Проектная деятельность как условие модернизации управления учебной работой

Разделы: Общепедагогические технологии


Применение информационно–коммуникационных технологий в освоении школьниками содержания образования –одно из тех положительных изменений которые происходят в школе №1. Наша задача – накапливать подобные изменения, оценивать их результативность, создавать условия для учителей и учеников, чтобы каждый педагог мог убедиться в реальной пользе от применения информационно-коммуникационных технологий на уроках. Для мотивации педагога на участие в проектной деятельности, самостоятельного поиска информации в Интернете, совершенствования владением проектной логикой и демонстрации успехов учеников нами была организована школьная конференция “Открытые дискуссии”.

Цель такой конференции для школьников: формирование у обучающихся способности использовать приобретённые предметные знания и знания по информационно-коммуникационным технологиям для решения задач реальной жизни; для педагогов - совершенствование первоначальных навыков по компьютерным технологиям и владения проектной логикой в совместной деятельности с учащимися. Для достижения поставленных целей организуются занятия проектной деятельностью, тематика которой определяется на методическом совете школы. По правилам проведения конференции, школьники совместно с преподавателями учатся составлять учебную модель будущей работы, которая представляет собой алгоритмическую схему деятельности, предстоящих действий, операций. По сути дела составляется алгоритм будущей деятельности - какие действия нужно произвести, чтобы изучить какой-либо объект, явление, процесс. Учителя, готовясь к защите проекта, учатся вместе с учениками поиску информации в Интернете, формулировать правильно задачи, соотносить их с полученной информацией, анализировать и структурировать её, делать выводы. Учитель в ходе работы над проектом совершенствует собственные знания в применении информационно-коммуникационных технологий, а затем имеет возможность применить эти знания на других своих уроках.

Прежде чем приступить к работе над проектом, учителя и ученики знакомятся с требованиями к участникам конференции.

Оценивается: умение логично и понятно изложить суть проблемы; актуальность темы; умение применять на практике свои знания; умение вести диалог с оппонентом; умение убеждать; умение задавать вопросы; умение отвечать на вопросы.

Требования к работам: допускаются исследовательские, реферативные, прикладные, творческие работы; Интернет может быть использован только как инструмент самостоятельного исследования; реферативная работа имеет аналитический характер и содержит собственные выводы по теме; учитывается графическая грамотность выполнения схем, иллюстраций.

После знакомства с условиями проведения, ученики и учитель выбирают тему проекта и сообщают её заместителю директора по учебной работе в заявке. Темы утверждаются методическим советом школы и оформляются на специальном стенде, чтобы все учителя, ученики и родители могли познакомиться с направлениями выбранных проектов. В течение учебного года преподаватели вместе с учениками работают над своими темами, продумывают следующий проектный шаг.

Конференция проводится в два этапа, её готовит и ведёт заместитель директора по учебной работе. Первый этап в работе конференции называется “Дискуссии”. От творческой группы, подавшей заявку на участие, выбирается один ученик, который будет участвовать в дискуссиях. Группе таких учеников предлагаются последовательно две-три темы. Каждый из школьников старается высказать свою точку зрения на предлагаемую тему, вступить в диалог с другим участником конференции. Главное условие первого этапа – умение не только высказать свои умозаключения по теме, но и умение вести диалог с оппонентом, организовать дискуссию. Элементы диспута позволяют каждому определить своё отношение к теме обсуждения.

Экспертная группа, в состав которой входят руководители методических объединений, учителя оценивают способность участников вести дискуссию, точно и ясно высказывать свои мысли, задавать вопросы по предложенной теме. У каждого эксперта есть специальный лист экспертной оценки с критериями оценивания.

На втором этапе, который называется “Практическая работа”, школьники представляют суть своего проекта. На защиту работы отводится 8-10 минут, при наличии большого количества участников, возможно деление на секции. На этом этапе оценивается способность ученика кратко изложить цель и суть работы, продемонстрировать умение обработать полученную информацию, лаконично и аргументировано ответить на вопросы. Ответы учащихся не просто демонстрируют знания по теме проекта, но и их эмоциональный настрой. Эксперты также оценивают оформление проекта по соответствующим критериям.

Считаем нужным уточнить, что перед защитой проектных работ мы обязательно организуем предварительное прослушивание учеников. В конференцзале устанавливаем проектор, ноутбуки, чтобы максимально приблизить ситуацию к предстоящей конференции. Это необходимо делать по следующим причинам:

  • у школьников снижается чувство напряжённости, тревоги и беспокойства, нередко возникающие в условиях подготовки к конференции;
  • после предварительной защиты у учителя и школьников имеется возможность исправить недочёты и неточности в своих работах.

Наше наблюдение за результатами проведения трёх конференций позволяет сделать вывод, что происходит качественно иное осмысление собственной деятельности и учителя, и ученика, возникает ощущение сопричастности к общему делу, ощущение радости от совместных результатов. Это повышает интеллектуальную активность и учителя, и ученика. Важно то, что и у преподавателя, и у школьника формируется способность использовать знания и опыт информационно-технологической деятельности для решения проблемных вопросов. Сверхзадача учителя при работе в проекте – дать учащимся увидеть и ощутить эффект синергизма, позволяющий в ходе совместной работы получить результат выше, нежели сумма усилий отдельных участников групп. Всё это можно дополнить точкой зрения А.М. Лобка, который отмечает, что формирование собственной деятельности в различных образовательных областях и есть главная задача образования. Автор констатирует, что только там и тогда, где и когда возникает феномен собственной инициативы – учителя, управленца или ученика, - возникает феномен деятельности как таковой. Считаем нужным отметить, что первая опытная конференция проводилась в один этап. Анализируя ход конференции, мы пришли к выводу, что у школьников нет сформированных навыков делового общения, не все ученики могут ясно выражать суть работы, недостаточно аргументировано отвечают на вопросы. Поэтому мы разработали технологию проведения конференции в два этапа: первый этап показывает насколько сформированы у школьника навыки эффективного общения, культуры общения, умение слушать друг друга, умение вести дискуссию; второй этап показывает умение школьника выделять главное в работе, умение применить полученные предметные знания и собственный опыт информационно-технологической деятельности в решении практической задачи.

Мы сделали анализ экспертных оценочных листов по результатам трёх конференций. Представим динамику совершенствования навыков эффективного общения и проектной логики в период формирующего эксперимента в виде таблицы.

Таблица

Умения

Конференция №1

Конференция №2

Конференция №3

Чётко и ясно изложить суть проблемы

17%

78%

87%

Понимание цели и задач выполняемого проекта

16%

73%

97%

Умение вести диалог с оппонентом

5%

54%

69%

Аргументировать свою точку зрения

17%

55%

71%

Умение обобщить и изложить результаты работы группы.

17%

78%

82%

Применить собственный опыт информационно- технологической деятельности

63%

92%

100%

Умение оформить работу по требованиям

16%

78%

100%

Как видно из таблицы, первая конференция выявила противоречие между умением школьников применить свои знания информационно-технологической деятельности и отсутствием навыков коммуникативной компетенции, проектной логики.

Из всех участников сумели обобщить результаты работы и аргументировать свою точку зрения лишь 17% школьников. Также анализ результатов первой опытной конференции выявил ещё одно противоречие между необходимостью стандартизованного оформления проектных работ и отсутствием инструктивного методического обеспечения. При подготовке ко второй конференции мы более чётко разработали структуру, методические рекомендации выполнения проектов. Анализ экспертных листов третьей конференции показал, что большинство школьников научились обобщать и излагать, результаты своей работы (82%), аргументировать свою точку зрения( 71%), вести диалог с оппонентом (69%). Как видно из таблицы, большинство учеников к концу третьей конференции владеют определёнными навыками своей работы, воспринимают проект в целостной связи компонентов: цели, задач, обоснованием выводов, умением излагать результаты работы.

Мы провели анализ представленных проектов по темам за три года и структурировали темы работ по предметам.

Таблица

Предмет

Тема проекта

Информатика

1. Логические основы построения компьютеров и логический тип данных в среде Borland Pascal(электронный учебник, тест-модель) (10кл,11кл.).

2.Компьютерные презентации. Что это? 9кл.

3.Графы.Веб-сайт(11кл)

4.3D графика в прикладной программе 3D – MAX.(11кл)

5. Архитектура компьютера. 8кл.

6.База данных учащихся СОШ№1 в ACCES(11кл)

7.Алгоритмы и основы программирования. Электронный учебник. Веб-сайт(11кл)

8.Алгебра логики. Электронный учебник. Контролирующие тесты двух уровней.10кл.(Excel, HTML)

9.Математическое моделирование движения объектов в среде Pascal.

Литература

1.Что в имени тебе моём…(7кл)

2.Изучение читательских интересов учащихся 7-х классов СОШ№1 г.Ленска.(7кл)

3.Храмы Якутии ( веб-сайт.9кл).

4.Хлеб-всему голова ( Мультимедийная презентация, 7кл).

5.Московский кремль –символ России ( Мультимедийная презентация,6кл).

6.Брюллов.Пушкин. Время.(10кл).

7.Портреты Полины Виардо в фондах литературного музея( презентация,10кл)

8.Стилистика.Частотные словари.(10кл).

9.Якутский эпос “Олонхо”. (8кл)

10. Исследование повседневной речи учителя как одного из факторов привлечения интереса учащихся 8-го класса к школьным предметам.(8кл).

11.Междисциплинарный проект “ Истоки земли якутской” и “ Истоки многовековых традиций России”. Мультимедийная презентация. Веб-сайт. Буклет. (6кл, 10кл, 11кл)

12.Наскальные изображения. (10кл).

13.История якутской письменности. (9кл).

14.Книга о наших благотворителях. (7кл).

Физика

1.Радиоактивная обстановка в г.Ленске (10кл)

2.Солнце и его активность(10кл).

3.Кристаллы.(10кл).

4.Планеты солнечной системы.(Веб-сайт.11кл).

География

1.Изменение демографической ситуации г.Ленска и Ленского района в 2001-2006гг.(веб-сайт.11кл)

2.Что нам даст нефтепровод.(11кл).

Биология

1.Вселенная (презентация,5кл).

2.Экология пришкольной территории (10кл.).

3.Вода, которую мы пьём.( Мультимедийная презентация,10кл)

 

Математика

1.Применение графика квадратичной функции.(9кл).

2.Математическая индукция. (10кл).

3.Решение экономических задач.(10кл).

История

1.Мифы древней Греции .(5кл).

2.Социально-этническая среда в школе.(9кл.)

Английский язык

1.Здоровый образ жизни- путь к успеху.(9кл).

2.Мой город.(11кл).

Психология

1.Феномен леворукости (10кл)

2.Страшная тема “Подростковый суицид” (11кл.)

Анализ данной таблицы позволяет сделать следующие выводы:

  1. В проектной деятельности участвуют преподаватели 8 учебных дисциплин, почти по всем основным школьным предметам. Это свидетельствует о мотивации как учителя, так и ученика к проектной работе;
  2. Значительная часть работ выполнена как интеграция применения предметных знаний и информационно- технологических умений;
  3. Наибольшее количество проектов представлено по литературе (14\38%), наименьшее –по истории и по английскому языку (2\5%);
  4. Анализ выбранных тем и технологии исполнения проектов свидетельствует о расширении образовательного сотрудничества учителя и ученика, совпадении интересов при использовании в проекте мультимедийных компьютерных технологий.

Мы считаем, что проектная деятельность в школе с применением ИКТ позволила учителям применять информационные технологии на уроке, планировать уроки, ориентированные на проектную деятельность и строить внеклассную работу по предмету в формате проектной деятельности. В 2007-08 учебном году конференция будет проводиться в четвёртый раз. Мы отмечаем, что некоторые педагоги стали выбирать тему проекта на два года, это позволяет сделать вывод, что появилась устойчивая мотивация преподавателей к проектной деятельностью и, что в школе созданы условия для проектной работы и совершенствования знаний учителя и ученика по информационным технологиям.