Разработка урока литературного чтения в 1-м классе (УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить детей с произведением Л.Толстого “Два товарища”.

Задачи:

  • учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;
  • развивать творческое мышление школьников;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;
  • формировать умение действовать в нестандартной ситуации.

Оборудование:

У учителя: выставка книг Л.Толстого для детей, портрет писателя, презентация к уроку.

У учащихся: карточки для работы над техникой чтения, учебники.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Как называется раздел учебника, который мы сейчас с вами изучаем?

- Сегодня мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках, продолжим работать над беглостью, выразительностью чтения, будем учиться работать все вместе и в парах, продолжим наш разговор о дружбе.

2. Артикуляционная гимнастика.

1) Массаж языка.

Язычок проснулся, выглянул из своего домика. Видит, солнышко сияет, птички щебечут. Решил он убраться в домике. Почистил щёчки, нёбо, вымел мусор за порог. Потянулся язычок. Устал. Лёг отдохнуть, погреться на солнышке.

2) Упражнения “Слонёнок” и “Лягушонок”.

3) Чистоговорка.

Ре – ре – ре – собрались все во дворе,
Ра – Ра – Ра – начинается игра.

Упражнения для развития техники чтения.

- С каким произведением познакомились на прошлом уроке?
- Кто автор?
- К какому жанру относится произведение? Тема рассказа?

1)“Кенгуру”.( по тексту домашнего задания)
2)“Буксир”.
3) “Прятки”.

- А теперь все вместе прочитаем рассказ выразительно, читаем хором.
- Чему научил вас рассказ?

3. Актуализация знаний.

Прочитайте слова на доске. Составьте пары слов противоположные по смыслу (наоборот).

Труд вражда правда
Смелость ложь трусливость
Лень дружба

- Приведите примеры к каждой паре слов произведения, которые мы читали на предыдущих уроках.

  1. труд – лень (“Для чего руки нужны” Е .Пермяк.)
  2. дружба – вражда (“Кто прав?” Л. Толстой, “Всё вместе” В. Осеева)
  3. смелость – трусость (“Два раза не умирать” Л. Толстой)
  4. правда – ложь (“Правда, всего дороже” Л. Толстой, “Сказка про честные ушки” С. Прокофьева).

4. Этап самоопределения.

- Ребята, представьте, что вам нужно выбрать книгу для чтения. Как вы будете выбирать, на что обратите внимание? (автор, название, о чём книга)
- Конечно, в первую очередь вы выберете книги известных и любимых вами писателей.

5. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Л.Н.Толстого.
- Вспомните , какие произведения Л.Толстого мы читали?

Л.Н. Толстой по рождению и воспитанию принадлежал к высшей знати.

А родился и большую часть своей жизни провёл он в посёлке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу , посидеть на берегу пруда. Л.Н. Толстой жил среди народа, русских людей. Он любил разговаривать с простыми крестьянами. Л.Н. Толстой узнал много народных песен, сказок, легенд, былин.

В Ясной поляне им были написаны рассказы для детей. Некоторые рассказы напечатаны в нашем учебнике “Любимые страницы”.

С одним из них мы сегодня познакомимся.

6. Основная часть.

Послушайте внимательно рассказ Л.Толстого “Два товарища”

1) Стадия вызова.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе?

- запись ответов на доске

Установка на первичное восприятие текста.

Послушайте внимательно рассказ и подберите к нему подходящее по смыслу слово из тех, что написано на доске.

2) Стадия осмысления.

Стратегия “Чтение текста с остановками”.

1 часть.

- Что вы узнали из этой части?
- Как вы предполагаете, о чём пойдёт речь дальше?
- Запись ответов на доске

2 часть.

- Что вы узнали из этой части?
- Как вы думаете, что произойдёт дальше?
- Запись ответов

3 часть.

- О чём прочитали?
- Как будут дальше развиваться события?
- Запись ответов

3) Рефлексия.

- Обратимся к вашим предположениям и первым представлениям о тексте.

- Были ли совпадения с содержанием текста?
- Проверка первичного восприятия текста.
- Понравилось произведение? Почему?
- Какие слова подходят к рассказу? (трусость, смелость)
- Определим жанр произведения, тему. ( рассказ о детях)

4) Выполним модель обложки этого произведения.

- Кто автор?
- Как называется произведение?
- Какой жанр? Тема?

ФИЗМИНУТКА.

5) Перечитывание рассказа с заданием, работа в паре.

- Как понимаете смысл словосочетания “Бросился бежать”? (очень быстро)
- “Упал наземь?” ( упал, лёг на землю)
- Перечитаем рассказ ещё раз и подумаем, можно ли этих ребят назвать товарищами?

Когда будете читать, помечайте карандашом непонятные для вас слова, ставьте ударение в словах, вызывающих затруднение.

Читают вслух, по просьбе учителя.

- Какие слова вам непонятны? Совестное обсуждение.

6) Беседа по содержанию рассказа, моделирование на доске ситуации (схема)

- Кто действующие герои рассказа?
- Что произошло с мальчиками в лесу?
- Как поступил первый мальчик? Второй?

7) Оцените поступки детей.( первый струсил, оставил друга в беде, второй проявил смекалку, выдержку, смелость).

- Как вы думаете, можно ли мальчиков назвать товарищами, друзьями?
- Почему нет? (в беде друга не бросают)
- А как бы вы сами поступили в похожей ситуации? (Позвал бежать с собой, помог влезть на дерево…)
- Почему Л.Толстой озаглавил рассказ “Два товарища?”

(с усмешкой, иронией, вот так друзья, раньше дружили , а в беде выяснилось ,что дружба не настоящая).

8) Будем работать в парах.

Прочитайте текст. Найдите отрывок в тексте, где мальчики разговаривают друг с другом.

Отметьте слова мальчиков, приготовьтесь их читать по ролям, в паре…

Если затрудняетесь, советуйтесь с соседом по парте.

Чтение по ролям (обыгрывание ситуации, 2 - 3 пары читают).

Оценивание чтения детьми (громкость, безошибочность, выразительность).

9) Беседа о дружбе.

- Кого мы называем другом?
- Друг – кто это?

(такой же, как ты человек, равный тебе, другой ты)

- Энциклопедия Ожегова разъясняет нам, что дружба – это взаимная привязанность людей, основанная на уважении и любви.
- Кого можно назвать настоящим другом? (кто не бросает в беде, проявляет чуткость., доброжелательность, избегает ссор, вражды).
- Какие пословицы о дружбе знаете?
- С каким человеком вам хотелось бы подружиться и почему?
- У кого есть настоящий друг, который с вами всегда рядом и радости и в беде?

10) Творческое задание “Сказочные друзья”.

Нет друга, ищи, а нашёл – береги.

Подумайте и расскажите, что вы сделали бы для того, чтобы подружиться с героями известных детских сказок?

( Изображение сказочных героев Буратино, Красная Шапочка, Колобок, Дед из сказки “Репка”)

7. Итог.

- Назовите произведение, с которым мы работали на уроке?
- О ком этот рассказ?
- Кто автор?
- Чему учит рассказ Л.Толстого?

Рассмотрите детские книги с произведениями Л. Толстого, рассмотрите обложки, иллюстрации к рассказам (обращаемся к выставке книг в классе).

- Как вы думаете, о ком писал Толстой в своих книгах для детей? (о детях, о животных)
- Кому захотелось прочитать другие произведения Л.Н. Толстого?
- Ребят ,что понравилось на уроке?
- Что запомнилось на уроке?

Отметить активных учащихся, хорошие ответы детей (Молодцы!).

- Спасибо всем за работу на уроке.

Чтоб урок прошёл не зря
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были!

Приложение 1.ppt