Проект урока.
Методический анализ изучаемой темы.
- Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания по физике.
- Глубина изложения материала определяется учебником В.А. Касьянова “Физика. 10 класс” (М.: Дрофа, 2000).
- Тема “Баллистическое движение” рассматривается в разделе “Механика” в главе “Кинематика материальной точки”. Эта тема предпоследняя в данной главе, завершающейся изучением кинематики периодического движения.
На предыдущих уроках были рассмотрены основные понятия кинематики (траектория, перемещение, скорость, ускорение), особенности прямолинейного равномерного и равноускоренного движений, свободного падения тел. Учащиеся научились строить и читать графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени, решать графические и аналитические задачи.
- Значимость темы:
познавательная (история баллистики, моделирование физического процесса, связь физики с математикой и др.),
практическая (расчет траектории снаряда, реальное движение тел в атмосфере, максимальные высота и дальность полета тел в спорте, технике и быту),
воспитательная: восприятие фотографий знаменитых фонтанов Москвы и Петродворца, Бородинской панорамы, Сталинградской битвы.
- Учебный материал целесообразно изучать на двух уровнях (А и В) в ходе группой работы.
- Тема математизирована, поэтому следует повторить необходимые сведения из курса математики, а также осуществить межпредметные связи с историей, физкультурой, ОБЖ, литературой (включая русский фольклор).
- Максимальный результат может быть достигнут в классах с достаточно сильной математической подготовкой, с развитыми навыками самостоятельной работы (с учебником и инструкциями) при сформированном доброжелательном отношении ребят друг к другу.
Цели деятельности педагога.
Образовательные: “получить” учащихся, знания которых удовлетворяют требованиям, изложенным ниже.
Развивающие: продолжить работу по развитию мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений; овладению методами научного исследования (собирать установки по схемам, делать выводы на основе анализа общих и отрицательных черт объектов и др.).
Воспитательные: продолжить работу по формированию у учащихся добросовестного отношения к учебному труду; положительных мотивов учения, коммуникативных умений; гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Требования к усвоению содержания учебного материала.
1 уровень усвоения.
Учащиеся должны
знать:
- определение баллистического движения,
- модель этого движения и границы ее применимости,
- качественную зависимость дальности L и высоты H полета снаряда от угла его вылета,
- факты
баллистическая кривая (в отсутствие
сопротивления воздуха) – парабола,
вертикальная компонента скорости в верхней
точке траектории равна нулю;
уметь:
- приводить примеры баллистического движения,
- использовать границы применимости модели этого движения;
иметь представление:
- о том, что баллистическое движение – результат сложения двух прямолинейных: движения равномерного по горизонтальной оси и равнопеременного по вертикальной оси;
- об основных параметрах баллистического движения (времени подъема и полета, максимальных высоте и дальности полета).
К вышеперечисленному для 1 уровня следует добавить:
знание:
- закона баллистического движения в координатной форме.
2 уровень усвоения.
- уравнения траектории тела,
- формул для расчета основных параметров этого движения,
- формул для расчета скорости снаряда в произвольной точке траектории и угла наклона вектора скорости к горизонтали;
умение:
- решать задачи с использованием названных законов и формул.
Методы развития положительной мотивации учения.
К изучению данной темы учащихся могут побудить:
- интерес к примерам баллистического движения,
- задачи, в которых отражен учебный материал, важный для будущей жизни;
- желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности.
Действия учащихся и методы обучения.
На различных этапах урока учащиеся слушают, читают текст учебника и проводят анализ структуры учебного материала (ДЭЗ), приводят примеры, демонстрируют и наблюдают опыты, пользуются готовыми схемами (объяснительно-иллюстративный метод);
проговаривают “про себя”, в парах и в классе изучаемый материал; заполняют схемы (репродуктивный метод);
отвечают на проблемные вопросы учителя (проблемный метод);
включаются в аргументацию выдвинутой гипотезы, обобщают факты, изложенные учителем в определенной последовательности; выделяют части схем, записей, ориентирующих на выделение проблемы; выполняют новые для себя практические экспериментальные задания (частично-поисковый метод);
выясняют причины приближенного выполнения теоретических закономерностей при их проверке на практике (исследовательский метод).
Дидактические средства.
Учебник “Физика – 10” В.А.Касьянова (М.: Дрофа, 2000).
Дидактический раздаточный материал.
Задания в текстовой форме для самоконтроля (два варианта).
Планки самооценки работы на уроке.
Задания для отчета о групповой деятельности.
Наборы рисунков, фотографий, текстов, иллюстрирующих изучаемое явление.
Материалы для выпуска газеты “Баллистического движение”.
Домашнее задание.
а) основное: § 17, вопросы на с. 71.
б) дополнительное: прочитать материал,
предложенный для дополнительного изучения в
газете “Баллистическое движение”; подобрать
пословицы и поговорки, литературные тексты,
иллюстрирующие баллистическое движение.
Деятельность учителя и учащихся на уроке.
Оборудование.
- Для работы групп экспериментаторов: баллистические пистолеты (2), измерительная лента (2), демонстрационный метр (1), рулетка, микрокалькуляторы (2), штатив с муфтой, кольцом и лапкой (2), скотч.
- Инструкция по технике безопасности.
- Наборы рисунков, статей из журналов, маркеры, фломастеры, лист ватмана, ножницы, клей.
- Кодоскоп.
- Оформление кабинета: демонстрационный планшет с иллюстрациями баллистического движения, плакаты к §17, демонстрационные планшеты “цветового” анализа настроения.
Основная литература:
- Касьянов В.А. Физика – 10. – М.: Дрофа, 2000.
- Качинский А.М., Кимбар Б.А. Задания к лабораторным работам практикума по физике. 8 – 10 классы. – Минск: “Нар. асвета”, 1976.
- Программно-методические материалы. Физика 7 – 11 классы / Сост. В.А. Коровин, Ю.И. Дик. – М.: Дрофа, 1999.
- Рекомендации по организации и содержанию методической работы и образовательного процесса на 2001/2002 учебный год. Под ред. Т.В.Есенковой, В.А.Основиной. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.
- Особенности обучения физики в условиях работы по базисному учебному плану: Методическое пособие / Под ред. В.А. Основиной. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.
- Физика в школе. – 2001. - №5.
- Квант. – 1987. – №7, №9; 1989. – №8; 1990. – №6, №9; 1992. – № 12; 1993. – №3 – 4.
Дополнительная литература.
- Андреев С.Н. Футбол – твоя игра. – М.: Просвещение, 1988.
- Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. Т. 4: Сталинградская битва. – М.: Современник, 1987.
- Ломан В. Бег, прыжки, метания. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
- Железняк А.С. Мир механики и техники. – М.: Просвещение, 1993.
- Из кинолетописи Великой Отечественной. – М.: Искусство, 1984.
- Иллюстрированная мировая история: Римляне. Греки. – М.: Росмэн, 1998.
- Красны девицы: Русские народные сказки. – М.: Детская литература, 1984.
- Твой олимпийский учебник. – М.: Советский спорт, 1996.
Этап урока | Деятельность на уроке | |
1. Оргмомент (1-2 мин).
2. “Затравка” (формулировка темы урока – 4 мин).
3. Ознакомление с историей возникновения баллистики (4 мин).
4.Изучение нового материала (13 мин).
5. Отчеты групп (7 мин).
6. Работа с опорными листами (4 мин).
8. Подведение итогов урока (1 мин). 9. Резерв |
Учителя Назначает “учетчика” фронтальных ответов, поясняет домашнее задание и шкалу самооценки. Демонстрирует планшеты с фотографиями, рисунками, схемами, стихами, являющимися иллюстрациями баллистического движения; задает вопрос на выявление общего, что объединяет все представленные движения; корректирует ответы, подводит к формулировке темы и цели урока и записывает их; предлагает учащимся оценить свою работу.
Дает задание: прочитать текст учебника (с. 63 – 64), выделить в нем ДЭЗ; корректирует ответы учащихся; заполняют схему из §17 на доске; просит оценить работу по шкале самооценки.
Корректирует ответы учащихся, дает задания классу (работать с текстом учебника, заполняет схему и опорный лист, знакомит с дополнительными материалами и оценивают работу лидеров групп).
Выделяют основные положения изученного материала, указывает на достижение поставленных целей.
Инструктирует выполнение теста, после его заполнения учащимися информирует о правильных ответах на вопросы тестов.
Благодарит за работу на уроке, ставит оценки.
|
Учащихся Записывают домашнее задание,
воспринимают пояснение учителя. Работают в группах с раздаточным материалом, иллюстрирующим примеры баллистического движения в технике, спорте, быту; слушают и читают стихи о движении; выделяют общие черты представленных явлений, обсуждают свои гипотезы, записывают тему урока в тетрадь; выставляют отметку по шкале самооценки.
Читают текст учебника, выделяют основные смысловые части ДЭЗ, обсуждают ответы на вопросы в парах, отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную деятельность на 3-м этапе урока.
Мысленно и вслух проговаривают основные ответы с опорой на текст раздаточного материала.
Применяют полученные знания, ведут записи в рабочих тетрадях, выполняют тестовые задания, проверяют свою работу, выставляют оценки в тетрадь и лист самооценки. |