Славянские языческие традиции и эстетика православия

Разделы: МХК и ИЗО


Тема Славянские языческие традиции и эстетика православия” входит в раздел “Художественная культура Древней Руси”. В соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по Мировой художественной культуре (профильный уровень), на её изучение отведено 2 часа. Материалы темы отражают следующие положения программы: понятия язычества и славянского язычества. Основные этапы развития славянского язычества. Пантеон и пандемониум древних славян, святилища и жрецы. Культ предков. Реформа князя Владимира 980 г. “Избрание веры”. Эстетическая наполненность славянской языческой культуры. Истоки и становление эстетики православия. Основные категории и понятия эстетики православия (прекрасное, свет, цвет, художественный образ, символ). Органическое соединение язычества с христианством в древнерусской эстетике.

Представленные материалы созданы в рамках образовательной среды на платформе Moodle, являющейся одним из вариантов организации дистанционного (соединяющего принципы он-лайн и офф-лайн) образования. Подробнее о принципах организации обучения на платформе Moodle, её создателе - австралийском учёном, специалисте в области компьютерных технологий и образования Martin Dougiamas (родился в 1969 г.), философии, истории развития вы сможете прочитать на сайте Moodle http://moodle.org и на страничке в русскоязычной версии электронной энциклопедии Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle.

Виртуальный класс платформы Moodle предоставляет массу возможностей для учеников и учителей. Кратко характеризуя некоторые из них, отметим, что преподаватель может выкладывать в классе тексты уроков-лекций, выставляя, при необходимости, вопросы для пошагового контроля. При этом в конце урока ученик увидит свою оценку, сложенную из ответов на поставленные вопросы, на которые он отвечал после каждого пункта темы. Учитель так же может организовывать выполнение индивидуальных и групповых заданий: первые готовятся и сдаются преподавателю на проверку в электронном виде, вторые могут реализовываться в виде направляемого преподавателем обсуждения в форуме. Вопросы различных тестов (верно/неверно, множественный выбор и др.) позволяют проверить знания, а разрешение нескольких попыток даёт возможность ученику устранить пробелы в знаниях и вновь сдать тест. Возможны тесты “на соответствие”: в них нужно сопоставить фрагменты текстов, понятия и определения и т.п., перетягивая рамочки с правой стороны к соответствующим слева. Система сама исправляет ошибки и выставляет оценки. Так же есть возможность работать со словарём: можно специально пролистывать страницы в ресурсе “Словарь”, а можно – просто кликать на выделенное специальным образом слово, автоматически попадая на нужную страницу словаря. Учитель может подключать детей к заполнению Каталогов полезных ссылок по темам (в них можно дать краткие аннотации и гиперссылки на ресурсы интернета по данному разделу), а также – к пополнению Списков литературы (в них учебники, статьи и главы из научных и научно-популярных текстов, со ссылками на электронные версии тех из них, которые выложены в интернете). Среди форм работы в классе – выполнение заданий по видео и аудио-ресурсам, он-лайн консультации и уроки. Для организации работы на курсе неоценимую помощь оказывают календарь, новостной форум, расписание он-лайн уроков.

Положения программы по теме “Славянские языческие традиции и эстетика православия” раскрыты в виртуальном классе на основе следующих ресурсов:

  1. Урок/Лекция с вопросами пошагового контроля “Славянские языческие традиции и эстетика православия”.
  2. Задание 1. Так кто же ты такая, Баба Яга? (В форме коллективного Форума)
  3. Задание 2. Календарные праздники древних славян (в форме Задания, выполняемого в во вложенном файле – дети пишут ответы, работая офф-лайн, и позже прикрепляют их к заданию в классе).
  4. Задание 3. Откуда дети берутся? (В форме коллективного форума).
  5. Задание 4. Эстетика православия (В форме текста на сопоставление в программе Hot Potatoes).

Так выглядит фрагмент главной странички курса МХК (профильный уровень) с материалами представленной в статье темы

Переходим к рассмотрению содержания темы, сопровождая авторские материалы методическими обоснованиями и пояснениями.

Урок/Лекция с вопросами пошагового контроля “Славянские языческие традиции и эстетика православия”

Материалы урока/лекции разделены на 9 тематических частей (5 пунктов и 4 страницы-перехода с вопросами множественного выбора, с которыми можно познакомиться в Приложении 1), снабжённых 15 иллюстрациями и почти 20 гиперссылками на вспомогательные интернет-ресурсы и внутренние ресурсы темы (на задания, форумы) и модуля в целом (словарь, список литературы, коллекция полезных ссылок).

В пункте 1 “Понятие славянского язычества” вводятся понятия язычества и славянского язычества. Термин “язычество” дан в трактовках светского учёного и католического богослова, что отражает два основных подхода к изучению вопросов религии в современном религиоведении: “извне” и “изнутри” религии. Основные этапы развития славянского язычества показаны на примере произведения XII века “Слово об идолах”.

I. Понятие славянского язычества

Термин "язычество" восходит к церковно-славянскому слову "языцы", означающему "народы, инородцы". Древнерусские авторы называли язычниками не только нехристианские племена, враждебные православной Руси, но и своих предков, не знавших христианства. Традиция негативного отношения к неразделявшим монотеистическую веру народам и именование их терминами, соответствовавшими древнерусскому "язычники", существовала задолго до того, как христианство было принесено на Русь. Так, в латинском языке ему соответствовало понятие "paganus" ("паганый"), означавшее "житель сельской местности, не принявший христианство". Схожие термины использовались в иудаизме и исламе. Богословы монотеистических религий (иудаизма, христианства, ислама) использовали их для обозначения всех верований и обрядов, существовавших до возникновения их религий.

Учёные, изучающие религии (их называют религиоведами), обычно подразумевают под язычеством как древние формы религии (магию, фетишизм, тотемизм, анимизм и другие, с которыми вы уже знакомились на уроках МХК, изучая первобытную художественную культуру), послужившие основой для позднейших национальных и мировых религий, так и сами национальные религии, такие, например, как религия древних египтян или древнеславянская религия. Один из них - автор статьи, посвящённой язычеству в электронной энциклопедии "Кругосвет" http://www.krugosvet.ru/articles/125/1012539/1012539a1.htm - Сергей Гурко, пишет: "Вероятно, наиболее правильным будет считать, что употребление термина “язычество” всегда подразумевает отнесение какого-либо явления к слою культуры, более древнему, чем рассматриваемый в качестве “нормы”, а потому полагаемому сразу и “диким” и “таинственным” или устаревшим". Его идеи схожи с теми, которые высказывал известный немецкий католический богослов Карл Ранер (1904—1984). Он считал, что богословы - приверженцы монотеистических религий в термине "язычество" выражали негативное отношение к тем ранним верованиям и древним народам, которые ещё "не встретились" с христианством, иудаизмом и исламом.

Славянское язычество, по мнению многих религиоведов, синонимично понятию "древнеславянская религия". Религиовед А.П. Забияко отмечает, что "применительно к истории Древней Руси язычеством называются религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства".

В "Слове об идолах" неизвестный автор XII века писал об основных этапах развития славянского язычества:

  • вначале славяне "клали требы упырям и берегиням" (то есть поклонялись добрым и злым духам природы, приносили им жертвы).
  • Затем они “начали трапезу” ставити Роду и рожаницам" (приносить им особые жертвы едой - кашами, хлебом, сыром и питьём - мёдом). У современных исследователей славянской религии нет единого мнения о том, что представлял собой бог Род. Его описывают то как покровителя отдельного рода или семьи, то как божество всей Вселенной. Рожаницами традиционно считают помощниц в деторождении, определяющих долю (судьбу) новорождённого.
  • Третий этап был связан с появлением культа Перуна - бога грозы, покровителя войны и воинов, возглавившего список других богов.
  • После принятия христианства "Перуна отринуша", но "отай" (в тайне) молились как множеству богов, возглавляемому Перуном, так и более древним — Роду и рожаницам.

Самих идолов - статуй божеств сохранилось не много. Деревянные сгорели, сгнили, многие каменные были разрушены и утеряны... Поэтому о языческой религии мы узнаём, в основном, из письменных источников позднейших времён (например, поучений против язычников, подобных упомянутому "Слову об идолах"), фольклорных памятников, данных археологии и этнографии. Среди сохранившихся идолов один из самых известных - идол, найденный в реке Збруч (на территория Западной Украины) в 1848 году.

Збручский идол. Краков. Музей Археологии (Польша)

Этот выдающийся памятник художественной культуры славян представляет собой четырёхгранный столб из серого известняка высотой 2 м 67 см. Созданный в IX - Х веках (более точных датировок не существует), ныне он хранится в Кракове в Музее Археологии. Эта иллюстрация - именно оттуда. Другие изображения вы сможете найти на сайте музея. http://www.ma.krakow.pl/pradzieje/swiatowid Столб венчают изображения четырёх божеств под одной шапкой. Единой интерпретации этих изображений нет. Одна из них принадлежит академику Б.А. Рыбакову, считавшему, что идол олицетворял собой божество Вселенной - Рода.

Страница с вопросом перехода и значительным объёмом нового материала, с которой вы можете познакомиться в Приложении 1, посвящена одному из самых известных сохранившихся древних идолов – Збручскому.

II. Славянские языческие традиции

Пункт второй содержит информацию о причинах сложности реконструкции мифологической картины мира славян. Кратко охарактеризованы основные божества славян (Мать Сыра земля, Макошь, Сварог, Дажьбог, Хорс, Перун, Велес), святилища, жрецы – волхвы, культ предков персонажи славянского пандемониума. В соответствующих параграфах даны гиперссылки на задания 1- 3 по данной теме (с ними вы сможете познакомиться в приложение №3, приложение №4, приложение №5), в анонсах к которым более подробно представлен материал по календарным праздникам славян, славянской мифологии и картине мира. Текст проиллюстрирован вышивкой с языческим сюжетом, миниатюрами Радзивилловской летописи и реконструкцией святилища Перуна (под Новгородом).

С текстом данного пункта вы сможете познакомиться в Приложении№2. Страница-переход с вопросом множественного выбора посвящена волхвам – жрецам языческой Руси. На основе анализа фрагмента поэмы А.С. Пушкина ученики закрепят знания по функциям волхвов. С этим материалом так же можно ознакомиться в Приложении №2.

III. Избрание веры

На основе фрагментов исторического источника – “Повести временных лет” и их интерпретации, данной патриархом отечественной исторической науки, Б.А. Рыбаковым, приведена краткая характеристика “пантеона Владимира” и его реформы 980 года, летописного сюжета “Избрания веры”. Раскрыт тезис об эстетической наполненности славянской языческой культуры.

Переходим к тексту этого раздела урока.

Юный князь Владимир, начавший править в Киевской Руси в 980 году, столкнулся с необходимостью сгладить религиозные различия между племенами, княжествами, общественными слоями, столь мешавшие военно-политическим и торговым интересам Руси.

На карте "Киевская Русь и её соседи" вы можете увидеть названные летописцем Нестором славянские племена: поляне, древляне, дреговичи...

Подумав, решил князь Владимир провести реформу, выбрав из почитаемых различными племенами богов самых главных, и объявил их общими для всех. Так возник "пантеон Владимира". Вот что об этом событии говорится в "Повести временных лет":

"Дача къняжити Володимер в Кыеве един.
И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго:
Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат,
и Хърса,
и Дажьбога,
и Стрибога,
и Семарьгла,
и Макошь.
И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими".

Вот как проанализировал эту ситуацию известный знаток славянской религии и культуры Б.А. Рыбаков: "Описанная летописцем установка идолов в Киеве не являлась обычным делом или только обновлением старых святилищ. Официальных культов, судя по договорам с греками, было два: культ Перуна и культ Волоса. Теперь Перун стал во главе целого пантеона из шести богов, а Волос, почитание которого было повсеместным, в пантеон не попал.

Новые идолы поставлены не в отдалении "на холме", как стоял Перун во времена Игоря, а непосредственно рядом с княжеским дворцовым комплексом, но не внутри его, что замыкало бы богослужение в узком придворном кругу, а "вне двора теремного", в самом центре киевской крепости" (Б.А. Рыбаков "Язычество Древней Руси" http://bibliotekar.ru/rusYazRusi/21.htm)

Так выглядит первая страница одного из списков "Повести временных лет" со словами: "Се повести временных лет..."

Сейчас мы не будем подробно останавливаться на богах владимирова пантеона (о Перуне, Хорсе, Дажьбоге и Макоши мы уже говорили, более подробно о них, а также о Стрибоге и Семаргле вы сможете прочитать в указанной книге Б.А. Рыбакова, отметим лишь, что реформа Владимира закончилась неудачей: он не смог добиться духовного единообразия Руси на основе языческой веры. И вновь перед ним стал вопрос: какую веру выбрать, чтобы она подходила русичам и объединила бы их? Он основательно подошёл к этому вопросу. В "Повести временных лет" говорится, что Владимир внимательно выслушивал послов из различных государств, описывавших их религии. Обратившись за советом к боярам и старцам градским, он услышал: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу". Владимир так и поступил: десять посланников через какое-то время доложили ему, что "ходили де к болгарам... Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той..."

То, как описали свои впечатления послы русичей, во многом повлияло на окончательное решение Владимира принять православие. Что же было наиболее важным для послов? Внимательно прочитав их слова, мы можем ответить: зрелищность и красота увиденного. Это свидетельствует о эстетической наполненности славянской культуры, нашедшей "родственную душу" в культуре Византийской.

На этой миниатюре Радзивиловской летописи (XV в.) изображена беседа святой княгини Ольги, одной из первых принявших христианство княгинь русичей, с византийским императором Константином VII Багрянородным, а также - крещение Ольги константинопольским патриархом Феофилактом. Убеждая князя Владимира принять христианство, послы обращались к мудрости его бабки - княгини Ольги, крестившейся десятилетия назад.

Страницу с вопросом множественного выбора, ответив на который, ученик получает один из баллов, из которых складывается его оценка за урок, можно увидеть в Приложении №1.

IV. Становление и основные категории эстетики православия

Этот раздел урока содержит информацию об истоках и формировании эстетики Византии. В нём раскрыты основные категории и понятия эстетики православия – прекрасное, свет, художественный образ, цвет, символ.

Переходим к тексту урока/лекции.

Формирование православной эстетики связано, в первую очередь, с Византией. На становление византийской эстетики, происходившее в IV - VII веках, большое влияние оказали античная и ветхозаветная традиция. Пониманию искусства и прекрасного были посвящены работы многих выдающихся деятелей церкви. Ими разделялось понятие красоты иного мира и красоты земной. В работах Псевдо-Дионисия (христианского автора, опубликовавшего свой труд около V в. под именем Дионисия Ареопагита - афинянина, упомянутого в библейских “Деяниях апостолов”) выстраивается целая иерархия прекрасного: на первом месте находится абсолютная божественная красота, на втором – красота небесных существ, на третьем – красота предметов материального мира. К низшему уровню красоты византийцы относились двойственно: с одной стороны, её почитали как результат божественного творения, но с другой - и порицали, как источник чувственного наслаждения.

Полный отказ от чувственных наслаждений проповедовался в среде византийского монашества. Макарий Египетский, Нил Анкирский, Иоанн Лествичник, Исаак Сириянин учили о системе особых духовных упражнений, нацеленных на созерцание световых и других видений. Согласно их учению, свет является благом. Видимый свет способствует жизни органической, а свет духовный объединяет духовные силы, обращает души к истинному бытию. Духовный свет не виден сам по себе, он скрывается под различными образами, его можно воспринять глазами ума, мысленным взором. Свет в византийской традиции предстает более общей и более духовной категорией, чем прекрасное. Дальнейшее развитие категории света происходило в среде исихастов (от древнегеческого "тишина, покой, мир, молчание, уединение") - последователей учения, оформившегося в XIV веке. Его выдающийся представитель - Григорий Палама - писал о божественном свете, который может быть воспринят человеком благодаря "сведению ума в сердце". Противники исихастов презрительно именовали их учение "пупозрячеством" и "пупомудрием", критикуя, таким образом, практику исихастов по обретению божественного света: подвижники принимали позу "возницы", концентрировали взгляд в области живота, ритмизировали и замедляли дыхание, постоянно повторяя (вслух или мысленно) "Иисусову молитву". В результате они могли видеть божественный свет, обволакивающий сердце. Исихазм оказал огромное влияние на художественную культуру, и особенно - на иконопись: на иконах стали появляться штрихи белого цвета, символизировавшие божественный свет.

Григорий Палама. Икона XIV века

Ко времени Григория Паламы (1296 - 1359) была уже решена проблема образа, выдвинувшаяся на первый план в эпоху борьбы иконоборцев и иконопочитателей (726 - 843 гг.). Коротко говоря, иконоборцы отрицали иконы, основываясь на утверждении о единстве образа и первообраза (у иконоборцев получалось, что Иисус, изображённый на иконе, единосущен самому Иисусу, и они яростно против этого боролись). Иконопочитатели же (одержавшие в итоге победу в этом длительном, местами - кровавом споре) доказывали, что изображение божественного носит условный характер, а икона - это изображение видимого облика первообраза (в частном случае с Иисусом - изображение его таким, каким его увидели в его земной жизни). Иконопочитатели понимали художественный образ как "неподобное подобие" (Иоанн Дамаскин)

Иоанн Дамаскин. Икона XIV в. Афонский скит святой Анны

Ещё одним важным понятием византийской эстетики был цвет. В иконописи была разработана богатая символика цвета и соблюдалась строгая цветовая иерархия. Так, красный/вишнёвый цвет символизировал царственность, знак императорского сана, а также цвет багряницы, крови Христа и мучеников. Зелёный был символом юности и бодрости, голубой - божественности. Золотой означал богатство и роскошь, царственность; создавал вокруг фигур эффект немеркнущего, священного сияния, божественный свет. Белый понимался как нравственная чистота и невинность, чистота Христа и сияние его Божественной славы.

В заключение приведём цитату из статьи "Эстетика" Людмилы Царьковой (энциклопедия Кругосвет http://www.krugosvet.ru/articles/118/1011803/1011803a4.htm#1011803-L-109), посвящённую византийской эстетике: "Византийская эстетика пересматривает систему эстетических категорий, по-иному, чем античная, расставляет акценты в этой сфере. Она в меньшей мере уделяет внимание таким категориям, как гармония, мера, прекрасное. В то же время в системе идей, получивших распространение в Византии, большое место занимает категория возвышенного, а также понятия “образ” и “символ”. Символизм является одним из самых характерных явлений средневековой культуры как Востока, так и Запада. Символами мыслили в теологии, литературе, искусстве. Каждый предмет рассматривался как изображение чего-то ему соответствующего в сфере более высокой, становился символом этого более высокого. В средние века символизм был универсален. Мыслить – означало вечно открывать скрытые значения...Средневековый символизм приписывает живому миру свойство отражательности, иллюзорности. Отсюда происходит и тотальный символизм христианского искусства". Страничку с вопросом множественного выбора, ответив на который ученики попадают в следующий раздел урока, можно увидеть в Приложении №1.

V. Органическое соединение язычества с христианством в древнерусской эстетике

В данном разделе урока/лекции приведён материал о развитых эстетических представлениях у славян накануне принятия христианства. На основе фрагментов из “Слова о законе и благодати” Иллариона, “Повести об убиении Андрея Боголюбского”, апокрифической “Беседы трёх святителей” раскрыты основные идеи древнерусской эстетики (представления о прекрасном, о художественном образе, символе). Подробнее с этим разделом урока вы можете ознакомиться в Приложении №6.