Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности.
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Так как мы говорим о мотивации учения, то учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность. Определяется 3 типа отношения к учению – положительное, безразличное и отрицательное. Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.
Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.
Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. С этой целью провожу диагностику сформированной мотивации у учащихся 7 класса, выбор группы определяется, прежде всего, тем, что именно в этот период чаще всего наблюдается снижение результативности учебной деятельности учеников.
В начале учебного года учащимся предлагаются следующие анкеты:
Анкета 1
- Почему ты учишься?
- Зачем ходишь в школу?
- Можно ли не учиться в школе, а приобретать знания самостоятельно?
Анкета 2
Продолжи предложения.
- Мне нравится на уроке…
- Мне мешает на уроке…
- Я бы хотел(а), чтобы на уроке…
Отвечая на вопросы, учащиеся смогли более осознанно понять своё участие в учебном процессе.
Вот некоторые ответы на Анкету 1.
- “заставляют родители; потому что все должны учиться; узнать много интересного; чтобы в дальнейшем было проще поступить куда-нибудь”;
- “чтобы учиться, общаться с друзьями; потому что там интересно, каждый день я узнаю всё больше нового”;
- нет “учитель может рассказать больше, чем
написано в книге; потому что ученик не может
контролировать себя самостоятельно”,
да “с репетитором”, “но в школе, в коллективе интереснее”.
Анализ второй анкеты показывает, что ученики понимают значение урока, роль учителя и свою на уроке. Они чётко отметили, что им нравится на уроках, что мешает получать знания; некоторые пытаются изменить своё отношение к учёбе. Из анкеты видно, что учащиеся обращают внимание на общение учителей с ними.
Выход данной работы – это:
1) Проведение классного собрания с учащимися, где обсуждались ответы на вопросы анкет (Анкета 1, Анкета 2), и в ходе беседы выделены положительная и отрицательная стороны мотивации учения.
Таблица “Мотивации учения”
Положительная мотивация.
|
Мотивация – средства, процессы, побуждающие к познавательной деятельности, активному освоению материала. | Отрицательна мотивация.
|
Признаки мотивации
|
“Никакие результаты нельзя признать хорошими,
как бы высоки они небыли, если ребёнок мог бы
достигнуть более высоких. И никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ребёнка. |
Признаки мотивации
|
Рекомендации для учащихся:
- По чаще просматривайте эти записи.
- Постарайтесь думать и делать так, чтобы для вас были более характерны признаки положительной мотивации.
- Со временем наблюдайте, как изменяются ваши учебные результаты.
2) Проведение родительской конференции, где обсуждались результаты анкетирования учащихся по теме “Мотивация учения” и ответы участников родительской конференции на вопросы анкеты (Анкета 3).
Анкета 3
1. Каким учеником считаете вы своего ребенка (с
высоким, средним, низким уровнем способностей к
учению)?
2. Как часто вы бываете в школе?
3. Как вы относитесь к учебе ребенка:
- Считаю, что это его дело
- Переживаю неудачи, радуюсь его успехам
- Оказываю помощь при подготовке домашних заданий
- Осуществляю контроль за результатом обучения
Родители влияют на мотивацию учащихся. Поэтому для формирования положительной мотивации к учению родителям можно опираться на следующие советы:
- интересоваться делами, учёбой ребёнка;
- помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
- объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал;
- чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.
Следующим этапом по формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок бы и остаётся основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться. За годы работы в школе сложилась самостоятельно разработанная и успешно применяемая технология преподавания, основанная на дифференцированном подходе к обучению.
Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, организую обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся.
Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать:
- создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса
- создание нестандартных ситуаций на уроке
- демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке
- умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя
- умение хвать любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
Для проведения урока, основанного на дифференцированном подходе к обучению класс делится на три группы по уровню способностей получать знания на уроке:
Группа С - ученики, которые интересуются предметом, могут, читая учебник, сами разобраться в теории и применить её на практике. Решают задачи продвинутого уровня.
Группа В – ученики, которые хорошо усваивают материал после объяснения учителя, решают задачи среднего уровня, решение сложных задач после объяснения учителем им понятно.
Группа А – ученики, решающие стандартные задачи, используя образцы и алгоритмы решения.
На всех этапах урока идёт одновременно работа с учениками из разных групп.
Схема конструирования уроков при изучении условно взятой темы
Дифференцированный подход в обучении учащихся не является самоцелью, он стал условием осуществления индивидуально-личностного подхода к обучению учеников, что приводит к положительной мотивации учащихся, возможности их реализации.
Начиная с 8 класса, можно предложить учащимся занятия в тест-классе. Задания для тест-классов предлагает Центр образовательных инициатив ОмГПУ, Омск. В тест-классе могут заниматься все желающие, не смотря на уровень их подготовки, но с разной целью:
- усовершенствовать свои знания (базовый уровень);
- получить дополнительные знания к материалам учебника.
Занимаясь в тест-классе, учащиеся обучаются тестовым технологиям:
- экономия времени при решении задач с выбором ответа;
- осуществлять планирование решения задач, достаточного для выхода на ответ;
- самоконтролю решения в завершении работы.
Для учащихся с высоким уровнем развития способностей, проявляющих интерес к предмету, предлагаю занятия элективного курса. Элективный курс расширяет диапазон теории по сравнению с учебником (изучение дополнительных формул, типов задач, методов их решения).
В ходе занятий школьники овладевают новыми знаниями, применяя их в нестандартных ситуациях; рассматривают разные методы решения задачи и выбирают оптимальный.
Предложенная форма работы позволяет активизировать деятельность школьников, развить интерес к предмету, что позволяет повысить качество обучения в предпрофильный период.
Цепочка – дифференцированный урок по уровню способностей получать знания, тест-класс, элективный курс по математике способствует продуктивной подготовке учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ с учетом индивидуальных особенностей обучающихся