Внеклассное чтение по теме "Малые жанры русского фольклора"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Расширить кругозор учащихся о малых жанрах русского фольклора.
  2. Показать самобытность народа, которая проявляется в устном народном творчестве: песнях, сказках, потешках, загадках, пословицах, поговорках.
  3. Помочь почувствовать непреходящую ценность русского культурного наследия.
  4. Создать условия для воспитания уважительного отношения к наследию русского народа как бесценной сокровищнице прекрасного.

Ход урока

I. Организационное начало

II. Введение в тему

Слушание русской народной песни “Во поле берёза стояла”.

- Ребята, знаете ли вы это произведение?

Это русская народная песня “Во поле берёза стояла”.

- Прочитайте тему урока.

Малые жанры русского фольклора.

Сегодня на уроке разговор пойдёт о малых жанрах русского фольклора.

- Прочитайте слова: фольклор, фольклорный, фольклорист.

Слово “фольклор” английского происхождения.

- Что такое “фольклор”? Как вы считаете?

Это произведения устного народного творчества.

Верно. Произведения УНТ создавались всем народом. Но народные песни и сказки, разные прибаутки и загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста. Безымянное творчество, живущее в народе.

- Но откуда же тогда появились эти книжки? Посмотрите, какую выставку приготовил народный герой Тимоша, конечно, вместе с вами. Предположения детей.

Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Народ всегда выражал себя в труде и в творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое. Сегодня мы с вами соприкоснёмся с чудесами русской народной поэзии. Слушайте! Исполняйте сами! Удивляйтесь! Запоминайте!

III. Открываем первую страничку альбома “Детские колыбельные песенки и потешки”

Оказывается, народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью.

Ученики 1 группы готовили произведения этого жанра.

- Послушайте колыбельную песенку в исполнении детей:

Ай, баю, баю, баю,
Ходит кошка по краю.
Кошка лыко дерёт.
Коту лапти плетёт.
А кот лапти износил
И другие попросил.

- Для чего создавались колыбельные песенки?

Для того, чтобы навеять ребёнку крепкий спокойный сон.

Поэтому колыбельные песенки поются монотонно, спокойно, плавно.

Дети исполняют ещё одну колыбельную песенку:

Ходит Сон у окон,
Ходит к Дрёме на поклон.
Приходи к нам, Дрёма, в дом,
Принеси нам Угомон.

Вместе с колыбельными песенками в жизнь ребёнка входят потешки – песенки и стишки к первым играм ребёнка с пальцами, ручками и ножками.

- Послушайте потешки в исполнении детей:

Когда учат ребёнка ходить, его поддерживают за ручки и говорят:

А лады, лады, лады, не посажены сады.
А мой Васенька пойдёт, он посадит и польёт. Топ, топ, топ.

Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока, сорока белобока,
Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.
Гости не бывали, кашки не едали.
Всё своим деткам отдали.

Посмотрите, как метко народ назвал сороку белобокой. Это выражение и сейчас употребляется – сорока белобока.

- Какое назначение у потешки?

Позабавить ребёнка. Потешка помогает учить жестам, действиям.

Потешка обращается к маленькому ребёнку, поэтому в ней особые слова – с уменьшительно-ласкательным значением.

- Какие слова с уменьшительно-ласкательным значением вы запомнили?

Васенька, кашка, детки.

Колыбельные песенки и потешки называются ещё детскими байками. Вам, наверное, интересно будет узнать, что такими же байками убаюкивала маленького Сашу Пушкина няня Арина Родионовна. А само название баек пошло от глагола “баять”, “баить” - говорить. У этого слова есть ещё и более древнее значение: “шептать”, “заговаривать”. Колыбельные песенки – это ещё и древние “заговоры”, “обереги”, с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про Сон, Дрёму, Угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, которые приносят ребёнку сон.

IV. Открываем вторую страничку альбома “Календарные песенки”

Это песенки, связанные с народным календарём, со временами года. Конечно, думы народа, в основном, были о том, как получить хороший урожай.

Ученики 2 группы приготовили сообщение по этому жанру:

Смену времён года на Руси люди сопровождали песнями, играми. Они верили, что так можно влиять на природу. Это поможет получить хороший урожай. Чем дальше прокатишься зимой на санках, чем выше раскачаешься весной на качелях, тем дружнее взойдут хлеба, выше поднимется летом лён.

В конце зимы, на масленицу, пекли блины, круглые, как солнышко, зажигали костры, катались на лошадях и пели:

Широкая Масленица! Мы тобою хвалимся.
На горах катаемся, блинами объедаемся.

(Дети играют на народных инструментах и поют).

Особенно с нетерпением ждали крестьяне весну, когда начинались земледельческие работы. В начале марта на восходе солнца ребятишки влезали на крыши изб, сараев, амбаров, бань – закликали весну. Взрослые и дети выходили на улицу, подбрасывали вверх куликов, жаворонков, сделанных из теста, и пели:

Ау-ау – аукаем, весну приаукиваем:
Март, март – солнцу рад,
Апрель, апрель – открывает дверь,
Май, май – нивку засевай!
Ау-ау – аукаем.

- Как поются такие песенки?

Весело и задорно.

В календарных песенках отразилась душа народа, его глубинная связь с окружающей природой, его светлые, добрые традиции.

V. Открываем третью страничку альбома “Пословицы и поговорки”

Кроме песен, живут в народе тысячи и тысячи весёлых, лукавых, мудрых изречений. Их называют крылатыми выражениями. Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому. Это пословицы и поговорки. Без пословицы и речь не молвится. Знание пословиц и поговорок обогащает речь человека, помогает ему находить точные и остроумные ответы на вопросы. “Поговорка – цветочек, пословица – ягодка”, - так говорили наши предки.

- Скажите, это пословица или поговорка: “Коса – девичья краса”?

Это поговорка.

- Как определили? Предположения детей.

Поговорка – устойчивое изречение, особо краткое, не составляющее законченного высказывания.

- О чём эта поговорка?

О красивых волосах, заплетённых в косу.

На Руси девушки всегда заплетали волосы в косу.

- А пословицы вы какие-нибудь знаете? Назовите.

(Ребята называют пословицы).

Вот мы все знаем пословицы. Но пословицы – это не просто наша речь. Пословицы ловко, красиво построены, они часто даже складными бывают, как стихи. Существует очень много пословиц на разные темы. В пословицах выражен характер народа, его ум, наблюдение над жизнью.

- Прочитайте пословицу:

Соврёшь – не помрёшь, да вперёд не поверят.

- О ком эта пословица? О врунах.

- Как вы её понимаете?

- На какую тему эта пословица? Человеческие недостатки.

Народ осуждает человеческие недостатки.

- Прочитайте ещё одну пословицу на эту тему:

Ты меня, работушка, не бойся; я тебя, работушка, не трону.

- Про кого в ней говорится? Про лентяев.

- Правильно. Но ведь здесь лодырь прямо не назван. Ты сам догадался? Пояснение.

- Смысл пословицы не всегда выражается прямо, надо подумать. А эта пословица к одному лентяю относится или ко многим?

И к одному, и ко многим.

Пословицы всегда подходят ко многим людям, ко многим случаям.

На протяжении многих лет люди занимались земледелием, поэтому многие пословицы связаны с жизнью крестьян:

Летний день год кормит.

- Как понимаете?

Летом каждая минута дорога. Вырастишь летом урожай – целый год сытым будешь.

- На какую тему пословица? О труде.

Пословицы говорят о любви к Родине, к родной земле:

Чужая сторона, что весна без цветов.

- Объясните. Нет радости вдалеке от дома.

Любят пословицы и посмеяться, и пошутить:

Я же виноват, меня же и бранят.

Каждая пословица – это крупинка мудрости:

Из одной мучки, да не одни ручки.

- Почему?

Из одной муки, да разный хлеб получается. Кто хорошо умеет печь, у того вкусный хлеб получается.

- Видите, как точно сказано. На какую тему пословица? О мастерстве.

- Знаете ли вы пословицы о дружбе?

(Ребята называют пословицы о дружбе и поясняют их смысл).

Немало пословиц относится к учению, к грамоте.

Ученики 3 группы приготовили пословицы на эту тему, красочно оформили.

(Выступление ребят).

VI. Открываем четвёртую страничку альбома “Загадки”

Знаете ли вы, что в глубокой древности возникла и другая “мелкая” разновидность русского фольклора – загадка. Само название жанра “загадка” происходит от слова “гадати”- думать, рассуждать. Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы – все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык, особую “загадочную” речь. Например, коня называли “Долгохвостый”. Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.

Ученики 4 группы загадают вам загадки.

Ребята заполняют кроссворд, затем обосновывают, как догадались. В это время одной группе учеников предлагается сочинить загадку о предмете, который спрятан в чёрный ящик.

  1. Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. Корова.
  2. Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. Собака.
  3. Красные лапки, щиплет за пятки – беги без оглядки. Гусь.
  4. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. Лошадь.
  5. Мохнатенька, усатенька, лапки мягонькие, а коготочки востры. Кошка.
  6. Шапочка красненькая, кафтанчик рябенький, ходит по двору, квохчет. Курица.

- На какую тему были загадки? О домашних животных.

В этом чёрном ящике находится предмет. А какой, вы сами угадаете.

Ребята загадывают загадку, которую сами сочинили:

Русская барыня в платке расписном имеет много детишек. Матрёшка.

- Почему так решили? (Учитель достаёт матрёшку из ящика).

“Плывут над Родиною годы, но неизменно хороша
Игрушка русского народа, как и сама его душа”.

- Какова роль загадки?

Развлекает, учит сообразительности, испытывает ум.

Везде, в самом будничном, загадка умеет что-нибудь интересное подметить. Самое привычное сделать необычным, загадочным.

VII. Открываем пятую страничку альбома “Побасёнки-шутки”

В народе часто рассказывались короткие истории шуточного содержания, но в каждой шутке заключается глубокий смысл. В народе их называли побасёнками.

Ученики 5 группы инсценируют побасёнки.

- Тит, а Тит, пойдём молотить!
- Спина болит.
- Тит, пойдём мёд пить.
- Дай поскорее шапку схватить!

- В форме чего строится побасёнка? В форме диалога.

- Для чего народ сочинял побасёнки? Чтобы было смешно.

- Только ли для этого?

Высмеивает плохие черты характера: лень, глупость, хитрость.

- Скажи, батюшка, воз дров – это много или мало?

- И много и мало.

- Как так?

- Если купишь – мало. А если сам нарубишь да напилишь – много!

- Почему, когда сам нарубишь да напилишь, то много?

Потому что сам потрудишься, много сил потратишь.

В побасёнке может быть показано и остроумие героя.

VIII. Итог урока

Посмотрите, какой наблюдательный народ. Как тонко он мог подметить главное, не зло посмеяться над недостатками. Как богат народный язык и велико мастерство народа в создании произведений.

- Тимоша приглашает вас на игру “Угадай-ка”. Ваша задача: определить, к какому жанру относится произведение, доказать:

  • Выходи, народ, становись у ворот – весну встречать, зиму провожать.
  • Дружба дружбе рознь – иную хоть брось.
  • - Фома, у тебя в избе тепло?
    - Тепло! На печи в шубе терпеть можно.
  • Баю, баю, баюшок, кладу Машу на пушок - на пуховую кровать,
  • Будет Маша крепко спать.
  • Неизвестно, где живёт, полетит – деревья гнёт.
  • Гоп, гоп, гули, гоп, сели Машеньке на лоб.
    Крылышками хлоп, хлоп, Маша ножкой топ, топ!

Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.

А.М. Горький

Вот почему мы изучаем творчество народное.

Благодарю за активную работу.