Интегрированный урок (СБО + математика + основы информатики) "Экономическая игротека"

Разделы: Математика, Информатика


План урока:

Задачи урока:

  1. Закрепить понятия “алгоритм”.
  2. Учить определять последовательность событий.
  3. Учить работать с калькулятором.
  4. Закрепить знания работы в POWER POINT.
  5. Отработка навыков набора текста и цифр на клавиатуре.
  6. Воспитание интереса к урокам информатики.

Оборудование:

  • А.А. Смоленцева “Введение в мир экономики”,
  • модель семейного бюджета,
  • пословица разбитая на слоги,
  • набор карточек с изображением товаров для каждого ребёнка,
  • “купюры” разного достоинства,
  • бейджики для каждого ребёнка,
  • ручки,
  • компьютеры,
  • авторский медиапродукт - презентация из 7 слайдов (среда POWER POINT),
  • компьютерная поддержка: текстовый редактор MS Word, POWER POINT, приложение Калькулятор, конструктор тестов CD-версия (тест составлен автором сценария данного урока)

Условное обозначение: Семейный бюджет - СБ

Ход урока

1. Организационный момент. Правила техники безопасности в компьютерном классе. Тема урока.

Учитель: Сегодня на уроке, вам понадобятся знания, которые вы получили в течение 9 лет на уроках математике, СБО и конечно информатики. За каждый ваш положительный ответ, я буду платить вам по купюре, достоинством 5 рублей. В конце урока, вы подсчитаете свои заработанные деньги. (Презентация, слайд 1)

Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: “Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…”

Учитель: Можно ли купить столько товаров на три копейки?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему? Как вы считаете?

Ученики: Потому что, три копейки это мало денег.

Учитель: А что реально можно купить на три копейки?

Ученики: ???

Учитель: Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, я предлагаю вам зайти в “Экономическую игротеку”. Я думаю, что сегодняшняя игра поможет вам закрепить знания полученные ранее. (Презентация, слайд 2)

Учитель: Раз уж мы будем играть, нам нужно распределить роли.

Лотерея – каждый вытягивает для себя бейджик из коробки. На бейджиках картинки с изображениями папы, мамы, дедушки, бабушки, дочери.

Учитель: Предлагаю пристегнуть бейджики. Мужественный папа, справедливый дедушка, добрая бабушка, мастерица мама и красавица дочь.

Задание №1 “Собери пословицу по слогам”

Учитель: Перед вами отдельные слоги, нужно их сложить так, чтоб получилась пословица. Задание продублировано в визуальном виде на презентационном экране. (Презентация, слайд 3)

Учитель: Если вы правильно выполнили задание, и у вас получилась пословица, прочитайте её.

Ученики: “Каков работник, такова ему плата”.

Учитель: Почему так говорят?

Ученики: Потому что, как поработаешь, столько и заплатят.

Учитель: Вот сейчас мы и поговорим об этом, кто сколько зарабатывает.

Учитель: Вот ваша модель “Семейного бюджета” (СБ).

Учитель: Какие вы знаете строительные профессии? Что делает штукатур? Что делает маляр? и т.д.

Ответы учеников.

Учитель: Что получают папа и мама за свой труд на стройке?

Ученики: Зарплату. (Презентация, слайд 4)

Учитель: Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата труда за месяц, или за неделю, или за день. Я предлагаю папе и маме выбрать для себя профессию из тех, о которых мы говорили.

Ученики выбирают, например мама – повар, папа – штукатур.

Учитель: Сколько может получать повар, штукатур?

Ответы учеников.

Учитель: Повару зарплата 5 000 рублей, штукатуру – 10 000 рублей. (Дать деньги)

Учитель: В семье есть дедушка и бабушка. Они старенькие и не работают. Что получают дедушка и бабушка?

Ученики: Пенсию. (Презентация, слайд 4)

Учитель: Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет на заводе, фабрике и других предприятиях.

Учитель: Какая бывает пенсия у пожилых людей?

Ответы учеников.

Учитель: Пенсия совсем небольшая. Бабушка получает 3 000 рублей, а дедушка 3 500 рублей. (Дать деньги)

Учитель: В семье есть дочь, она учится в училище. Как вы думаете, учёба – это труд?

Ученики: Да.

Учитель: Что получают учащиеся училищ, за свой труд?

Ученики: Стипендию. (Презентация, слайд 4)

Учитель: Стипендия – это тоже деньги. Это плата за учёбу. Сколько могут получать учащиеся училищ, как вы думаете?

Ответы учеников.

Учитель: Стипендия составляет 600 рублей. (Дать деньги)

Учитель: Мы выяснили, что деньги получают за труд. Просто так деньги никому не дают. Ваш труд сейчас, это ваша работа на уроке. Так, что старайтесь, как можно больше получить денег, отвечайте.

Модель СБ постепенно заполняется купюрами (зарплата родителей, пенсия дедушки и бабушки, стипендия дочери) и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.

Учитель: Я предлагаю вам сосчитать ваш общий семейный доход.

Ученики считают.

Учитель: Что такое доходы и расходы? Объясните.

Ответы учеников.

Учитель: Сейчас мы поподробнее разберём, из чего складываются доходы и расходы семьи. В этом месяце дочь за не очень хорошую учёбу не получила стипендию. (убрать стипендию из СБ) Доходы семьи увеличились или уменьшились?

Ученики: Уменьшились.

Учитель: Папа хорошо работал и получил премию. Что такое премия?

Ответы учеников.

Учитель: Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе. (Положить премию на модель СБ)

Учитель: Посчитайте, каким сейчас стал ваш семейный бюджет.

Ученики считают.

Задание №2 “Приобрети необходимые товары”

Раздать детям карточки с различными видами товаров. Дать каждому купюру в 10 000 рублей и предложить на эти деньги приобрести необходимые для жизни товары первой необходимости

Учитель: Да, я вижу у вас достаточно ошибок, будем их исправлять.

/Дети переходят от парт к компьютерам/

Задание №3 “Товар и цена” (среда POWER POINT)

Учитель: Перед вами картинки различных предметов (промышленных, продовольственных) и ценники к ним. Нужно расставить правильно цены к товарам. Задание продублировано в визуальном виде на презентационном экране. (Презентация, слайд 5) Все вместе ищем ошибки, определяем правильные цены.

/Дети переходят от компьютеров к партам/

Физ.минутка.

Учитель: Вы очень хорошо поработали, давайте теперь немного отдохнём. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Вы в данный момент одна семья, возьмитесь за руки и образуйте замкнутый круг. Давайте прочитаем стихи.

1

Ученье – свет, а неученее – тьма
Гласят пословицы слова.
Я в школе – первый ученик,
Всегда в пятёрках мой дневник.

2

С экономикой нас
Начали знакомить.
Что такое “вклад” и “банк”,
Как деньги экономить.

3

Мы доход своей семьи
Вместе подсчитали.
Знаем цену всем вещам,
Что нам покупали.

4

“Бизнес”, “бартер” и “бюджет” -
Что это такое?
От гремучих этих слов
Детям нет покоя.

5

Будем знания получать,
Капитал накопим.
И тебе, наш детский дом
Мы обязательно поможем!

Учитель: Зачем люди ходят в магазин?

Ответы учеников.

Учитель: Какие товары покупают в магазине?

Ответы учеников.

Учитель: Как покупатели узнают цену нужного им товара?

Ответы учеников.

Учитель: Как расплачиваются в магазине?

Ответы учеников.

Разобрать с детьми, что бывают обязательные (основные) расходы и необязательные (неосновные).

Задание №4 “Какие бывают расходы” (Презентация, слайд 6)

Карточки с изображением различных предметов (промышленных, продовольственных). Дети рассматривают картинки и определяют виды расходов. Учитель объясняет, что семья тратит деньги (расход) на разные нужды. Расходов в семье много, и их никак не избежать.

Учитель: Без чего человеку не обойтись?

Ученики: Человек не может жить без еды, одежды, жилья. Одежда спасает от непогоды, еда необходима, чтобы быть здоровыми, жильё – чтобы в нём жить.

Учитель: Какие это расходы? Какие расходы можно назвать основными? Почему?

Ответы учеников.

Учитель: К каким расходам можно отнести покупку игрушки, билетов в театр, одежды, хлеба и т.п.? (Показываются соответствующие карточки.)

Ответы учеников.

Учитель: Неосновные расходы – приобретение товаров, без которых можно обойтись. Одни расходы требуют большего количества денег, другие – меньшего.

Дети подводятся к пониманию, что сущность расходов – удовлетворение потребностей (нужд) человека. Детям предлагается разложить картинки на модель СБ с изображением основных и неосновных расходов.

/Дети переходят от парт к компьютерам/

Задание №5 “С помощью калькулятора выполни действия” (текстовый редактор MS Word, приложение Калькулятор)

Учитель: Нужно уметь считать деньги. Даже есть такая народная мудрость “деньги любят счёт”. Задание продублировано в визуальном виде на презентационном экране. (Презентация, слайд 7)

Учитель: И ещё одно задание, в котором вы самостоятельно ответите на десять вопросов, то о чём мы сегодня разговаривали на уроке.

Задание №6 Тест “Экономическая игротека” (конструктор тестов CD-версия)

Учитель: После того, как вы ответите на все вопросы теста, нажмите на печать.

Вопрос № 1. Чем отличается домашний труд от труда на производстве?

Цена вопроса: 5 баллов

Выберите единственный правильный ответ:

  • На производстве веселее трудится
  • На производстве за труд платят деньги
  • На производстве много народа

Вопрос № 2. Как называются деньги, которые получают родители за работу?

Цена вопроса: 5 баллов

Выберите единственный правильный ответ:

  • Плата
  • Зарплата
  • Посылка

Вопрос № 3. Чем расплачиваются за покупаемый товар?

Цена вопроса: 5 баллов

Выберите единственный правильный ответ:

  • Деньгами
  • Фантиками
  • Картинками

Вопрос № 4. Как называются деньги, получаемые за учёбу?

Цена вопроса: 5 баллов

Выберите единственный правильный ответ:

  • Премия
  • Подарок
  • Стипендия

Вопрос № 5. Можно ли купить подарок без денег?

Цена вопроса: 5 баллов

Выберите единственный правильный ответ:

  • Конечно
  • Нет
  • Да

Вопрос № 6. Кто в семье получает стипендию?

Цена вопроса: 5 баллов

Выберите единственный правильный ответ:

  • Рабочие
  • Студенты
  • Школьники

Вопрос № 7. Что можно назвать основным расходом для семейного бюджета?

Цена вопроса: 5 баллов

Выберите единственный правильный ответ:

  • Игрушки
  • Продукты питания
  • Мебель

Вопрос № 8. Зачем люди ходят в магазин?

Цена вопроса: 5 баллов

Выберите единственный правильный ответ:

  • Покупать товар
  • Играть
  • Продавать товар

Вопрос № 9. Как называются деньги, которые получают пожилые люди?

Цена вопроса: 5 баллов

Выберите единственный правильный ответ:

  • Баранки
  • Пенсия
  • Стипендия

Вопрос № 10. Как покупатели узнают цену нужного им товара?

Цена вопроса: 5 баллов

Выберите единственный правильный ответ:

  • По телефону
  • По книге
  • По ценникам

После ответов, учащиеся нажимают на печать.

Упражнение для глаз.

/Дети переходят от компьютеров к партам/

Итог работы:

Учитель: Молодцы ребята, хорошо потрудились. Давайте посмотрим на модель СБ. Давайте вспомним, какие прикладные программы нам помогали в работе?

Ученики: Текстовый редактор Word, POWER POINT, калькулятор.

Учитель: Чем сегодня занимались, что вспомнили?

Ученики: Вспомнили что такое алгоритм. “Алгоритм – это план действий, состоящий из последовательных шагов”. Учились определять последовательность событий. Определяли что такое основные и неосновные расходы в семейном бюджете и т.д.

Учитель: А теперь подсчитаем ваши успехи. Дети считают деньги.

Учитель: Вы своим трудом, т.е. своими знаниями заработали деньги. Представьте, что вы пришли в магазин и можете выбрать что хотите, но обязательно сопоставляйте реальные цены с вашими заработанными деньгами.

Учащиеся в виртуальном магазине делают покупки. Учитель подсказывает ученикам, если они делают неправильный выбор.

Учитель: Мы хорошо поработали, всем спасибо. До свидания!