью стандартизованного оформления проектных работ и отсутствием инструктивного методического обеспечения. При подготовке ко второй конференции мы более чётко разработали структуру, методические рекомендации выполнения проектов. Анализ экспертных листов третьей конференции показал, что большинство школьников научились обобщать и излагать, результаты своей работы (82%), аргументировать свою точку зрения( 71%), вести диалог с оппонентом (69%). Как видно из таблицы, большинство учеников к концу третьей конференции владеют определёнными навыками своей работы, воспринимают проект в целостной связи компонентов: цели, задач, обоснованием выводов, умением излагать результаты работы.
Мы провели анализ представленных проектов по темам за три года и структурировали темы работ по предметам.
Таблица
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ данной таблицы позволяет сделать следующие выводы:
- В проектной деятельности участвуют преподаватели 8 учебных дисциплин, почти по всем основным школьным предметам. Это свидетельствует о мотивации как учителя, так и ученика к проектной работе;
- Значительная часть работ выполнена как интеграция применения предметных знаний и информационно- технологических умений;
- Наибольшее количество проектов представлено по литературе (14\38%), наименьшее –по истории и по английскому языку (2\5%);
- Анализ выбранных тем и технологии исполнения проектов свидетельствует о расширении образовательного сотрудничества учителя и ученика, совпадении интересов при использовании в проекте мультимедийных компьютерных технологий.
Мы считаем, что проектная деятельность в школе с применением ИКТ позволила учителям применять информационные технологии на уроке, планировать уроки, ориентированные на проектную деятельность и строить внеклассную работу по предмету в формате проектной деятельности. В 2007-08 учебном году конференция будет проводиться в четвёртый раз. Мы отмечаем, что некоторые педагоги стали выбирать тему проекта на два года, это позволяет сделать вывод, что появилась устойчивая мотивация преподавателей к проектной деятельностью и, что в школе созданы условия для проектной работы и совершенствования знаний учителя и ученика по информационным технологиям.