Цель урока (учебная):
- закрепить навык действий с обыкновенными дробями.
- повторить правила нахождения дроби от числа и числа по его дроби.
- привить интерес к математике, повысить эффективность урока.
Организация класса: Урок проводится в виде конкурса. Класс разбивается на 2 команды: «Рыцари» и «Принцессы». Выбирается Иванушка, Принцесса, Рыбка, Конек-Горбунок. За наделю перед уроком даются вопросы по этой теме (список вопросов прилагается).
Оформление классной комнаты: плакаты, таблицы, карточки с заданиями, костюмы для членов команд, макет «Рыбки», бумага, ручки, вопросы на листочках.
Плакат к уроку:
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупным людям
Никогда не давались легко.
Ход урока
Учитель:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил Старик в одном селе.
Входят три мальчика.
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын: и так, и сяк,
Младший вовсе был дурак.Братья сеяли пшеницу,
Да возили в град – столицу,
Знать столица та была
Недалече от села.
Ездили до той столицы
Лугом, лесом, полем светлым.
Вот узнать бы, где да как
Ехал Ванюшка – дурак?
I. Дается 1-я задача на карточках для команд.
Лугом Иванушка проехал 1/3 часть пути, лесом 2/5 всего пути, полем – остальную часть. Какую часть пути проехал Иван полем? (4/15)
Решают обе команды. Жюри подводит итоги, учитывая правильность и быстроту решения. (2 б. + 2 б.)
Учитель:
Там пшеницу продавали
(И овес, и рожь, и лен)!
Деньги счётом принимали…
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
II. Дается 2-я задача.
Всего братья выручили 2500 рублей, причем за пшеницу они выручили 3/5 всех денег, за рожь 9/20 остатка, за овес в 3 раза меньше, чем за рожь, а остальные деньги за лен. Иванушка из всех денег получил только 1/10 часть. Сколько денег выручили братья за лен и сколько денег получил Иван? (400р.; 250 р.)
Решение сдается в жюри.
Учитель: Иванушка загрустил!
Конек - Горбунок:
Что, Иванушка, не весел?
Что головушку повесил?
Иван:
Помоги мне, Горбунок!
Видишь, вздумал я жениться
Знать на тоненькой царице,
У царя прошу согласья,
Ну а тот условье ставит.
Так и шлет за окиян.
Учитель: Говорит коньку Иван:
Иван:
Дал мне сроку три дня только,
Тут попробовать изволь-ка
Перстень дьявольский достать!
Учитель: Тут Конек:
Конек:
Сказать по дружбе,
Это службишка – не служба,
Служба все, брат, впереди,
Ты теперя спать поди,
А на завтра утром рано
Мы поедем к окияну.
Мы проедем лабиринты,
Потрудимся посчитать.
И получим мы в ответе
Полюбившуюся «пять».
Это нам-то и поможет
Достать перстень для принцессы.
И тогда, Иван, уж точно
Попадешь к своей невесте.
III. Даются задания для команд.
Для команды «Рыцари»
Для команды «Принцессы»
Жюри подводит итоги.
IV. Учитель:
Лабиринты мы прошли,
Перстень дьявольский достали,
А теперь мы отдохнем –
Устно дружно посчитаем.
Устный счет (работают обе команды)
Найди ошибку:
1.
2.
3.
4.
V. Учитель:
А принцесса молодая
Ждет Ивана, глаз не смыкая.
Но! Не дождаться ей Ивана,
Не сказав числа названье,
Помогите ей, взываем!
Угадать числа названье…
Без подсказок, без обмана,
Чтоб решить все без изъяна!
Угадать слово, зашифрованное в таблице (конкурс для команды «Принцессы»):
- Умножить ѕ • 2 Ѕ • 8/15 =
- Выполнить действия: (2 Ѕ + Ѕ ) : 5 =
- Туристы в I день прошли 15 км, что составило 3/10 всего пути, который они прошли за 3 дня. Каков весь путь туристов?
- Выбрать самую маленькую дробь из дробей: ј; 1/3; 1/5; Ѕ.
- Найти периметр квадрата со стороной 4/5 см.
Команде «Рыцари» дается такое же задание и в случае, если они сделают его верно, им добавляется 2 балла.
О |
Р |
Ь |
Д |
Н |
Б |
|
1 |
0,2 |
2 |
1 |
|||
2 |
5 |
|||||
3 |
50 |
3,15 |
2 |
|||
4 |
||||||
5 |
Жюри подводит итоги для команд.
VI. Учитель:
Тут красавица – принцесса
Призадумалась немножко…
Слово молвила – и враз
Уж готов Ване наказ.
Принцесса:
Есть там в море – окияне
Рыбки золотые.
Задают вопросы все
Очень непростые.
Поезжай-ка ты, Иван,
Снова к окияну
И ответить там сумей
Тоже без изъяну!
Учитель:
Пришел Ваня к окияну.
Кликнул рыбку – без обмана!
Приплыла рыбка – спросила:
Рыбка: Чего тебе надобно, Ваня?
Иван:
Дай нам, рыбка, вопросы полегче –
Тороплюсь я к принцессе с колечком!
Иванушка подходит к доске, там девочка – «Рыбка» и вопросы на листочках.
Учитель: Молвила рыбка человеческим голосом:
Рыбка: Ну готовы ли вы, дети, на вопросы мне ответить?
Все «Рыцари»: Готовы!
Вопросы читает Рыбка:
- Какая дробь называется правильной?
- Что показывает знаменатель дроби?
- Как найти число по его дроби?
- Что больше: 2/3 или 2/5?
- Какая дробь называется неправильной?
- Что показывает числитель дроби?
- Как найти дробь от числа?
- Что меньше: 1 или 8/9?
- Как найти периметр и площадь прямоугольника?
- Чему равны (Ѕ)3, 1100
За каждый правильный ответ «Рыцарям» присуждается по 0,5 балла. Если «Рыцари» отвечают неверно, «Принцессам» дается право ответить и получить дополнительные баллы.
VII. Принцесса:
А Иван-то не дурак:
Умножать, делить – мастак!
Убедились мы в процессе,
Что достоин он принцессы!
Иванушка и «Рыцари»:
Мы ребята – удальцы
Думаем, что молодцы!
От жюри итогов ждем,
Без итогов не уйдем.
Учитель:
Вот и сказке конец.
Кто решал, тот молодец!
Но мы выслушаем также,
Что жюри в итоге скажет.
Жюри подводит итоги.
Оценки каждому ученику ставит учитель вместе с капитанами команд.
VIII. Итоги урока.
Домашнее задание.