Разработка урока по географии "Погода", 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Пояснительная записка

Тема рассчитана на два урока в 6классе. На первом уроке по данной теме было дано понятие погоды, причины изменения погоды, обработаны данные дневника наблюдения за месяц, построена столбиковая диаграмма “Типы погоды за месяц”. Представленная разработка – это разработка второго урока по теме “Погода”. Урок показывает межпредметные связи с литературой, риторикой. Целесообразно проводить групповую работу. Группы можно сформировать на уроке, либо заранее. Урок будет красочным и запоминающимся, если, говоря о погоде, в моменты обсуждения и подготовки будет звучать музыка “Звуки природы”, будет оформлен стенд с фотографиями и открытками с изображением различных явлений природы.

  1. Место урока: 9 (тема “Атмосфера”) и 2 в по теме “Погода”
  2. Тип урока: урок комплексного применения знаний
  3. Цель: усвоение умения самостоятельно применять знания, умения, навыки, перенос в новые условия
  4. ТДЦ
    • образовательная: научить применять знания о погоде, использовать их в новых условиях, показать связь географии с литературой, риторикой.
    • развивающая: продолжить формирование географического мышления, умения работать с источниками географической информации, воображения, развития речи, памяти, познавательного интереса, самостоятельности, интеллекта .
    • воспитательная: продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества
  5. Цель, адаптированная на ученика:
    • Объяснять элементы и явления погоды, используя литературные произведения
    • Устанавливать связи между элементами и явлениями погоды
    • Уметь работать с источниками географической информации
  6. Форма проведения учебного занятия: урок
  7. Ведущий вид деятельности: игра, повторение, общение
  8. Методы и приемы: частично-поисковый
  9. Оборудование:
    1. Учебник для 6 класса
    2. Сборники стихов русских поэтов
    3. Атлас для 6 кл.
    4. Чистые листы бумаги
    5. Карточки с заданиями для самостоятельной работы.
    6. Набор фотографий “Погодные явления” (возможны работы учащихся)

Структура урока

Структурные элементы урока Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность обучаемых Показатели реальных результатов
1. Орг. момент Подготовить учащихся к

работе на уроке

Настраивает на урок Включаются в работу Ученики полностью готовы к быстрому включению в деловой ритм
2. Проверка выполнения домашнего задания Проверить уровень усвоения учащимися материала предыдущего урока Предлагает проблемные вопросы Отвечают на вопросы Раскрыты основные моменты предыдущего урока, коррекция пробелов
3. Подготовка к основному этапу Актуализировать опорные знания, умения; обеспечить мотивацию и принятие цели урока Выясняет опорные знания. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Готовность учащихся активно-познавательной деятельности
4. Основной – закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Организует работу групп, направляет действия учащихся на активную учебно-познавательную деятельность, следит за временем выполняют задания по группам

.

Самостоятельное выполнение творческих заданий, требующих применения в знакомой и измененной ситуации
5.Контроль и самопроверка Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Читает текст с ошибками Исправляют ошибки Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения
6. Подведение итогов. Дать оценку и анализ успешности достижения цели Оценивает работу групп Подводят итоги

Выбирают лучшего чтеца, синоптика, диктора.

Адекватность оценки учителя и учащихся
7. Рефлексия Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения(мотивации, способов деятельности, общения” Организует написание синквейна

“Я на уроке”

Пишут синквейн “Я на уроке” Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке
8. Инструктаж о д/з Обеспечить понимание цели, содержания, способов выполнения д/з Дает д/з Записывают д/з Реализация условий для выполнения д/з всеми учащимися

Структура урока

  1. Орг. момент.(1мин)
  2. Проверка домашнего задания.(5мин)
  3. Подготовка к основному этапу (2мин)
    • вводное слово учителя
    • постановка цели
  4. Работа в группах (22 мин)
    • формирование групп, постановка задач перед группами
    • работа в группах
    • отчеты групп
  5. Контроль и самопроверка (5мин)
  6. Подведение итогов. (2мин)
  7. Рефлексия (2мин)
  8. Инструктаж о д/з (1мин)

Ход урока

1. Приветствие

2. Проверка домашнего задания. Проходит в форме фронтальной беседы.

Вопрос учителя Ответы учащихся
Что называют погодой Погодой называется состояние тропосферы в данном месте и в данный момент или за какой-либо промежуток времени
Перечислите элементы погоды Температура воздуха, осадки, облачность, давление, направление и сила ветра
Опишите погоду сегодняшнего дня Сегодня прохладно, температура воздуха +70 , небольшой ветер, направление ветра - северо-западное, с утра кучевые облака закрывали все небо, сейчас облачность 50%. Осадков нет.

3. Подготовка к основному этапу (2мин)

  • вводное слово учителя
  • постановка цели

Учитель:

Ребята, можно ли прогноз погоды передать в стихах?

Сегодня мы с вами будем синоптиками. Но необычными, потому что будем описывать не просто погоду, а погоду из стихотворений великих поэтов.

Цель нашего урока: сделать географический анализ стихотворения о погоде, т.е. описать прогноз погоды, который поэт запечатлел в своем стихотворении.

4. Работа в группах (22 мин)

  • формирование групп, постановка задач перед группами
  • работа в группах
  • отчеты групп

Учитель:

Группа - это маленькая метеорологическая лаборатория. Но не простая, а творческая, ведь работа связана с литературными произведениями.

Каждая группа получит карточку, с отрывком из стихотворения. В течение 5 минут группа составляет прогноз погоды, используя знания предыдущих уроков по теме “Атмосфера”

Поскольку урок связан с литературой, очень важен артистизм выступающих. В конце урока мы вместе назовем самого точного синоптика, художника, чтеца и диктора

  • Учащиеся получают задание и работают в группах.

Отчет группа представляет по следующему плану

  1. Чтение стихотворения с выражением.
  2. Оглашение времени года, явления, описанных в стихотворении.
  3. Оглашение прогноза погоды.

Предложенные отрывки:

Булат Окуджава

Весна (отрывок)

Небо синее, как на картинке
Утро майское. Солнце. Покой.
Улыбается жук на тростинке,
Словно он именинник какой.
Все устали от долгой метели

Блок А.А.

Летний вечер

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей- красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины

Сергей Есенин

Поет зима, аукает (отрывок)

Поет зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна

Блок А.А.

ХХХ

О, как безумно за окном
Ревет, бушует буря злая,
Несутся тучи, льют дождем,
И ветер воет, замирая!
Ужасна ночь! В такую ночь
Мне жаль людей, лишенных крова,
И сожаленье гонит прочь
В объятья холода сырого!..
Бороться с мраком и дождем,
Страдальцев участь разделяя…
О, как безумно за окном
Бушует ветер изнывая.

Иван Бунин Розы (отрывок)

В окно, в прохладный сумрак дома,
Глядел зеленый знойный сад,
И сена душного истома
Струила сладкий аромат
Порою, звучный и тяжелый, высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчелы,
звенели мухи - день сиял

Выступать может или один учащийся или вся группа

Отчет 1 группы выглядит следующим образом:

  1. Выразительное чтение стихотворения
  2. Время года - весна
  3. Прогноз по стихотворению Булата Окуджавы “Весна” (отрывок).

Примерный ответ: Сегодня 5 мая температура воздуха + 140 , скорость ветра составляет 1-3 м/с, ясно, осадков не ожидается.

Таким образом, отчитываются все группы

5. Контроль и самопроверка (5мин)

Учитель читает текст с ошибками, учащиеся по ходу исправляют их.

Самыми важными характеристиками погоды являются температура почвы и воды в реке, море, океане. Все погодные явления происходят в стратосфере. Одно из свойств погоды- постоянство. Погода меняется только в течение года. Главная причина перемен в любое время суток в погоде- перемещение воздушных масс. У нас в Республике в течение всего года преобладают погоды теплого времени года. А предсказание погоды называется –гороскоп.

Ответы учащихся :

  1. Самыми важными характеристиками погоды являются температура воздуха, облачность, осадки, направление и сила ветра
  2. Все погодные явления происходят в тропосфере
  3. Одно из свойств погоды- изменчивость
  4. Погода меняется в течение суток
  5. У нас в Республике погоды и теплого и холодного времени года
  6. Предсказание и описание погоды называется прогноз

6. Подведение итогов. (2мин)

Итак, давайте назовем самого точного синоптика, чтеца и диктора.

Учащиеся после краткого обсуждения называют:

  • группу, которая точнее всех описала погоду
  • ученика, который лучше всех прочитал стихотворение
  • ученика, который лучше всех представил прогноз погоды

7. Рефлексия (2мин)

Для рефлексии подходит прием “Синквейн” (пятистишия) предполагает написание о теме (понятии) пяти строк. Каждая строка имеет определенное количество слов и свою смысловую нагрузку.

1 строка обозначает тему одним словом (обычно существительным),

2 строка описывает тему (2 прилагательных),

3 строка называет действия, относящиеся к теме (3 глагола),

4 строка выражает отношение автора к теме (фраза из 4 слов),

5 строка – повторение сути, “синоним” темы

Тема синквейна “Я на уроке” опишет состояние и занятость учащегося на уроке.

Пример синквейна с урока:

География

Интересная, познавательная

Сочиняли, читали, повторяли

Быстро прошел урок

Ура!

8. Инструктаж о д/з (1мин)

  • Прочитать параграф №41
  • Ответить на вопрос: Какие народные приметы о погоде знают вашей семье? За какими наблюдают?