Разработка урока

Разделы: Математика


Тема: Соотношение между сторонами и углами треугольника.

Цели:

Образовательная:

  • создать условия для диагностирования уровня усвоения знаний и практических умений каждым учащимся по теме.

Развивающая:

  • дать ученику возможность применять свои знания путем создания ситуации успеха;
  • Развивать настойчивость, волю через формирование способности к преодолению трудностей.

Воспитательная:

  • воспитать ответственность, умение оценивать свои знания, учиться работать на доверии, формировать доброжелательные отношения среди учащихся.

Учебно-воспитательная задача: дать ученику возможность проверить полученные знания, оценить их. 

Содержание урока

 

Этапы урока:

Комментарии:

1 этап урока

Организация начала урока.

.

2 этап урока

Проверка теоретического материала
[Математический диктант]

В тетрадях под копирку ученики записывают результаты, затем оригинал сдают на проверку учителю, а по копии осуществляется взаимопроверка по готовым ответам. Учитель отвечает на вопросы учащихся.

3 этап урока

Работа по готовым чертежам

Вариант 1 – устно (с учителем).

Вариант 2 – работают на листах, отдельно записывают полученные ответы.

Вариант 1 – устная работа. Учитель фиксирует результаты.

Вариант 2 – сдают листки с решениями учителю, ответы сверяют с доской.

4 этап урока

Решение треугольников. (Работа по готовым карточкам)

Заполнить пустые клетки. На листочках записать полученные ответы.

Карточки соответствуют номерам вариантов. Для быстроты вычислений можно пользоваться калькуляторами. Быстро выполнившим карточку предлагаются дополнительные задачи.

5 этап урока

Подведение итогов урока. Учащимся предлагается провести самооценку.

Учитель подводит итог работы. Отмечает работу целого коллектива. Дети оценивают свою работу.

1. Организация начала урока.

а) Взаимное приветствие;
б) отметить отсутствующих;
в) проверить готовность к уроку;
г) проверка подготовленности классного помещения к уроку;
д) постановка цели урока.

2. Математический диктант.

Вариант 1

1. Дайте определение синуса острого угла в прямоугольном треугольнике.
2. Дайте определение тангенса острого угла в прямоугольном треугольнике.
3. Сформулируйте теорему косинусов.
4.

а) Чему равен sinα, cosα, tgα в данном прямоугольном треугольнике;
б) Найти MN, если известно MK и уголα;
в) NK, если известны MK и угол α;
г) MN, если известны NK и угол α;

Ответы: №4

а) sinα = MN/MK;
cosα = NK/MK;
tgα = MN/NK;
б) MN = MK sinα;
в) NK = MK cosα;
г) MN = NK tgα;

Вариант 2

1. Дайте определение косинуса острого угла в прямоугольном треугольнике.
2. Дайте определение тангенса острого угла в прямоугольном треугольнике.
3. Сформулируйте теорему синусов.
4.

а) Чему равен sinα, cosα, tgα в данном прямоугольном треугольнике;
б) Найти OP, если известны ON и угол α;
в) PN, если известны ON и угол α;
г) OP, если известны ON и угол α.

Ответы: №4

а) sinα = OP/ ON;
cosα = PN/ON;
tgα = OP/ON;
б) OP = ON sinα;
в) PN = ON cosα;
г) OP = ON tgα;

После того, как сданы листы с математическим диктантом, нужно повторить (фронтально) теоремы синуса и косинуса и ответить на вопросы учащихся по выполненной работе.

3. Работа по готовым чертежам.

 Вариант 1 – устно с учителем, вариант 2 – самостоятельная работа.

Вариант 1:

1.

Найти: SDMS.

2.

Найти диаметр окружности описанной около ΔEKM.

3.

Найти: x.

Вариант 2:

1.

Найти: радиус описанной окружности.

2.

Найти: x.

3.

Найти: x.

4.

Определите вид треугольника.

Ответы:

4. Решение треугольников.

Заполните пустые клетки таблицы:

Для быстроты вычислений можно использовать калькулятор.

Карточка №1:

а

в

с

..

5

19

120°

33

40

37

..

97

15v2

 

135°

Ответы:

а = 16;
< С = 60°;
с = 113.

Карточка №2:

а

в

с

.

24v2

25

45°

35

13

43

.

118

19v3

91

30°

Ответы:

а = 31;
< С = 120°;
с = 91.

Карточка №3:

а

в

с

8

15

13

60°

22

13v3

43

.

127

112v2

 

45°

Ответы:

а = 8;
< С = 150°
с = 113.

Карточка №4:

а

в

с

23

15v3

13

30°

17

80

73

.

161

19v2

 

135°

Ответы:

а = 23;
< С = 60°;
с = 181.

Карточка №5:

а

в

с

.

15v3

13

30°

41

20v2

29

.

23

143

 

60°

Ответы

а = 22;
< С = 45°;
с =133.

Дополнительные задания.

1. Две стороны треугольника относятся как 7:8 и образуют угол 120°. Третья сторона равна 26 см. Найдите неизвестные стороны. [Ответ: 14 см и 16 см.]

2. Найдите боковые стороны треугольника, если его основание равно 7 см, угол при вершине равен 60°, а сумма боковых сторон равна 13 см. [Ответ: 5 см, 8 см.]

Литература

  1. Т.И.Шамова «Современный урок» Просвещение 2006, 335с.
  2. Л.С.Атанасян, и др. Геометрия 7-9 кл. средней школы. Москва «Просвещение», 2006г.
  3. В.Н.Литвиненко и др. Сборник задач по геометрии. Издательство «Экзамен» Москва, 2006г.