Работа в детской художественной студии требует особого внимания к развитию воображения детей, как высшей форме образного мышления. Формируясь в художественной деятельности, воображение человека впоследствии проявляется не только в искусстве, но и в любой другой профессии.
Успех работы учителя зависит от того, насколько он сумел создать атмосферу и условия для раскрытия творческого потенциала детей, для развития и реализации их фантазии.
Основными принципами работы студии, определяющими особую атмосферу работы художника, являются творческое сотрудничество и активизация познавательной деятельности. Занятия меньше всего должны походить на урок, а представлять собой творческий процесс создания художественного произведения. Творческое сотрудничество предусматривает совместную деятельность детей и взрослых, их общение в процессе работы. Коллективные задания, выполняемые под руководством преподавателя, хорошо сплачивают детей, воспитывают чувства взаимопомощи, поддержки, доброжелательности. Кроме того, сложный по обработке материал, большие форматы, непростые задачи, поставленные перед юными художниками, сами определяют необходимость объединения. Там, где не по силам справиться в одиночку, помогут дружные усилия всего коллектива.
В формировании воображения необходимо выделить два аспекта: расширение чувственного опыта детей и развитие способности к его реализации. Поэтому чем больше и ярче впечатления и переживания, чем разнообразней технические и творческие навыки, тем богаче материал для создания творческого продукта и больше возможностей для его реализации.
Занятия по созданию исторического костюма прекрасно решают проблему обогащения чувственного опыта детей через знакомство с литературными и художественными произведениями, с архивными и историческими материалами, музейными экспонатами. Посещение театральных спектаклей и цехов по пошиву сценической одежды, общение с людьми, профессионально занимающихся костюмом, дает колоссальный стимул для создания собственных моделей.
Попытка объединения различных видов художественной деятельности и потребность в накоплении впечатлений студийцев привели к постановке небольшого кукольного театрального представления по сказке С.Т. Аксакова “Аленький цветочек”, которое явилось оригинальной формой знакомства с русским народным костюмом .
Дети выступали в качестве изготовителей кукол, артистов-кукловодов и декораторов. Мы первый раз столкнулись с подобной работой, которая вызвала определенные трудности: нужно было изготовить большие напольные куклы, одеть их в русские костюмы, научить двигаться. Пришлось сделать массу зарисовок, познакомиться с технологией изготовления кукол и пошива их одежды.
Спектакль был приурочен к Дням славянской письменности и культуры и имел большой успех у публики, а мы получили практическое воплощение идеи синтеза различных видов искусства: театра, музыки, изобразительной деятельности. Первый успешный опыт внес определенные переживания, вызвал высокую эмоциональную активность учащихся и дал толчок новым творческим планам.
Знакомство с одеждой испанского барокко совпало с посещением спектакля Театра юного зрителя “Дурочка” по пьесе Лопе де Вега.
Игра актеров и оригинальная постановка настолько захватили студийцев, что было решено сделать кукол в испанских костюмах и поместить их в декорации того времени. Начался активный поиск моделей, деталей одежды, изучение нравов испанского дворянского общества.
В результате появилась целая серия сценических эпизодов, раскрывающих содержание пьесы. Кстати, первая выставка испанского костюма по пьесе “Дурочка” состоялась в фойе того самого ТЮЗА
.
Самой любимой работой по созданию исторического костюма стала серия планшетов “Дворянский костюм первой половины XIX века”.
Изучение литературы по истории костюма XIX века, посещение концертов русского романса, поход в музеи, театры, зарисовки в антрактах и во время спектаклей, привело к созданию серии эскизов одежды того времени.
Используя собранный материал, каждый учащийся сам разрабатывал модель костюма, определял цветовую гамму, делал выкройки. В результате всех мероприятий появились объемные куклы, объединенные в сюжетные композиции. Работы эти неоднократно экспонировались и были приобретены в фонд музея С.Т.Аксакова в качестве экспонатов .
Те чувства, которые мы испытывали во время работы, трудно описать. Было все: и трудности, и разочарования, и радость созидания. И когда работа была завершена, все мы испытали истинное наслаждение художника, создавшего произведение искусства.
Но на этом знакомство с дворянским костюмом не закончилось: нас так очаровал XIX век с его замечательной музыкой и поэзией, костюмами и манерами, что мы решили устроить самый настоящий дворянский бал. Подготовка к нему велась целый месяц: шились настоящие платья в стиле “ампир”, гусарские мундиры, изготавливались веера и перчатки, дети обучались основам классического танца и французского языка.
Место для бала предоставил дом-музей С.Т. Аксакова, разместившийся в старинном дворянском доме. Здесь все: и мебель, и драпировки, и акварели на стенах, и посуда создавали атмосферу XIX века.
Представьте себе анфиладу комнат, звуки торжественного полонеза и изящные пары, “плывущие” в такт музыке. Весь вечер в музыкальном салоне звучали прекрасные вальсы и романсы, повсюду слышались “французская речь”, мелькали фраки, мундиры, голубые и розовые платья.
Но самое главное - как изменились дети! Мальчики - стройные, подтянутые, полные мужского достоинства. А девочки - милые, женственные, хрупкие, прелестно порхающие по залам. Они грациозно обмахивались веерами и бросали игривые взгляды на кавалеров .
Создание настоящей модели исторического костюма - процесс необычайно интересный и сложный, требующий и знания теории, и хороших практических навыков. Конечно, основная часть работы принадлежит преподавателю, но и дети, постепенно осваивая приемы работы с тканью, с выкройками, становятся заинтересованными и грамотными его помощниками.
Дружба студии с сотрудниками дома-музея С.Т. Аксакова способствовала более близкому нашему знакомству с творчеством этого прекрасного русского писателя. Нам стало интересно все, что связано с жизнью Сергея Тимофеевича, особенно годы, проведенные в нашем городе. Тем более, нам было лестно предложение музея принять участие в создании моделей одежды для членов семьи Аксаковых.
Работа была посвящена созданию женского дворянского костюма для реального исторического лица - матери писателя Марии Николаевны Аксаковой.
Костюм представлял собой ансамбль из платья и чепца в стиле “ампир”, выполненный из голубого ситца, украшенный ручной вышивкой гладью и дополненный атласным поясом и воротником “раф” из мадаполама с отделкой края в технике “хедебо”.
Студийцами проделана кропотливая работа, по изучению архивных документов, акварелей и гравюр, модных картинок из журналов XIX в., имеющихся в фондах музея. Было сделано большое количество эскизов модной одежды того времени с учетом особенностей провинциальной моды губернского города, вкусов и пристрастий Марии Николаевны Аксаковой.
Костюм получился необычайно красивый и исторически достоверный, что отметили эксперты, оценивавшие работу. Платье было передано в дом-музей С.Т. Аксакова в качестве рабочего экспоната: именно в нем старший научный сотрудник музея проводит гостей по залам дома.
Пути реализации занятий по созданию исторического костюма - неисчерпаемы: рисованные эскизы, коллажи, объемные куклы в костюме, настоящая модель для себя и, наконец, исторический костюм, как музейный экспонат. А какое богатое сопровождение темы! Этикет и нравы, танец и музыка, иностранные языки и литература. Происходит погружение в тему, в эпоху, дети начинают думать, говорить, действовать, как люди, жившие много лет назад. Вот тут и начинается настоящее творчество!