Урок-путешествие "Образование вулканов"

Разделы: География


Цели урока:

  • сформировать представление о происхождении вулканов;
  • научить учащихся определять географическое положение вулканов;
  • развивать умение работать с картой;
  • воспитывать любовь к природе и чуткое отношение к людям, попавшим в сложные ситуации;

Оборудование: атлас, схема строения вулкана, слайды.

Ведущие понятия: вулкан, кратер, жерло, магма, очаг магмы, лава, действующие и потухшие вулканы, гейзер.

Географическая номенклатура: острова: Гавайские, Исландия; полуостров Камчатка; вулканы: Ключевская Сопка, Мауна Лоа, Килауэа, Килиманджаро, Везувий.

Ход урока

1) Организационный момент.

2) Сообщение темы и целей урока.

Ребята, мы отправляемся с Вами путешествовать в недра Земли нам нужно узнать: где зарождаются вулканы и научиться определять их географическое положение. Результатом вашего путешествия будет заполнение “Карточки геолога”, в ней прописаны задания, которые по мере приближения к центру Земли вы будете выполнять.

К сожалению, без знаний мы не сможем даже приступить к началу путешествия, поэтому повторим предыдущую тему урока.

Задание на знание фактов, понятий.

Слайд 1.Разминка:

1. Как называется наша планета? (Земля)

2. Самая твёрдая оболочка нашей планеты? (земная кора)

3. Что находится в центре Земли? (ядро)

4. Природные богатства Земли, которые человек использует в хозяйственной деятельности? (полезные ископаемые)

5. Из каких слоёв состоит земная кора? (осадочный, гранитный, базальтовый)

6. Как будет изменяться температура по мере продвижения в глубь Земли?( увеличиваться на 3 через каждые 100м)

7. Как называется каменная, твёрдая оболочка, включающая земную кору и верхнюю часть мантии? (литосфера)

Выполните первый шаг к центру Земли, заполните таблицу “Типы горных пород”, в карточке геолога.

Работа с картой: найдите две горные системы, начинающиеся на букву К. (Кордильеры, Кавказ). В образование этих горных систем лежит движение земной коры, которое приводит к проявлению различных стихийных бедствий.

Оказывается под толщей земной коры лежат 7 крупных литосферных плит и тысячи маленьких. Они двигаются и приводят в движение материки. Слайд 2

Как вы думаете, к чему в дальнейшем может привести движение литосферных плит?

Заслушиваются мнения учащихся.

При движение литосферных плит, происходят различные изменения на поверхности Земли. Если они сталкиваются, то это приводит к горообразованию, а в том месте, где они расходятся, образуются впадины.

Земля под ногами всегда была для человека символом твёрдости, незыблемости, но когда она приходит в движение, то может привести к серьёзным последствиям.

Какие стихийные бедствия могут вызвать движение земной коры?

И так, мы оказались в недрах земной коры, что мы знаем о веществе мантия?

(она имеет высокую температуру, в ней растворено большое количество газов, она плавно перемещается в недрах Земли).

Сегодня мы научно объясняем возникновение вулканов на Земле, это прежде всего территории, где проходят границы литосферных плит, где происходит постоянное движение земной коры, что приводит к образованию трещин, вблизи которых давление вещества мантии- магмы становится меньше, вещество мантии плавится, образуя очаг магмы, газы растворенные в магме вытесняют её из очага вверх по жерлу кратера. Излившуюся на поверхность магму называют лавой, её температура достигает до 1000 градусов. Слайд 3

Вулкан - геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре. (записать определение в тетрадь)

Вулканы можно разделить на две большие группы - действующие и потухшие.

? Какие вулканы можно назвать действующим, а какие потухшим?

Заслушиваются мнения учащихся.

Вулканы, которые извергались на памяти человечества, называются действующими. Большинство из них расположено на побережье Тихого океана - Тихоокеанское огненное кольцо.

! Найдите на физической карте вулканы, расположенные вблизи побережья Тихого океана.

(влк. Ключевская Сопка и Фудзияма). Покажите их на карте.

Блиц-опрос

? Как обозначаются вулканы на карте? (звёздочкой)

? Какой из этих вулканов выше? (Ключевская Сопка)

? Как вы определили? (по отметкам абсолютной высоты)

? На каком материке расположен вулкан Ключевская Сопка? (Евразия). Покажите на карте.

Выполните 2 шаг в карточке геолога и определите географические координаты вулкана Ключевская Сопка.

Множество вулканов возвышается над водой, если конус выходит из воды, то образуются вулканические острова, таким примером служат Гавайские острова.

? Покажите их на карте.

Вулканы Мауна-Лоа и Килауэа, извергаются без взрывов, в их кратерах находятся озёра жидкой лавы, которая во время извержения выбрасывается до 280 м в высоту - такие вулканы называются щитовыми.

Потухшие вулканы встречаются на всех материках, наиболее нам знакомый- вулкан Килиманджаро.

Слайд 4

На каком материке он находится? (Африка)

Высочайшая вершина Кавказских гор на территории России, является потухшим вулканом. Назовите его? (Эльбрус) Слайд 5

Но потухший вулкан может внезапно начать действовать, примером такого вулкана служит Везувий. Он спал сотни лет, но неожиданно начал извергаться.

.Гибель Помпеи.
Везувий зев открыл-
Дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось,
Как боевое знамя.
Земля волнуется -
С шатнувшихся колонн
Кумиры падают!
Народ гонимый страхом,
Под каменным дождём,
Под воспаленным прахом
Толпами стар и млад,
Бежит из града вон. (А.С. Пушкин)

Послушайте, какие сведения сохранились до наших дней об извержение этого вулкана. Слайд 6.О грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до нашего времени письма ученого Плиния младшего к римскому писателю Тациту, в котором он описывает гибель своего дяди Плиния старшего и события того страшного дня:

“24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины… Это облако поднималось вверх сильной струёй воздуха, в том месте, где струя воздуха ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать черные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело, между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был еще ясный день, здесь царила ночь… Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Стабию сожгли потоки лавы, Геркуланом затопили грязекаменные потоки, а Помпею завалило многометровым слоем раскаленного пепла и камней. Погибли тысячи людей.

Но на этом Везувий не успокоился - на протяжении нескольких столетий происходят его извержения”.

Определите местонахождение Везувия на карте по следующим географическим координатам 41 с.ш. и 15 в.д. Покажите его на карте.

В областях распространения действующих и потухших вулканов подземные воды нагреваются магмой и могут выходить на поверхность в виде горячих источников - гейзеры. Слайд 7

Почему извергаются гейзеры?

Вода, находящаяся в трещинах земной коры, нагревается вулканическим теплом до очень высоких температур, когда она закипает, то гейзер фонтанирует. Сейчас гейзеры существуют в Йеллоустонском национальном парке США, в Исландии и в России на полуострове Камчатка, здесь находится Долина Гейзеров.

Слайд 8

Слайд 9

Ребята мы путешествуем вглубь Земли, а на поверхности также ведётся постоянное изучение деятельности вулканов. Эту работу выполняют ученые- сейсмологи и вулканологи, работа их постоянно связана с риском, но их информация очень важна и является ценной в изучении внутреннего строения Земли. Я думаю, что работа эта очень интересная, увлекательная и многие после окончания школы могли бы связать свою профессию с изучением внутреннего строения Земли.

Нам нельзя долго находиться в земной коре, так как здесь становится жарко, поэтому я предлагаю возвращаться домой. Наше путешествие подходит к завершению, нам осталось выполнить последнее задание в карточке геолога, чтобы вернуться домой. Необходимо расшифровать логическую цепочку: мантия- магма- лава.

Ребята выполняют задание.

Ну вот мы и дома! Итогом нашего путешествия стала карточка геолога, которую вы заполняли во время нашего путешествия, по ней я оценю результат вашей работы на уроке

Карточка геолога

Фамилия, имя______________________________

Шаг 1

Горные породы Типы горных пород
Пемза  
Гранит  
Песок  
Галька  
Нефть  

Слова для справок: магматические, глубинные, обломочные, химические, излившиеся, органические, метаморфические.

Шаг 2

Определите географическое положение вулкана Ключевская Сопка.

Шаг 3

Объясните цепочку:

мантия --------- магма--------- лава