"Создание системы лабораторных работ по предметной области "Иностранный язык"

Разделы: Иностранные языки


Одной из непременных составляющих учебного процесса является самостоятельная работа студентов (СРС) которой по учебной программе отводится столько же времени, сколько и аудиторным занятиям.

В процессе СРС, как предполагается, должно происходить формирование и развитие соответствующих приемов, навыков, умений и компетенций направляемой преподавателем познавательной деятельности студентов.

При правильной организации СРС по иностранным языкам должна стать:

  • четко структурированной,
  • аспектуально-дифференцированной,
  • соответствующей индивидуальным познавательным потребностям студента,
  • соответствующей уровню и программе обучения,
  • интерактивной,
  • выполняемой с помощью современных мультимедиа-компьютерных средств,
  • основанной на компьютеризованном контроле и оценке.

Для интенсификации и оптимизации домашней и самостоятельной работы студентов по иностранным языкам в техническом вузе, по нашему мнению, следует взять на вооружение вид деятельности, скорее принадлежащий арсеналу точных наук – лабораторные работы (ЛР). Действительно, словосочетание лабораторные работы традиционно связывается с точными и естественными науками. В Интернете среди многочисленных ссылок обнаруживаем преобладание разработанных физико-математических и технических ЛР, при этом лишь одна из двух-трех десятков ссылок относится к разряду гуманитарно-социальных дисциплин [1].

Использование лабораторных работ до сих пор не является привычным для такой дисциплины, как иностранный язык, хотя отдельные попытки организовать подобную работу прослеживаются в методической литературе и пособиях по английскому и французскому языкам [2].

Однако современное развитие образовательных технологий, техник и приемов не может и не должно обойти такую изначально ориентированную на использование технических средств обучения дисциплину, как иностранный язык. Многие устройства записи и воспроизведения звука и изображения, использовавшиеся ранее в процессе обучения ИЯ, теперь сконцентрированы в универсальной машине – компьютере, который, наряду с выполнением уже названных функций, имеет и значительное преимущество перед своими предшественниками: позволяет работу в интерактивном и дистанционном режиме, а также осуществляет автономный и объективный контроль результатов работы пользователя.

Тем не менее, компьютер сам по себе, даже оснащенный наиболее современными обучающими программами по иностранным языкам, не является самостоятельным организующим СРС фактором. Без четко структурированных блоков заданий по изучаемым темам и аспектам речевой деятельности трудно ожидать адекватной отдачи от внеаудиторной работы студентов.

Как известно, обучающие компьютерные программы по ИЯ редко идеально соответствуют потребностям учебного процесса в каждом конкретном учебном заведении, особенно это ощущается в неязыковых вузах. Преподаватели кафедры «Иностранные языки» Иркутского государственного университета путей сообщения не только самостоятельно создают учебные пособия для каждой из множества специальностей, но и разрабатывают тесты, задания и целые курсы для системы дистанционного образования студентов университета. Эти виды работ кардинально отличаются от существующих традиционных по форме, содержанию и соответствующему направлению подготовки специалистов профиля нашего университета.

Для качественного и профессионального создания дистанционных курсов, веб-учебников и компьютерных программ преподавателю необходимо предварительно пройти соответствующее обучение, освоить приемы и методы использования ИКТ в системе дистанционного образования, овладеть компетентностями тьютора / модератора курса ДО, повысить свою квалификацию. В нашем университете создана и уже несколько лет успешно функционирует система ДО, но преподаватели дисциплин гуманитарно-социального цикла – пока не самые активные ее участники и соавторы.

В текущем году у преподавателей кафедры иностранных языков появилась возможность повысить свой уровень владения ИКТ с помощью дистанционных курсов и семинаров, организованных Красноярским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (КК ИПК и ПП РО). С 5 февраля по 30 марта несколько преподавателей английского языка кафедры ИрГУПС и автор этих строк обучались на «On-line курсе для разработчиков краткосрочных курсов открытого образования для педагогов предметной области «Английский язык»», размещенном на платформе «Moodle», на сайте ELTерритория межрегионального сетевого сообщества педагогов предметной области «Английский язык» http://eltarea.ru/moodle.

Трудно переоценить практический опыт, теоретическую подготовку и тот формат общения, которые открыл перед нами этот двухмесячный дистанционный марафон! Будучи не более чем опытным пользователем компьютера, ты сразу погружаешься в глубины Интернета, осваиваешь его правила (Netiquette), ищешь сокровища (Treasure hunt), натыкаешься на подводные камни, а если сядешь на «мель», то тебе сразу окажут «Техническую поддержку»! Виды работы настолько практичны, разнообразны и полезны, что позволяют моментально освоить наиболее современные и эффективные дистанционные методы и формы обучения, созданные к настоящему времени Интернет сообществом.

У нас была возможность писать словарные статьи, создавать памятки и инструкции (технология WIKI), обсуждать серьезные профессиональные темы, шутить, болтать о пустяках и делиться чем-то очень личным. Мы быстро почувствовали себя командой и ощутили близость и взаимопонимание. Нас увлекла интересная совместная деятельность, общие интересы и мудрая, опытная (несмотря на несолидный возраст!) межрегиональная команда модераторов в составе Людмилы Коваленко, Ольги Потехиной и Виктора Осита. Хочется еще раз от души поблагодарить их за интереснейшую учебу, помощь, поддержку, за сложившиеся неформальные творческие отношения, и, самое главное – за вовлечение в этот параллельный дистанционный мир, такой притягательный и манящий!

Результатом обучения на курсе «Система поддержки дистанционных и on-line курсов дополнительного профессионального образования педагогов предметной области «Английский язык»», кроме соответствующего документа о повышении квалификации КК ИПК и ПП РО, стало создание авторских дистанционных курсов для студентов и педагогов [3].

Автором был разработан дистанционный курс для преподавателей и учителей «Создание системы лабораторных работ (СЛР) по предметной области «Иностранный язык»» и выставлен на сайт http://eltarea.ru/moodle/course.

В мае 2007 г. курс Т.И. Железновой «Создание СЛР по предметной области «Иностранный язык»» в числе прочих был представлен на конкурс краткосрочных курсов открытого образования для педагогов предметной области «Английский язык», организованного Красноярским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (КК ИПК ПП РО), Центром развития англоязычного образования, командой проекта «Интернет поддержка профессионального развития педагогов» (г. Красноярск, ИПК ПП РО), в рамках проекта НФПК «Интернет поддержка профессионального развития педагогов» [4].

Конкурс был объявлен среди авторов краткосрочных курсов открытого образования для педагогов предметной области «Английский язык».

Главной задачей конкурса являлось формирование на основе профессиональной экспертизы банка краткосрочных курсов для размещения в разделе «Открытое образование» на сайте ELTерритория межрегионального сетевого сообщества педагогов предметной области «Английский язык» http://eltarea.ru/moodle/course.

Участниками конкурса могли быть учителя школ, преподаватели ссузов и вузов, руководители методических объединений/кафедр английского языка, разработчики учебно-методических пособий, методисты, тренеры и тьюторы образовательных программ, члены Ассоциаций и другие специалисты, имеющие опыт в разработке цифровых материалов для педагогов предметной области «Английский язык».

Для проведения конкурса КК ИПК ПП РО сформировал оргкомитет и Жюри конкурса, были также привлечены независимые эксперты для оценивания качества представленных курсов. Экспертиза проводилась с целью оценки возможности и целесообразности использования курса для образования педагогов, а также выработки рекомендаций для возможной доработки курса.

Проведение экспертизы возлагалось на Жюри конкурса и экспертов, выбранных Жюри из числа специалистов в области преподавания английского языка четырех регионов проекта: Иркутской, Новосибирской, Омской областей и Красноярского края.

Конкурс проводился с 1.05.2007 г. по 30.08.2007 г. в три тура:

  • I тур:  выдвижение заявок на конкурс: с 1.05.2007 г. до 20.05.2007 г. Заявки были размещены на странице конкурса сайта http://eltarea.ru/moodle/course.
  • II тур: выдвижение и отбор законченных работ: с 21.05.2007 г. по 15.06.2007 г. По итогам второго тура были определены 10 авторов \ коллективов авторов для участия в финальном туре. Авторам курсов, прошедших в третий тур, были предложены рекомендации по доработке курсов.
  • III тур: доработка курсов: с 25.06.2007 г. по 15.08.2007 г. Доработанные курсы были размещены на сайте http://eltarea.ru/moodle/course. для того, чтобы любой педагог мог ими пользоваться.

Такое тщательное и профессиональное отношение к представленным на конкурс образовательным продуктам позволило, полагаем, отобрать наиболее достойные из них.

Дистанционный курс «Создание СЛР по предметной области «Иностранный язык»» прошел конкурсный отбор и был признан курсом-победителем. Автор дистанционного курса Т.И. Железнова получила грант на разработку курса и сертификат автора-победителя.

В числе других курсов-победителей «Создание СЛР по предметной области «Иностранный язык»» размещен на сайте ELTерритория межрегионального сетевого сообщества педагогов предметной области «Английский язык» http://eltarea.ru/moodle.

В момент, когда пишутся эти строки (декабрь 2007 г.), проводится подготовка к пилотированию курса, впоследствии начало курса приурочивается к началу каждого календарного месяца, кроме традиционно отпускных июля и августа.

По окончании и при условии успешного выполнения заданий курса участникам выдаются Справки – документы государственного образца о повышении квалификации от Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (КК ИПК ПП РО).

Решается вопрос о встраивании курса «Создание СЛР по предметной области «Иностранный язык» в систему повышения квалификации педагогов сибирского региона.

Цели создания СЛР по предметной области «Иностранный язык»

  • Способствовать выведению преподавания иностранных языков на качественно новый уровень, соответствующий требованиям мирового образовательного пространства.
  • Создать условия для оптимальной самореализации интеллектуального и творческого потенциала студента/учащегося.
  • Внести свой вклад в информатизацию гуманитарных дисциплин.
  • Внести свой вклад в гуманизацию информационно-компьютерных технологий.

Цель курса «Создание СЛР»

Поэтапное создание участниками курса нового образовательного продукта – системы лабораторных работ по иностранному (английскому) языку – в режиме оn-line.

Задачи курса

В процессе совместной работы над созданием образовательных материалов курса и последующем использовании СЛР по иностранным языкам могут быть решены следующие задачи:

  • разработка концепции ЛР и СЛР, определение цели и задач для этого вида деятельности с учетом используемого учебного материала на соответствующем этапе обучения;
  • формирование информационного банка тематических тренировочных, творческих и контрольных заданий разного уровня и целевой направленности по иностранным языкам – системы лабораторных работ (СЛР);
  • индивидуализация и информатизация процесса обучения иностранным языкам;
  • вовлечение преподавателей/учителей и студентов/учащихся в систему ДО, что, в свою очередь, предполагает овладение определенными методами, техниками и технологиями работы в Интернете, платформе Moodle, локальной сети, системах ДО и пр.;
  • повышение мотивации самоподготовки студентов/учащихся по иностранному языку;
  • вовлечение студентов/учащихся в процесс исследований (по теме/специальности) с помощью изучаемого языка.

Целевая аудитория

  • преподаватели и учителя иностранных языков, методисты-исследователи – в качестве участников и соавторов курса;
  • студенты вузов, учащиеся школ, дошкольники, изучающие иностранные языки – опосредованно – в качестве реципиентов СЛР.

Требования к участникам

Участники курса должны иметь

  • желание и потребность создать информационный банк материалов в виде лабораторных работ для организации самостоятельной работы студентов/учащихся по предметной области «Иностранный язык»;
  • навыки работы с компьютером в качестве опытного/начинающего пользователя (набор/сканирование, редактирование текстов и т.п.; применение звуковых файлов, вставка иллюстративных материалов);
  • умение пользоваться поисковыми Интернет-системами, электронной почтой, другими возможностями сети;
  • базовый материал для создания собственной ЛР в предметной области «Иностранный (английский) язык»;
  • умения подбора и систематизации тематических учебных материалов, организационные и прочие профессиональные умения и компетенции;

Технические требования к участникам

  • соответствующее оснащение учебного заведения и/или участников процесса обучения информационно-компьютерными мультимедиа-технологиями; доступ к электронной почте, глобальной (локальной) сети;
  • соответствующее программное обеспечение (см. «Инструкцию по работе с Moodle» в Ознакомительном блоке курса).

Продолжительность курса около 50-60 часов (5-6 недель)

Временные затраты

Время выполнения каждого задания и подготовки материалов определяется самим участником, исходя из рекомендованных параметров: 1,5-2 часа пять-шесть раз в неделю (или 2-3-4 часа 3 раза в неделю) – работа в Интернете и около получаса ежедневно – офф-лайн подготовка материалов к опубликованию в пространстве курса.

Кадровое обеспечение курса

  • модератор курса

Основные принципы функционирования курса

В основу курса положены следующие принципы открытого образования:

  • добровольность и бесплатность курсов открытого образования;
  • зачисление на курс без конкурса по мере поступления заявки на участие;
  • возможность обучения независимо от возраста и опыта профессиональной деятельности;
  • свобода выбора последовательности прохождения этапов обучения на курсе;
  • свобода индивидуального планирования места и времени выполнения каждого занятия на курсе в рамках заданий блока;
  • свобода выбора темпов и режима обучения;
  • возможность диалога и взаимодействия участников друг с другом и с модератором курса посредством электронной почты и других возможностей сети;
  • сотрудничество, взаимопомощь, обмен опытом и впечатлениями, само- и взаимооценивание участников.

Описание курса «Создание СЛР»

Курс предполагает создание его участниками нового образовательного продукта – ЛР – в режиме оn-line:

  • поэтапно – от выработки подхода к экспериментальной ЛР – до концепции СЛР в целом;
  • от подбора тренировочных/контролирующих заданий – до готового продукта;
  • от освоения существующих методов и технологий создания и использования ЛР (по преимуществу для точных и естественных наук) – до выработки собственных рекомендаций создателям СЛР дисциплин гуманитарного цикла;
  • в дальнейшем – от периодического использования ЛР – до внесения изменений в учебные программы с учетом применения СЛР для повышения эффективности самостоятельной работы по иностранным языкам.

С методической точки зрения данный курс предполагает освоение его участниками:

  • технологий создания ЛР по ИЯ;
  • приемов и методов on-line поиска, взаимодействия и дистанционного контроля;
  • (новых) ИКТ, Интернет и педагогических терминов [5].

Наличие платформы дистанционного обучения, разработанной специалистами по ИКТ Иркутского государственного университета путей сообщения, значительно расширяет обучающие возможности кафедры иностранных языков. И в этих условиях одним из эффективных видов организации СРС, использующем современные технологии для обучения иностранным языкам, может быть система лабораторных работ.

Система лабораторных работ, основанная на аспектуально-модульном подходе, по нашему мнению, обеспечит студентам прочное усвоение знаний, расширение профессиональных горизонтов, пробудит интерес к творческой работе и, в конечном счете, позволит решать технические и научные задачи, применяя новый для себя инструмент – иностранный язык.

Приложение

Литература:

  1. Паршукова Г.Б.   Современные технологии информационного поиска для научной работы [Электронный ресурс]: Лабораторные работы для студентов 5 курса ФГО. Специальность «Социальная психология». – Новосибирск, институт дистанционного образования, НГТУ, 2007. Режим доступа: http://courses.edu.nstu.ru/index.php?show=155&curs=367; Экологический менеджмент и математическое моделирование в экологии [Электронный ресурс]: Лабораторные работы. Режим доступа: http://www.mati.ru/english/reap/labs.html  
  2. Стабурова Л.Г. Упражнения для работы в лингафонной лаборатории. I курс [Текст]: учеб. пособие для студентов (на англ. яз.) / Л.Г. Стабурова, Б.А. Дианова, Т.С. Жолниренко и др. – Л., 1977. – 215 с. ; и др.
  3. Potekhina, O. Internet Support in Teacher Development [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.eltarea.ru/pic/fck/File/Potekhina/Potekhina_article_site.doc
  4. Режим доступа: http://www.eltarea.ru/rb-topic_t_296.htm; http://eltarea.ru/forum/viewforum.php?f=16  
  5. Железнова Т.И. «Создание системы лабораторных работ по предметной области «Иностранный язык»» [Электронный ресурс]: дистанционный курс для учителей и преподавателей иностранных языков. – 2007. – Режим доступа: http://eltarea.ru/moodle/course