Литературное чтение во 2-м классе. К.Д. Ушинский. "Плутишка кот"

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского “Плутишка кот” и проанализировать её.

Задачи:

  • формировать читательские умения (читать, работать с текстом произведения, правильно называть произведение, определять тему и жанр);
  • способствовать обогащению словарного запаса языка детей;
  • наблюдать за выразительными средствами языка;
  • средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах;
  • развивать элементы проектной деятельности.

Оборудование:

  • Учебник Л.А. Ефросинина “Литературное чтение 2 класс”
  • Рабочая тетрадь Л.А. Ефросинина “Литературное чтение 2 класс” часть 2
  • Листочки для изготовления модели обложек, цветные карандаши.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Беседа по теме чтения:
  3. - С какой темой начали работать в этой четверти?

    - Мы продолжаем знакомиться с произведениями о животных. Сегодня у нас урок слушания и итогом урока будет выпуск книги-самоделки.

    - Откройте учебник на странице 18.

    - Послушайте.

  4. Слушание произведения.
  5. Произведение читает учитель.

  6. Беседа после слушания. Выявление первичного восприятия.
  7. - Понравилось ли вам это произведение?

    - Что вам понравилось?

    - Кто главные герои произведения?

  8. Моделирование обложки.
  9. - Давайте составим модель обложки.

    - Что слушали? Определите жанр. Покажите на модели.

    /Сказку/

    - О чём или о ком эта сказка? Покажите на модели.

    /Коричневый цвет/

    - Кто автор этой сказки?

    /Ушинский/

    - Какой заголовок выбрал для своего произведения автор?

    /Плутишка кот/

    - Как называется произведение?

    /Сказка о животных Ушинского “Плутишка кот”/

  10. Работа с текстом прослушанного произведения.
  11. - Почему так озаглавлена сказка? Плутишка кот.

    /Плутишка – хитрый, любит хитрить, лукавить/

    - Найдите слова автора, как он говорит о коте.

    /Он такой вор и разбойник/

    - Как обращается козел да баран к коту, когда его жалеют?

    /Котик-коток, серенький лобок!/

    - Как они говорят, когда сердятся на кота?

    /Ах ты, серый кот, бестолковый твой лоб!/

    - Давайте попробуем передать голосом отношения героев.

    - Сначала потренируемся. Найдите ту фразу, которая вам больше понравилась. Прочитайте её соседу.

    - Кто считает, что у него получилось голосом передать нужную интонацию? Прочитайте вслух.

    - Прочитайте в первой части последний абзац.

    - Как вы думаете, что значит рядить? избыть?

    /Обсуждать, толковать; избавиться от чего-нибудь/

    - А как это объясняет словарик на стр. 21?

  12. Физкультминутка.
  13. Мы пробовали передать голосом характер героев. А теперь попробуйте показать, как двигается кот, козёл и баран. Кто пришёл в гости к животным? /Медведь/

    А как он ходит?

  14. Работа в тетради.
  15. - Найдите строчки, в которых говорится о медведе?

    /Не успели они ещё порядком обогреться, как жалует к ним незваный гость – Михайло Потапыч Топтыгин./

    - Передайте голосом, как говорит медведь?

    - А какое имя дал ему автор?

    - Откройте тетради, запишите “имя”, “отчество”, “фамилию” медведя. Вспомните правило написания имен собственных.

  16. Работа с текстом.
  17. - Прочитайте начало 3 части.

    - Что предложил белый волк козлу да барану?

    /Силу попробовать/

    - Как повели себя козел да баран?

    /Испугались/

    - А котишко – серый лобишко?

    /Он решил схитрить, обмануть/

    - Обманул, подошли волки к Мише. Прочитайте, как Миша поступил с незваными гостями.

    /Вот Миша крепился-крепился, да как хватит на каждую лапу по волку, так запели они лазаря./

    - Как это “на каждую лапу по волку”. Покажите.

    - Прочитайте в словаре, что значит “запеть лазаря”.

    /Жаловаться, плакать, стонать./

    - Чем же закончилась сказка? Прочитайте.

    /…а котишку – мурлышку ещё за плутни выдрали./

  18. Иллюстрирование произведения.
  19. - Переверните листок – модель обложки.

    - Как вы себе представляете главного героя? Нарисуйте.

  20. Упражнения по формированию читательских умений.

Итог урока. Домашнее задание.

- О ком мы читали? / О коте/

- Кто написал это произведение? /Ушинский/

- Назовите жанр этого произведения? /Сказка/

- Прочитайте дома родителям эту сказку ещё раз и закончите работу в тетради.

- А сейчас мы сделаем с вами книжку – самоделку для вашей классной библиотеки.

/Из страничек детей собирается книжка – самоделка с обложкой, выполненной учителем./