Методическая разработка урока физики по теме "Баллистическое движение", 10-й класс, автор учебника В.А. Косьянов

Разделы: Физика

Класс: 10


Проект урока.

Методический анализ изучаемой темы.

  • Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания по физике.
  • Глубина изложения материала определяется учебником В.А. Касьянова “Физика. 10 класс” (М.: Дрофа, 2000).
  • Тема “Баллистическое движение” рассматривается в разделе “Механика” в главе “Кинематика материальной точки”. Эта тема предпоследняя в данной главе, завершающейся изучением кинематики периодического движения.

На предыдущих уроках были рассмотрены основные понятия кинематики (траектория, перемещение, скорость, ускорение), особенности прямолинейного равномерного и равноускоренного движений, свободного падения тел. Учащиеся научились строить и читать графики зависимости пути, перемещения, скорости и ускорения от времени, решать графические и аналитические задачи.

  • Значимость темы:

познавательная (история баллистики, моделирование физического процесса, связь физики с математикой и др.),

практическая (расчет траектории снаряда, реальное движение тел в атмосфере, максимальные высота и дальность полета тел в спорте, технике и быту),

воспитательная: восприятие фотографий знаменитых фонтанов Москвы и Петродворца, Бородинской панорамы, Сталинградской битвы.

  • Учебный материал целесообразно изучать на двух уровнях (А и В) в ходе группой работы.
  • Тема математизирована, поэтому следует повторить необходимые сведения из курса математики, а также осуществить межпредметные связи с историей, физкультурой, ОБЖ, литературой (включая русский фольклор).
  • Максимальный результат может быть достигнут в классах с достаточно сильной математической подготовкой, с развитыми навыками самостоятельной работы (с учебником и инструкциями) при сформированном доброжелательном отношении ребят друг к другу.

Цели деятельности педагога.

Образовательные: “получить” учащихся, знания которых удовлетворяют требованиям, изложенным ниже.

Развивающие: продолжить работу по развитию мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений; овладению методами научного исследования (собирать установки по схемам, делать выводы на основе анализа общих и отрицательных черт объектов и др.).

Воспитательные: продолжить работу по формированию у учащихся добросовестного отношения к учебному труду; положительных мотивов учения, коммуникативных умений; гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Требования к усвоению содержания учебного материала.

1 уровень усвоения.

Учащиеся должны
знать:

  • определение баллистического движения,
  • модель этого движения и границы ее применимости,
  • качественную зависимость дальности L и высоты H полета снаряда от угла его вылета,
  • факты

баллистическая кривая (в отсутствие сопротивления воздуха) – парабола,
вертикальная компонента скорости в верхней точке траектории равна нулю;

уметь:

  • приводить примеры баллистического движения,
  • использовать границы применимости модели этого движения;

иметь представление:

  • о том, что баллистическое движение – результат сложения двух прямолинейных: движения равномерного по горизонтальной оси и равнопеременного по вертикальной оси;
  • об основных параметрах баллистического движения (времени подъема и полета, максимальных высоте и дальности полета).

К вышеперечисленному для 1 уровня следует добавить:

знание:

  • закона баллистического движения в координатной форме.

2 уровень усвоения.

  • уравнения траектории тела,
  • формул для расчета основных параметров этого движения,
  • формул для расчета скорости снаряда в произвольной точке траектории и угла наклона вектора скорости к горизонтали;

умение:

  • решать задачи с использованием названных законов и формул.

Методы развития положительной мотивации учения.

К изучению данной темы учащихся могут побудить:

  • интерес к примерам баллистического движения,
  • задачи, в которых отражен учебный материал, важный для будущей жизни;
  • желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности.

Действия учащихся и методы обучения.

На различных этапах урока учащиеся слушают, читают текст учебника и проводят анализ структуры учебного материала (ДЭЗ), приводят примеры, демонстрируют и наблюдают опыты, пользуются готовыми схемами (объяснительно-иллюстративный метод);

проговаривают “про себя”, в парах и в классе изучаемый материал; заполняют схемы (репродуктивный метод);

отвечают на проблемные вопросы учителя (проблемный метод);

включаются в аргументацию выдвинутой гипотезы, обобщают факты, изложенные учителем в определенной последовательности; выделяют части схем, записей, ориентирующих на выделение проблемы; выполняют новые для себя практические экспериментальные задания (частично-поисковый метод);

выясняют причины приближенного выполнения теоретических закономерностей при их проверке на практике (исследовательский метод).

Дидактические средства.

Учебник “Физика – 10” В.А.Касьянова (М.: Дрофа, 2000).

Дидактический раздаточный материал.

Задания в текстовой форме для самоконтроля (два варианта).

Планки самооценки работы на уроке.

Задания для отчета о групповой деятельности.

Наборы рисунков, фотографий, текстов, иллюстрирующих изучаемое явление.

Материалы для выпуска газеты “Баллистического движение”.

Домашнее задание.

а) основное: § 17, вопросы на с. 71.
б) дополнительное: прочитать материал, предложенный для дополнительного изучения в газете “Баллистическое движение”; подобрать пословицы и поговорки, литературные тексты, иллюстрирующие баллистическое движение.

Деятельность учителя и учащихся на уроке.

Оборудование.

  1. Для работы групп экспериментаторов: баллистические пистолеты (2), измерительная лента (2), демонстрационный метр (1), рулетка, микрокалькуляторы (2), штатив с муфтой, кольцом и лапкой (2), скотч.
  2. Инструкция по технике безопасности.
  3. Наборы рисунков, статей из журналов, маркеры, фломастеры, лист ватмана, ножницы, клей.
  4. Кодоскоп.
  5. Оформление кабинета: демонстрационный планшет с иллюстрациями баллистического движения, плакаты к §17, демонстрационные планшеты “цветового” анализа настроения.

Основная литература:

  1. Касьянов В.А. Физика – 10. – М.: Дрофа, 2000.
  2. Качинский А.М., Кимбар Б.А. Задания к лабораторным работам практикума по физике. 8 – 10 классы. – Минск: “Нар. асвета”, 1976.
  3. Программно-методические материалы. Физика 7 – 11 классы / Сост. В.А. Коровин, Ю.И. Дик. – М.: Дрофа, 1999.
  4. Рекомендации по организации и содержанию методической работы и образовательного процесса на 2001/2002 учебный год. Под ред. Т.В.Есенковой, В.А.Основиной. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.
  5. Особенности обучения физики в условиях работы по базисному учебному плану: Методическое пособие / Под ред. В.А. Основиной. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.
  6. Физика в школе. – 2001. - №5.
  7. Квант. – 1987. – №7, №9; 1989. – №8; 1990. – №6, №9; 1992. – № 12; 1993. – №3 – 4.

Дополнительная литература.

  1. Андреев С.Н. Футбол – твоя игра. – М.: Просвещение, 1988.
  2. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. Т. 4: Сталинградская битва. – М.: Современник, 1987.
  3. Ломан В. Бег, прыжки, метания. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
  4. Железняк А.С. Мир механики и техники. – М.: Просвещение, 1993.
  5. Из кинолетописи Великой Отечественной. – М.: Искусство, 1984.
  6. Иллюстрированная мировая история: Римляне. Греки. – М.: Росмэн, 1998.
  7. Красны девицы: Русские народные сказки. – М.: Детская литература, 1984.
  8. Твой олимпийский учебник. – М.: Советский спорт, 1996.
Этап урока Деятельность на уроке
1. Оргмомент (1-2 мин).


2. “Затравка” (формулировка темы урока – 4 мин).

 

 

 

 

3. Ознакомление с историей возникновения баллистики (4 мин).

 

 

 

4.Изучение нового материала (13 мин).

 

 

 

5. Отчеты групп (7 мин).

 

 

 

6. Работа с опорными листами (4 мин).

 

 


7. Самоконтроль (5 мин) Рефлексия.

 

 

 

8. Подведение итогов урока (1 мин).

9. Резерв

Учителя

Назначает “учетчика” фронтальных ответов, поясняет домашнее задание и шкалу самооценки.

Демонстрирует планшеты с фотографиями, рисунками, схемами, стихами, являющимися иллюстрациями баллистического движения; задает вопрос на выявление общего, что объединяет все представленные движения; корректирует ответы, подводит к формулировке темы и цели урока и записывает их; предлагает учащимся оценить свою работу.

 

 

 

Дает задание: прочитать текст учебника (с. 63 – 64), выделить в нем ДЭЗ; корректирует ответы учащихся; заполняют схему из §17 на доске; просит оценить работу по шкале самооценки.

 

 

 


Актуализирует опорные знания учащихся из курсов математики и физики, дает задания для рабочих групп и консультирует их.

 

 

 

Корректирует ответы учащихся, дает задания классу (работать с текстом учебника, заполняет схему и опорный лист, знакомит с дополнительными материалами и оценивают работу лидеров групп).

 

 

Выделяют основные положения изученного материала, указывает на достижение поставленных целей.

 

 

 

Инструктирует выполнение теста, после его заполнения учащимися информирует о правильных ответах на вопросы тестов.

 

 

 

Благодарит за работу на уроке, ставит оценки.


Информирует о наиболее интересных статьях газеты.

Учащихся

Записывают домашнее задание, воспринимают пояснение учителя.

Работают в группах с раздаточным материалом, иллюстрирующим примеры баллистического движения в технике, спорте, быту; слушают и читают стихи о движении; выделяют общие черты представленных явлений, обсуждают свои гипотезы, записывают тему урока в тетрадь; выставляют отметку по шкале самооценки.

 

 

 

Читают текст учебника, выделяют основные смысловые части ДЭЗ, обсуждают ответы на вопросы в парах, отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную деятельность на 3-м этапе урока.

 

 

 


Работают с опорным листом, воспринимают цели, актуализируют имеющиеся знания из курсов физики и математики, в группах “проговаривают” вслух ответы..

 

 


Слушают сообщения одноклассников и пояснения к домашнему заданию, работают с текстом учебника, заполняют схемы, демонстрируют газету, делают отметки на шкале самооценки.

 

 

Мысленно и вслух проговаривают основные ответы с опорой на текст раздаточного материала.

 

 

 

Применяют полученные знания, ведут записи в рабочих тетрадях, выполняют тестовые задания, проверяют свою работу, выставляют оценки в тетрадь и лист самооценки.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5