Мотивация учебной деятельности учащихся. Дифференцированный подход к обучению

Разделы: Математика


Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности.

Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Так как мы говорим о мотивации учения, то учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность. Определяется 3 типа отношения к учению – положительное, безразличное и отрицательное. Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.

Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. С этой целью провожу диагностику сформированной мотивации у учащихся 7 класса, выбор группы определяется, прежде всего, тем, что именно в этот период чаще всего наблюдается снижение результативности учебной деятельности учеников.

В начале учебного года учащимся предлагаются следующие анкеты:

Анкета 1

  1. Почему ты учишься?
  2. Зачем ходишь в школу?
  3. Можно ли не учиться в школе, а приобретать знания самостоятельно?

Анкета 2

Продолжи предложения.

  1. Мне нравится на уроке…
  2. Мне мешает на уроке…
  3. Я бы хотел(а), чтобы на уроке…

Отвечая на вопросы, учащиеся смогли более осознанно понять своё участие в учебном процессе.

Вот некоторые ответы на Анкету 1.

  1. “заставляют родители; потому что все должны учиться; узнать много интересного; чтобы в дальнейшем было проще поступить куда-нибудь”;
  2. “чтобы учиться, общаться с друзьями; потому что там интересно, каждый день я узнаю всё больше нового”;
  3. нет “учитель может рассказать больше, чем написано в книге; потому что ученик не может контролировать себя самостоятельно”,
    да “с репетитором”, “но в школе, в коллективе интереснее”.

Анализ второй анкеты показывает, что ученики понимают значение урока, роль учителя и свою на уроке. Они чётко отметили, что им нравится на уроках, что мешает получать знания; некоторые пытаются изменить своё отношение к учёбе. Из анкеты видно, что учащиеся обращают внимание на общение учителей с ними.

Выход данной работы – это:

1) Проведение классного собрания с учащимися, где обсуждались ответы на вопросы анкет (Анкета 1, Анкета 2), и в ходе беседы выделены положительная и отрицательная стороны мотивации учения.

Таблица “Мотивации учения”

Положительная мотивация.
  • Удовольствие от учёбы
  • Значимость результата
Мотивация – средства, процессы, побуждающие к познавательной деятельности, активному освоению материала. Отрицательна мотивация.
  • Вознаграждение за результат
  • Принуждение к учёбе
Признаки мотивации
  • Осуществление собственной деятельности
  • Умение отстаивать своё мнение
  • Умение оценивать одноклассников
  • Умение объяснять слабым учащимся непонятные места
  • Умение выбрать посильные задания из предложенных для решения
“Никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они небыли, если ребёнок мог бы достигнуть более высоких.

И никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ребёнка.

Признаки мотивации
  • Слабая заинтересованность в учёбе
  • Нацеленность лишь на оценку
  • Неумение ставить цели
  • Неумение преодолевать трудности
  • Отрицательное отношение к школе, учителям

Рекомендации для учащихся:

  • По чаще просматривайте эти записи.
  • Постарайтесь думать и делать так, чтобы для вас были более характерны признаки положительной мотивации.
  • Со временем наблюдайте, как изменяются ваши учебные результаты.

2) Проведение родительской конференции, где обсуждались результаты анкетирования учащихся по теме “Мотивация учения” и ответы участников родительской конференции на вопросы анкеты (Анкета 3).

Анкета 3

1. Каким учеником считаете вы своего ребенка (с высоким, средним, низким уровнем способностей к учению)?
2. Как часто вы бываете в школе?
3. Как вы относитесь к учебе ребенка:

  1. Считаю, что это его дело
  2. Переживаю неудачи, радуюсь его успехам
  3. Оказываю помощь при подготовке домашних заданий
  4. Осуществляю контроль за результатом обучения

Родители влияют на мотивацию учащихся. Поэтому для формирования положительной мотивации к учению родителям можно опираться на следующие советы:

  1. интересоваться делами, учёбой ребёнка;
  2. помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
  3. объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал;
  4. чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Следующим этапом по формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок бы и остаётся основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться. За годы работы в школе сложилась самостоятельно разработанная и успешно применяемая технология преподавания, основанная на дифференцированном подходе к обучению.

Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, организую обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся.

Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать:

  1. создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса
  2. создание нестандартных ситуаций на уроке
  3. демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке
  4. умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя
  5. умение хвать любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Для проведения урока, основанного на дифференцированном подходе к обучению класс делится на три группы по уровню способностей получать знания на уроке:

Группа С - ученики, которые интересуются предметом, могут, читая учебник, сами разобраться в теории и применить её на практике. Решают задачи продвинутого уровня.

Группа В – ученики, которые хорошо усваивают материал после объяснения учителя, решают задачи среднего уровня, решение сложных задач после объяснения учителем им понятно.

Группа А – ученики, решающие стандартные задачи, используя образцы и алгоритмы решения.

На всех этапах урока идёт одновременно работа с учениками из разных групп.

Схема конструирования уроков при изучении условно взятой темы

 

 

 

 

Дифференцированный подход в обучении учащихся не является самоцелью, он стал условием осуществления индивидуально-личностного подхода к обучению учеников, что приводит к положительной мотивации учащихся, возможности их реализации.

Начиная с 8 класса, можно предложить учащимся занятия в тест-классе. Задания для тест-классов предлагает Центр образовательных инициатив ОмГПУ, Омск. В тест-классе могут заниматься все желающие, не смотря на уровень их подготовки, но с разной целью:

  1. усовершенствовать свои знания (базовый уровень);
  2. получить дополнительные знания к материалам учебника.

Занимаясь в тест-классе, учащиеся обучаются тестовым технологиям:

  1. экономия времени при решении задач с выбором ответа;
  2. осуществлять планирование решения задач, достаточного для выхода на ответ;
  3. самоконтролю решения в завершении работы.

Для учащихся с высоким уровнем развития способностей, проявляющих интерес к предмету, предлагаю занятия элективного курса. Элективный курс расширяет диапазон теории по сравнению с учебником (изучение дополнительных формул, типов задач, методов их решения).

В ходе занятий школьники овладевают новыми знаниями, применяя их в нестандартных ситуациях; рассматривают разные методы решения задачи и выбирают оптимальный.

Предложенная форма работы позволяет активизировать деятельность школьников, развить интерес к предмету, что позволяет повысить качество обучения в предпрофильный период.

Цепочка – дифференцированный урок по уровню способностей получать знания, тест-класс, элективный курс по математике способствует продуктивной подготовке учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ с учетом индивидуальных особенностей обучающихся