Интегрированный блок уроков (физика + информатика) по теме "Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Образовательные: сформировать у учащихся знания по геометрической оптике; изучить виды линз, основные характеристики, формулу тонкой линзы, изображения даваемые линзой;
  • Развивающие: развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, самостоятельность;
  • Воспитательные: воспитывать умение использовать свой интеллект, волю, рационально использовать своё время.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

  • беседа;
  • демонстрация слайдов с эффектами анимации;
  • рассказ;
  • самостоятельная работа.

Программно-дидактическое обеспечение: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, экран, слайд-презентация, набор по геометрической оптике (виды линз), контрольная карта.

ПЛАН УРОКА

Презентация 1, Презентация 2

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Беседа:

- Что такое линзы?

Рисунок 1.

Показ слайда 2 (определение линзы)

- Какие виды линз вы знаете?

- Рассмотреть виды линз (слайд 3-7)

Демонстрация линз из набора по геометрической оптике

3. Изложение нового материала, рассказ с использованием:

3.1. Презентации “Линзы”, Рисунок 1.:

  • изучить основные понятия геометрической оптики (слайд 9)
  • рассмотреть прохождение лучей через линзу (слайд 10-12)
  • изучить основные характеристики линзы (слайд 13)
  • изучить формулу тонкой линзы (слайд 14)

3.2. Презентации “Изображения полученные линзой”, рисунок 2.

  • предмет находится на расстоянии больше двойного фокусного, сделать вывод (слайд 2)
  • предмет находится на расстоянии равном двойному фокусному, сделать вывод (слайд3)
  • предмет находится на расстоянии равному фокусному, сделать вывод (слайд4)
  • предмет находится на расстоянии меньше фокусного, сделать выводы (слайд 5)
  • сделать общий вывод (слайд6)
  • изучить условное обозначение линз (слайд 7)

4. Закрепление пройденного материала, самостоятельная работа.

Слайд 8-21.

5. Заполнение контрольной карты.

6. Домашнее задание.

стр 167-163, читать ответить на вопросы

Урок 2.

Тема: “Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы”

Цели урока:

  • Образовательные: выработать умение решать задачи с применением формулы тонкой линзы, строить изображения в линзах, сформировать общенаучные и общекультурные навыки работы с информацией;
  • Развивающие: развивать у учащихся технологию работы с компьютером, таких как поиск информации в сети Интернет, создание слайд –презентации;
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность, рационально использовать своё время.

Тип урока: изучение нового материала

Методы:

  1. рассказ;
  2. поиск;
  3. работа в группах;
  4. самостоятельная работа.

Программно-дидактическое обеспечение: учебник, тетрадь, компьютер, модем, контрольная карта.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Вопросы:

  • назвать основные характеристики линзы;
  • формула по вычислению оптической силы линзы;
  • формула тонкой линзы;
  • какие недостатки изображений в линзах вы знаете.

3. Изложение нового материала:

Задача: тонкая линза с некоторым фокусным расстоянием F1 создает прямое изображение предмета с увеличением . Каким будет увеличение линзы, если не меняя расстояния между предметом и линзой, заменить эту линзу собирающей с такой же по модулю оптической силой?

Показ решения.

 

4. Самостоятельная работа.

Решение задач: № 4.11.1, 4.11.2, 4.11.4.

Оценка в контрольной карте.

5. Домашнее задание

читать стр 163-175, решить задачу 4.11.9

Деление на группы

Задача каждой группы на факультативном занятии

1 группа: “Найти информацию о фотоаппарате для создания презентации”

2 группа: “Найти информацию о микроскопе для создания презентации”

3 группа: “Найти информацию об оптических приборах для создания презентации”

4 группа: “Найти информацию о телескопах для создания информацию”

5 группа: “Найти информацию об очках, гигиене зрения и создать презентацию” используя ресурсы Интернет.

Урок 3.

Тема: “Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы”

Цели урока:

  • Образовательная: проверить знания учащихся по теме: “Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы”;
  • Развивающая: развивать у учащихся умение выступать перед аудиторией и раскрывать практическую значимость геометрической оптики при рассмотрении оптических приборов и систем;
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность, рационально использовать своё время.

Тип урока: контроль знаний

Программно-дидактическое обеспечение: учебник, тетрадь, тест в электронном варианте, контрольная карта, компьютер.

ПЛАН УРОКА

1. Сдача теста

Линзы, оптические приборы

1. Рассеивающая линза дает изображение

  • действительное
  • мнимое *

2. Собирающая линза дает изображение

  • действительное *
  • мнимое

3. На каком расстоянии нужно поместить предмет перед собирающей линзой, чтобы расстояние от предмета до линзы и от линзы до изображения было одинаковым?

  • d=F
  • d>2F
  • d=2F *
  • d<F

4. Укажите характеристики изображения предмета,

  • находящегося в двойном фокусе собирающей линзы
  • дествит, умень
  • действ, увелич
  • мнимое, увелич
  • действит, того же разм *

5. Оптическая сила линзы равна 2 дптр. Чему равно фокусное расстояние линзы

  • 1,5 м
  • 2 м
  • 0,5 *
  • 1 м

6. Величина, обратная фокусному расстоянию это

  • оптическая сила*
  • фокус
  • двойной фокус

7. Предмет находится на половине расстояния от собирающей линзы. Изображение будет

  • прямое, умень, мнимое
  • прямое,увел, мнимое *
  • перевер, умень,мнимое

8. Чему равна оптическая сила собирающей линзы с фокусным расстоянием 20 см

  • 0,2 дптр
  • 5 дптр *
  • 2 дптр

9. Где находится предмет, если 2F>d?F

  • в главном фокусе
  • между F и 2F *
  • за двойным фокусом

2. Защита презентаций.

1. Выступление групп.

2. Выставление оценок в контрольном листе.

3. Подведение итогов работы.

4. Домашнее задание читать

стр 175-176.

Приложение.

Тест (Приложение)

Контрольная карта по теме “Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы”

Фамилия, имя.________________________________________________________

№ задания Ответ Оценка
Задание1    
Задание2    
Задание3    
4 Решение задачи    
5 слайд-презентация    
6 сдача теста    
Итого    

Литература:

С.Туякбаев, Ш.Насохова, Б. Кронгарт, В. Кем, В.Загайнова “Физика 11”, Алматы “Мектеп”, 2007г