Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений школьников. Для систематизации и обобщения учебного материала очень важны уроки-зачёты. Значимость зачётов состоит не только в том, что они позволяют контролировать усвоение учащимися нового материала, причём не в виде набора отдельных фактов, а как цельной системы. Их особое значение ещё и в том, что они являются и обучающим мероприятием.
Поэтому в основе моей работы - зачётная система, которая не только включает в себя проведение зачётов, но и предусматривает специальное построение системы уроков по всей изучаемой теме в целом.
Уже много лет я использую опыт по применению лекционно-семинарской системы преподавания. Уроки делятся на несколько видов: лекции, практические занятия, семинары, консультации, уроки-конференции, уроки-зачёты. Ознакомившись с технологиями РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо) и Портфолио, я стала на традиционных уроках использовать активные методы и приёмы обучения, вовлекающие каждого ученика в учебный процесс. Уроки планирую на основе модели В-О-Р (Вызов-Осмысление-Размышление), заполняем с учащимися таблицу ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал), применяю приёмы “Понятийная мозаика”, “Пирамида расширения и сужения понятия” и другие. Систематическое применение этих и других разнообразных приёмов позволяет поддерживать интерес к такому сложному предмету, как математика. Использую разнообразные ресурсы для планирования учебной деятельности, которая выходит за стены класса и вдохновляет учащихся на постоянный поиск.
Одной из своих находок считаю урок-зачёт в форме “Уголки”. Учащиеся готовятся к этому уроку в течение прохождения всей данной темы. За две недели до зачёта, когда в основном изучен теоретический материал, отработаны навыки решения на базовом и основном уровнях, учащиеся вместе с учителем структурируют материал, который будет вынесен на зачёт. Предлагают свои названия уголков, их количество, эмблемы, тем самым учатся систематизировать, упорядочивать свои знания и умения, организовывать их взаимосвязь. Весь теоретический и практический материал темы делится на уголки – подразделы, составляется маршрут следования по ним. Для себя мы выбрали следующие уголки. “Мой теоретический багаж”, - само название говорит, что в этом уголке ученик показывает знание теоретического материала по данной теме и связанных с ней вопросов из других тем курса: определений, формул, формулировки теорем. “Пиши грамотно” - в этом уголке учащиеся пишут словарный диктант по математическим терминам. Цель этого уголка – формирование орфографической зоркости учащихся. Уголок “Устный счёт” проверяет вычислительные навыки школьников. Одним из любимых для ребят является уголок “Это интересно”. Вот где каждый может проявить себя. Ребята, имеющие склонность к математике, находят в специальной литературе интересные, занимательные, нестандартные или олимпиадные задачи, имеющие отношение к теме зачёта. Любители истории находят информацию из истории развития математики, о жизни учёных-математиков, о происхождении различных математических терминов. А некоторым нравится писать математические сказки, стихи. Цель прохождения этого уголка – развитие творческого потенциала учащихся, расширение их кругозора, вовлечение их в научную и исследовательскую деятельность. После зачёта все творческие работы учащихся занимают видное место в кабинете математики и используются при обучении. Перечисленные уголки являются наиболее традиционными, но не всегда обязательными для каждого зачёта. В остальных уголках проверяются “технические” навыки учащихся.
За каждый уголок выбирается ответственный консультант из учащихся класса. Это может быть любой ученик, хорошо усвоивший данный материал, овладевший практическими навыками и желающий выйти на более высокий уровень. Учащийся-косультант решает все задания из своего уголка, при необходимости обращается за помощью к учителю, оформляет их в отдельной тетради и на зачёте использует её для проверки решения одноклассников. Консультанты сдают зачёт заранее, накануне урока-зачёта.
Зачёт состоит из 5-7уголков. Каждый уголок содержит задания трёх уровней:
1) базовый уровень (на “3”);
2) основной уровень (на “4”);
3) продвинутый уровень (на “5”).
Перед зачётом каждый ученик получает маршрутный лист. Например, по теме “Площади многоугольников” маршрутный лист таков:
Уголок 1. | Мой теоретический багаж. | Оценка (подпись) | Самооценка |
Уголок 2. | Устные задачи на готовых чертежах. | ||
Уголок 3. | Площадь треугольника. | ||
Уголок 4. | Площадь четырёхугольника. | ||
Уголок 5. | Это интересно. | ||
Уголок 6. | Пиши грамотно. |
В кабинете математики столы расставлены в форме уголков, эта форма зачёта предполагает свободное перемещение детей на уроке, что способствует снятию напряжения.
На доске красочно оформлен экран с названием уголков, эмблемами, нарисованными детьми. Ученик снабжен маршрутным листом и самоклеющейся карточкой, она играет роль сигнальной. Её он приклеивает на экране к тому уголку, куда следует. Это позволяет учителю регулировать равномерность прохождения всеми учащимися уголков и избежать перегрузки участников зачёта.
Перед началом зачёта ученик в маршрутном листе ставит самооценку по каждому уголку, это заявка его уровня. Зачёт принимается как учителем, так и учащимися-консультантами, которые сдали зачёт заранее. Оценки заносятся в маршрутный лист, обязательно ставится подпись проверяющего. Все задания выполняются в специальной тетради, это позволяет учителю в любой момент проверить справедливость выставления оценки. В журнал выставляются либо две “усреднённые” оценки: за теорию и практику, либо оценки за все уголки - об этом учащимся сообщается заранее. Надо помнить, что у некоторых учащихся бывает заниженная самооценка, поэтому, если ученик решил задание 1-го уровня, ему надо предлагать задания 2-го уровня. Если же ученик начинает решать задания высокого уровня и не справляется с ним, то ему предстоит перейти на более низкий уровень.
По окончании зачёта ученики пишут резюме – отзыв о проделанной работе.
Проведение зачёта в форме “Уголки” нравится детям, т.к. позволяет снять эмоциональное напряжение; создаёт ситуацию успешности для каждого ученика.
Такая форма проведения зачётов способствует развитию таких основных компетентностей: самоорганизация, самоконтроль, коммуникабельность, работа с информацией.
Приведу пример урока зачёта по теме “Площади многоугольников” в форме “Уголки” по технологии Портфолио (9 класс).
Цели:
- выявить уровень овладения теоретическими знаниями, умениями и навыками решения задач по теме;
- развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач;
- снизить стрессогенный характер контроля.
Оборудование:
- столы расставлены в виде уголков, на них номер уголка,
- раздаточные карточки с текстами задач трёх цветов,
- маршрутные листы,
- самоклеющиеся карточки,
- на доске красочно оформлен экран.
УГОЛОК 1. МОЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАГАЖ.
Тема: “Площади фигур” (Приложение)
УГОЛОК 2. УСТНЫЕ ЗАДАЧИ НА ГОТОВЫХ ЧЕРТЕЖАХ. (Приложение 1).
УГОЛОК 3. ПЛОЩАДЬ ТРЕУГОЬНИКА.
Задачи на оценку “3”.
А-3-1 .Найдите площадь равнобедренного
треугольника с боковой стороной 1 0см и
основанием 16 см. А-3-3. Найдите площадь треугольника, равна 12 см, а высота, проведённая к ней, 7 см? |
А-3-2. Найдите площадь правильного
треугольника со стороной 12 см. А-3-4. Чему равна площадь треугольника со сторонами 11 см, 25 см и 30 см. |
А-3-5. Чему равна площадь прямоугольного треугольника с катетами 8 см и 6 см. | А-3-6. Найдите площадь равнобедренного треугольника, у которого боковая сторона равна 6дм, а угол при основании равен 750. |
Задачи на оценку “4”.
Б-3-1. В равнобокой трапеции боковая сторона равна 25 см, диагональ30 см, а меньшее основание 11 см. | Б-3-2. Стороны параллелограмма равны 13 см и 14 см, а одна из диагоналей – 15 см. Найдите меньшую высоту параллелограмма. |
Б-3-3. Биссектриса прямого угла делит гипотенузу прямоугольного треугольника на отрезки, разность которых равна 5 см. Найдите площадь треугольника, если его катеты относятся как 3:4. | Б-3-4. Биссектриса острого угла прямоугольного треугольника делит катет на отрезки, один из которых на 2 см меньше другого. Найдите площадь треугольника, если гипотенуза и второй катет относятся как 5:4. |
Б-3-5. Стороны треугольника равны 12 см, 16 см и 20 см. Найдите высоту, проведённую из вершины большего угла. | Б-3-6. В прямоугольный треугольник вписан квадрат, имеющий с ним общий угол. Найдите площадь квадрата, если катеты треугольника равны 10 см и 15 см. |
Задачи на оценку “5”. (Приложение)
УГОЛОК 4.ПЛОЩАДЬ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКА.
Задачи на оценку “3”.
А-4-1. Чему равна площадь параллелограмма со сторонами 4 см. и 7 см. и углом между ними 450? | А-4-2. Чему равна площадь трапеции с основаниями 6 см. и 10 см. и высотой 5 см? |
А-4-3. Найдите площадь ромба со стороной 4см и углом 300. | А-4-4. Одна из сторон параллелограмма равна 14см, а высота, проведённая к ней, 5 см. Найдите площадь параллелограмма. |
А-4-5. Стороны прямоугольника относятся как 9:1, а их разность равна 32 см. Найдите площадь прямоугольника. | А-4-6. Найдите площадь ромба, если его диагонали относятся как 5:12, а периметр равен 52см. |
А-4-7.Чему равна площадь квадрата, если его диагональ равна 4 см? | А-4-8. Высоты параллелограмма равны 3см и 4см, а его площадь равна 48 см2. Найдите периметр параллелограмма. |
А-4-9. Найдите площадь равнобокой трапеции, основания которой равны 5 см. и 11 см., а боковая сторона 5см. | Чему равна площадь параллелограмма , если его диагонали равны 6см и 8 см,а угол между ними 300. |
Задачи на оценку “4”.
Б-4-1. В параллелограмме АВСД угол А=600. Высота ВК, равная 3 см, отсекает на стороне АВ отрезок КД=5 см. Найдите площадь параллелограмма. | Б-4-2. В равнобокой трапеции АВСД меньшее основание ВС=10 см, боковая сторона 6 см, угол А=600. Найдите площадь трапеции. |
Б-4-3. Диагональ прямоугольника больше его сторон на 2 см. и 16 см. соответственно. Найдите: а) площадь прямоугольника; б) площадь квадрата, периметр которого равен периметру прямоугольника. | Б-4-4.Высоты параллелограмма равны 4 см и 6см, а одна из его сторон на 4см больше другой. Найдите периметр параллелограмма. |
Б-4-5. Равнобокая трапеция описана около круга. Боковая сторона трапеции делится точкой касания на отрезки длиной 12 см. и 48 см. Найдите площадь трапеции. | Б-4-6. В равнобокой трапеции основания 6 см. и 10см, а диагональ 10 см. Найдите площадь трапеции. |
Задачи на оценку “5”.
В-4-1. Основания трапеции равны 10 см. и 3 см, а боковые стороны 20 см. и 13 см. Найдите площадь трапеции. | В-4-2. Основания трапеции равны 11 см. и 28 см., а боковые стороны 25 см. и 26 см. Найдите площадь трапеции. |
В-4-3. В трапеции АВСД АД=18 см; ВС=2 см; АС=15 см; ВД=7 см. Найдите площадь трапеции. | В-4-4. Площадь ромба равна 600 см2, а одна из его диагоналей 30 см. Найдите высоту ромба. |
В-4-5. Биссектриса угла А параллелограмма АВСД пересекает сторону ВС в точке К. Найдите площадь параллелограмма, если ВК=КС=5 см, АК=8 см. | В-4-6. Диагонали равнобокой трапеции взаимно перпендикулярны. Найдите площадь трапеции, если её основания равны 7 см. и 13 см. |
УГОЛОК 5. ЭТО ИНТЕРЕСНО.
УГОЛОК 6. ПИШИ ГРАМОТНО.
Словарный диктант.
Биссектриса, высота параллелограмма, диагональ многоугольника, формула Герона, квадрат, коэффициент подобия, миллиметр, правильный многоугольник, прямоугольник, равнобедренная трапеция, четырёхугольник.