Цель:
- Систематизировать и обобщить знания учащихся о цифрах и числах;
- Познакомить учащихся с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации;
- Закрепить навыки счета в пределах 9;
- Развивать у детей интерес к математике, творческие способности.
Ход урока
Постановка учебной задачи
Добрый день, ребята!
Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости, поприветствуйте их. Кто из вас любит решать задачки?
1. Три яблока у Коли.
Пять дали товарищи в школе.
Сколько яблок всего
Стало, друзья у него?(8)
Сколько всего стало яблок у Коли? (8)
Каким действием это узнали? (сложением)
Почему надо складывать? (ищем целое)
2. Взял девять вишенок Сергей
И угостил своих друзей.
Четыре вишни он дал Вите,
А остальные все Никите.
Сколько вишен дал Сергей Никите? (5)
……………………………………………
3. Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал трех окуней.
Рыбак Евсей – четырех карасей.
Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (7)4. Четыре зайца шли из школы
И вдруг на них напали пчелы.
Два зайчика спаслись едва.
А сколько не успели? (2)5. Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук
Сколько же осталось штук? (6)
8, 5, 7, 2, 6
Расположите ответы в порядке возрастания (2-ц, 5-и, 6-ф, 7-р,8-ы)
Соотнесите ответы с буквами, какое слово получится? (Цифры)
А что такое цифра? Это знак для обозначения числа.
Открытие детьми нового знания
Сегодня мы с вами попадем в волшебную страну – страну цифр. А для этого нам надо закрыть глаза и три раза хлопнуть в ладоши.
Презентация (познакомить учащихся с историей создания различных систем нумерации)
Цифры, которыми мы пользуемся, не были придуманы сразу. Это результат длительного исторического развития человеческого общества.
Учиться считать люди стали в незапамятные времена. А учителем была у них сама жизнь. Есть и сейчас на земле племена, которые при счете не могут обойтись без помощи пальцев.
У разных народов числовые знаки были разными. Древнейшие известные нам цифры – цифры вавилонян и египтян. Они представляют собой клинописные знаки.
Славянская алфавитная нумерация возникла в 9-10 веке и встречалась до 16 века. Ее название «кириллица» происходит от имени славянского просветителя Кирилла Философа. В составе кириллицы 42 буквы, 17 из которых использовались для обозначения чисел. Над буквами-числами ставился особый знак, названный «титло».
А в волшебной стране придумали свою систему цифр – волшебные цифры.
И сейчас мы с вами будем решать примеры с ними. Посмотрите какой интересный числовой отрезок. Вместо обычных цифр стоят веселые картинки. Давайте попробуем решить данные примеры.
Первичное закрепление
Самостоятельная работа в учебниках (решение с проверкой №1, 2 с.40)
Физкультминутка
Знакомство с римской нумерацией
Наиболее долговечной из древних цифровых систем стала римская нумерация, возникшая более 25 веков назад.
Работа в учебниках (№4, 5 с.40)
Итог урока
Как вы думаете, ребята, можно использовать в жизни волшебные цифры? Почему?
(ответы детей)
Прообразы современных цифр появились в Индии примерно 15 веков назад. Удобство записи чисел при помощи этих цифр привело к их распространению в другие страны. В Европу индийские цифры были занесены лишь 7-8 веков назад арабами, поэтому их часто называют арабскими.
Рефлексия
Понравился ли вам сегодняшний урок?
Что нового узнали?
Благодарю вас за активное участие и позитивный настрой!
Домашнее задание: придумать свои волшебные цифры