Из опыта проведения урока-зачета в форме "Уголки" по технологии портфолио

Разделы: Математика


Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений школьников. Для систематизации и обобщения учебного материала очень важны уроки-зачёты. Значимость зачётов состоит не только в том, что они позволяют контролировать усвоение учащимися нового материала, причём не в виде набора отдельных фактов, а как цельной системы. Их особое значение ещё и в том, что они являются и обучающим мероприятием.

Поэтому в основе моей работы - зачётная система, которая не только включает в себя проведение зачётов, но и предусматривает специальное построение системы уроков по всей изучаемой теме в целом.

Уже много лет я использую опыт по применению лекционно-семинарской системы преподавания. Уроки делятся на несколько видов: лекции, практические занятия, семинары, консультации, уроки-конференции, уроки-зачёты. Ознакомившись с технологиями РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо) и Портфолио, я стала на традиционных уроках использовать активные методы и приёмы обучения, вовлекающие каждого ученика в учебный процесс. Уроки планирую на основе модели В-О-Р (Вызов-Осмысление-Размышление), заполняем с учащимися таблицу ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал), применяю приёмы “Понятийная мозаика”, “Пирамида расширения и сужения понятия” и другие. Систематическое применение этих и других разнообразных приёмов позволяет поддерживать интерес к такому сложному предмету, как математика. Использую разнообразные ресурсы для планирования учебной деятельности, которая выходит за стены класса и вдохновляет учащихся на постоянный поиск.

Одной из своих находок считаю урок-зачёт в форме “Уголки”. Учащиеся готовятся к этому уроку в течение прохождения всей данной темы. За две недели до зачёта, когда в основном изучен теоретический материал, отработаны навыки решения на базовом и основном уровнях, учащиеся вместе с учителем структурируют материал, который будет вынесен на зачёт. Предлагают свои названия уголков, их количество, эмблемы, тем самым учатся систематизировать, упорядочивать свои знания и умения, организовывать их взаимосвязь. Весь теоретический и практический материал темы делится на уголки – подразделы, составляется маршрут следования по ним. Для себя мы выбрали следующие уголки. “Мой теоретический багаж”, - само название говорит, что в этом уголке ученик показывает знание теоретического материала по данной теме и связанных с ней вопросов из других тем курса: определений, формул, формулировки теорем. “Пиши грамотно” - в этом уголке учащиеся пишут словарный диктант по математическим терминам. Цель этого уголка – формирование орфографической зоркости учащихся. Уголок “Устный счёт” проверяет вычислительные навыки школьников. Одним из любимых для ребят является уголок “Это интересно”. Вот где каждый может проявить себя. Ребята, имеющие склонность к математике, находят в специальной литературе интересные, занимательные, нестандартные или олимпиадные задачи, имеющие отношение к теме зачёта. Любители истории находят информацию из истории развития математики, о жизни учёных-математиков, о происхождении различных математических терминов. А некоторым нравится писать математические сказки, стихи. Цель прохождения этого уголка – развитие творческого потенциала учащихся, расширение их кругозора, вовлечение их в научную и исследовательскую деятельность. После зачёта все творческие работы учащихся занимают видное место в кабинете математики и используются при обучении. Перечисленные уголки являются наиболее традиционными, но не всегда обязательными для каждого зачёта. В остальных уголках проверяются “технические” навыки учащихся.

За каждый уголок выбирается ответственный консультант из учащихся класса. Это может быть любой ученик, хорошо усвоивший данный материал, овладевший практическими навыками и желающий выйти на более высокий уровень. Учащийся-косультант решает все задания из своего уголка, при необходимости обращается за помощью к учителю, оформляет их в отдельной тетради и на зачёте использует её для проверки решения одноклассников. Консультанты сдают зачёт заранее, накануне урока-зачёта.

Зачёт состоит из 5-7уголков. Каждый уголок содержит задания трёх уровней:

1) базовый уровень (на “3”);
2) основной уровень (на “4”);
3) продвинутый уровень (на “5”).

Перед зачётом каждый ученик получает маршрутный лист. Например, по теме “Площади многоугольников” маршрутный лист таков:

Уголок 1. Мой теоретический багаж. Оценка (подпись) Самооценка
Уголок 2. Устные задачи на готовых чертежах.    
Уголок 3. Площадь треугольника.    
Уголок 4. Площадь четырёхугольника.    
Уголок 5. Это интересно.    
Уголок 6. Пиши грамотно.    

В кабинете математики столы расставлены в форме уголков, эта форма зачёта предполагает свободное перемещение детей на уроке, что способствует снятию напряжения.

На доске красочно оформлен экран с названием уголков, эмблемами, нарисованными детьми. Ученик снабжен маршрутным листом и самоклеющейся карточкой, она играет роль сигнальной. Её он приклеивает на экране к тому уголку, куда следует. Это позволяет учителю регулировать равномерность прохождения всеми учащимися уголков и избежать перегрузки участников зачёта.

Перед началом зачёта ученик в маршрутном листе ставит самооценку по каждому уголку, это заявка его уровня. Зачёт принимается как учителем, так и учащимися-консультантами, которые сдали зачёт заранее. Оценки заносятся в маршрутный лист, обязательно ставится подпись проверяющего. Все задания выполняются в специальной тетради, это позволяет учителю в любой момент проверить справедливость выставления оценки. В журнал выставляются либо две “усреднённые” оценки: за теорию и практику, либо оценки за все уголки - об этом учащимся сообщается заранее. Надо помнить, что у некоторых учащихся бывает заниженная самооценка, поэтому, если ученик решил задание 1-го уровня, ему надо предлагать задания 2-го уровня. Если же ученик начинает решать задания высокого уровня и не справляется с ним, то ему предстоит перейти на более низкий уровень.

По окончании зачёта ученики пишут резюме – отзыв о проделанной работе.

Проведение зачёта в форме “Уголки” нравится детям, т.к. позволяет снять эмоциональное напряжение; создаёт ситуацию успешности для каждого ученика.

Такая форма проведения зачётов способствует развитию таких основных компетентностей: самоорганизация, самоконтроль, коммуникабельность, работа с информацией.

Приведу пример урока зачёта по теме “Площади многоугольников” в форме “Уголки” по технологии Портфолио (9 класс).

Цели:

  • выявить уровень овладения теоретическими знаниями, умениями и навыками решения задач по теме;
  • развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач;
  • снизить стрессогенный характер контроля.

Оборудование:

  • столы расставлены в виде уголков, на них номер уголка,
  • раздаточные карточки с текстами задач трёх цветов,
  • маршрутные листы,
  • самоклеющиеся карточки,
  • на доске красочно оформлен экран.

УГОЛОК 1. МОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАГАЖ.

Тема: “Площади фигур” (Приложение)

УГОЛОК 2. УСТНЫЕ ЗАДАЧИ НА ГОТОВЫХ ЧЕРТЕЖАХ. (Приложение 1).

УГОЛОК 3. ПЛОЩАДЬ ТРЕУГОЬНИКА.

Задачи на оценку “3”.

А-3-1 .Найдите площадь равнобедренного треугольника с боковой стороной 1 0см и основанием 16 см.

А-3-3. Найдите площадь треугольника, равна 12 см, а высота, проведённая к ней, 7 см?

А-3-2. Найдите площадь правильного треугольника со стороной 12 см.

А-3-4. Чему равна площадь треугольника со сторонами 11 см, 25 см и 30 см.

А-3-5. Чему равна площадь прямоугольного треугольника с катетами 8 см и 6 см. А-3-6. Найдите площадь равнобедренного треугольника, у которого боковая сторона равна 6дм, а угол при основании равен 750.

Задачи на оценку “4”.

Б-3-1. В равнобокой трапеции боковая сторона равна 25 см, диагональ30 см, а меньшее основание 11 см. Б-3-2. Стороны параллелограмма равны 13 см и 14 см, а одна из диагоналей – 15 см. Найдите меньшую высоту параллелограмма.
Б-3-3. Биссектриса прямого угла делит гипотенузу прямоугольного треугольника на отрезки, разность которых равна 5 см. Найдите площадь треугольника, если его катеты относятся как 3:4. Б-3-4. Биссектриса острого угла прямоугольного треугольника делит катет на отрезки, один из которых на 2 см меньше другого. Найдите площадь треугольника, если гипотенуза и второй катет относятся как 5:4.
Б-3-5. Стороны треугольника равны 12 см, 16 см и 20 см. Найдите высоту, проведённую из вершины большего угла. Б-3-6. В прямоугольный треугольник вписан квадрат, имеющий с ним общий угол. Найдите площадь квадрата, если катеты треугольника равны 10 см и 15 см.

Задачи на оценку “5”. (Приложение)

УГОЛОК 4.ПЛОЩАДЬ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКА.

Задачи на оценку “3”.

А-4-1. Чему равна площадь параллелограмма со сторонами 4 см. и 7 см. и углом между ними 450? А-4-2. Чему равна площадь трапеции с основаниями 6 см. и 10 см. и высотой 5 см?
А-4-3. Найдите площадь ромба со стороной 4см и углом 300. А-4-4. Одна из сторон параллелограмма равна 14см, а высота, проведённая к ней, 5 см. Найдите площадь параллелограмма.
А-4-5. Стороны прямоугольника относятся как 9:1, а их разность равна 32 см. Найдите площадь прямоугольника. А-4-6. Найдите площадь ромба, если его диагонали относятся как 5:12, а периметр равен 52см.
А-4-7.Чему равна площадь квадрата, если его диагональ равна 4 см? А-4-8. Высоты параллелограмма равны 3см и 4см, а его площадь равна 48 см2. Найдите периметр параллелограмма.
А-4-9. Найдите площадь равнобокой трапеции, основания которой равны 5 см. и 11 см., а боковая сторона 5см. Чему равна площадь параллелограмма , если его диагонали равны 6см и 8 см,а угол между ними 300.

Задачи на оценку “4”.

Б-4-1. В параллелограмме АВСД угол А=600. Высота ВК, равная 3 см, отсекает на стороне АВ отрезок КД=5 см. Найдите площадь параллелограмма. Б-4-2. В равнобокой трапеции АВСД меньшее основание ВС=10 см, боковая сторона 6 см, угол А=600. Найдите площадь трапеции.
Б-4-3. Диагональ прямоугольника больше его сторон на 2 см. и 16 см. соответственно. Найдите: а) площадь прямоугольника; б) площадь квадрата, периметр которого равен периметру прямоугольника. Б-4-4.Высоты параллелограмма равны 4 см и 6см, а одна из его сторон на 4см больше другой. Найдите периметр параллелограмма.
Б-4-5. Равнобокая трапеция описана около круга. Боковая сторона трапеции делится точкой касания на отрезки длиной 12 см. и 48 см. Найдите площадь трапеции. Б-4-6. В равнобокой трапеции основания 6 см. и 10см, а диагональ 10 см. Найдите площадь трапеции.

Задачи на оценку “5”.

В-4-1. Основания трапеции равны 10 см. и 3 см, а боковые стороны 20 см. и 13 см. Найдите площадь трапеции. В-4-2. Основания трапеции равны 11 см. и 28 см., а боковые стороны 25 см. и 26 см. Найдите площадь трапеции.
В-4-3. В трапеции АВСД АД=18 см; ВС=2 см; АС=15 см; ВД=7 см. Найдите площадь трапеции. В-4-4. Площадь ромба равна 600 см2, а одна из его диагоналей 30 см. Найдите высоту ромба.
В-4-5. Биссектриса угла А параллелограмма АВСД пересекает сторону ВС в точке К. Найдите площадь параллелограмма, если ВК=КС=5 см, АК=8 см. В-4-6. Диагонали равнобокой трапеции взаимно перпендикулярны. Найдите площадь трапеции, если её основания равны 7 см. и 13 см.

УГОЛОК 5. ЭТО ИНТЕРЕСНО.

УГОЛОК 6. ПИШИ ГРАМОТНО.

Словарный диктант.

Биссектриса, высота параллелограмма, диагональ многоугольника, формула Герона, квадрат, коэффициент подобия, миллиметр, правильный многоугольник, прямоугольник, равнобедренная трапеция, четырёхугольник.