Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского “Плутишка кот” и проанализировать её.
Задачи:
- формировать читательские умения (читать, работать с текстом произведения, правильно называть произведение, определять тему и жанр);
- способствовать обогащению словарного запаса языка детей;
- наблюдать за выразительными средствами языка;
- средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах;
- развивать элементы проектной деятельности.
Оборудование:
- Учебник Л.А. Ефросинина “Литературное чтение 2 класс”
- Рабочая тетрадь Л.А. Ефросинина “Литературное чтение 2 класс” часть 2
- Листочки для изготовления модели обложек, цветные карандаши.
Ход урока
- Организационный момент
- Беседа по теме чтения:
- Слушание произведения.
- Беседа после слушания. Выявление первичного восприятия.
- Моделирование обложки.
- Работа с текстом прослушанного произведения.
- Физкультминутка.
- Работа в тетради.
- Работа с текстом.
- Иллюстрирование произведения.
- Упражнения по формированию читательских умений.
- С какой темой начали работать в этой четверти?
- Мы продолжаем знакомиться с произведениями о животных. Сегодня у нас урок слушания и итогом урока будет выпуск книги-самоделки.
- Откройте учебник на странице 18.
- Послушайте.
Произведение читает учитель.
- Понравилось ли вам это произведение?
- Что вам понравилось?
- Кто главные герои произведения?
- Давайте составим модель обложки.
- Что слушали? Определите жанр. Покажите на модели.
/Сказку/
- О чём или о ком эта сказка? Покажите на модели.
/Коричневый цвет/
- Кто автор этой сказки?
/Ушинский/
- Какой заголовок выбрал для своего произведения автор?
/Плутишка кот/
- Как называется произведение?
/Сказка о животных Ушинского “Плутишка кот”/
- Почему так озаглавлена сказка? Плутишка кот.
/Плутишка – хитрый, любит хитрить, лукавить/
- Найдите слова автора, как он говорит о коте.
/Он такой вор и разбойник/
- Как обращается козел да баран к коту, когда его жалеют?
/Котик-коток, серенький лобок!/
- Как они говорят, когда сердятся на кота?
/Ах ты, серый кот, бестолковый твой лоб!/
- Давайте попробуем передать голосом отношения героев.
- Сначала потренируемся. Найдите ту фразу, которая вам больше понравилась. Прочитайте её соседу.
- Кто считает, что у него получилось голосом передать нужную интонацию? Прочитайте вслух.
- Прочитайте в первой части последний абзац.
- Как вы думаете, что значит рядить? избыть?
/Обсуждать, толковать; избавиться от чего-нибудь/
- А как это объясняет словарик на стр. 21?
Мы пробовали передать голосом характер героев. А теперь попробуйте показать, как двигается кот, козёл и баран. Кто пришёл в гости к животным? /Медведь/
А как он ходит?
- Найдите строчки, в которых говорится о медведе?
/Не успели они ещё порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость – Михайло Потапыч Топтыгин./
- Передайте голосом, как говорит медведь?
- А какое имя дал ему автор?
- Откройте тетради, запишите “имя”, “отчество”, “фамилию” медведя. Вспомните правило написания имен собственных.
- Прочитайте начало 3 части.
- Что предложил белый волк козлу да барану?
/Силу попробовать/
- Как повели себя козел да баран?
/Испугались/
- А котишко – серый лобишко?
/Он решил схитрить, обмануть/
- Обманул, подошли волки к Мише. Прочитайте, как Миша поступил с незваными гостями.
/Вот Миша крепился-крепился, да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они лазаря./
- Как это “на каждую лапу по волку”. Покажите.
- Прочитайте в словаре, что значит “запеть лазаря”.
/Жаловаться, плакать, стонать./
- Чем же закончилась сказка? Прочитайте.
/…а котишку – мурлышку ещё за плутни выдрали./
- Переверните листок – модель обложки.
- Как вы себе представляете главного героя? Нарисуйте.
Итог урока. Домашнее задание.
- О ком мы читали? / О коте/
- Кто написал это произведение? /Ушинский/
- Назовите жанр этого произведения? /Сказка/
- Прочитайте дома родителям эту сказку ещё раз и закончите работу в тетради.
- А сейчас мы сделаем с вами книжку – самоделку для вашей классной библиотеки.
/Из страничек детей собирается книжка – самоделка с обложкой, выполненной учителем./