"Взаимодействие детского сада и семьи в процессе реализации программы «Сообщество»"

Разделы: Работа с родителями


В Законе РФ “Об образовании”, ст. 18 говорится: “ Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте”. В соответствии с этим должна измениться и позиция детского сада в работе с семьёй. Сегодня педагоги дошкольного учреждения должны выступать не только как воспитатели детей, но и как партнёры родителей по воспитанию малышей. В связи с этим особенно актуальной становится проблема вовлечения родителей в планирование и организацию развивающего обучения, в процесс оценивания и прогнозирования развития своего ребёнка.

Программа “Сообщество”, разработанная коллективом учёных Джорджтаунского университета и адаптированная к социокультурной ситуации в России национальным координатором, кандидатом педагогических наук Галиной Павловной Козловой, изначально определена авторами как “программа для детей, родителей и педагогов”.

Нас эта программа привлекла тем, что предложенная в ней организация развивающего обучения в центрах активности малыми группами (по 4-5 детей) позволяет реально обеспечить индивидуализацию и участие семьи в реализации программы.

Уважение и откровенный рассказ на первом родительском собрании об основных направлениях программы и особенностях организации образовательного процесса, а также выявление возможностей родителей в реализации программы через бланк интересов семьи – всё это помогает семьям наших воспитанников ощутить себя участниками общего дела.

Бланк интересов семьи

Фамилия родителя ___________________________________________
Имя ребёнка ________________________________________________
Уважаемый(ая) ______________________________________________

Мы рады, что Ваш ребёнок в этом году будет посещать группу, работающую по программе “Сообщество”. Мы очень рассчитываем на сотрудничество с Вами. Как Вам известно, мы поощряем членов семей участвовать в реализации программы самым активным образом. Чтобы мы имели представление о том, как именно Вы хотели бы участвовать в программе, заполните, пожалуйста, эту анкету, отметив в списке то, что Вас наиболее привлекает.

Спасибо! Надеемся вскоре увидеть Вас в нашем детском саду.

Мне по силам (интересно) принимать участие в следующем:

  • Посещение родительских собраний.
  • Занятия с детьми в группе. Если да, то укажите род занятий, который доставит Вам особое удовольствие: чтение ____, искусство _____, головоломки _____, музыка _____, кулинария ______.
  • Изготовление или оборудование чего-либо (оборудование игровой площадки, пошив одежды для кукол и др.).
  • Помощь в организации экскурсий.
  • Организация праздников.
  • Придумывание с воспитателями каких-то нововведений в группе.
  • Подбор дома нужных материалов для работы в центрах активности.
  • Посещение мероприятий с участием других родителей.
  • Участие в группе взаимной поддержки.
  • Другое _______________

Для того, чтобы закрепить партнёрские отношения между дошкольным учреждением и родителями, мы заключили с семьями договоры о сотрудничестве и взаимопомощи.

И в дальнейшем, с учётом полученной информации и ежемесячного графика, ориентирующего членов семей на участие в центрах активности в качестве ассистентов, мы осуществляем свою педагогическую деятельность.

Как это происходит, я расскажу вам на примере разработки и реализации тематического проекта “Земля – наш общий дом” (приложение1).

Выбор темы и выявление интересов детей начинается на утреннем сборе совместно с воспитателями и родителями с “модели трёх вопросов”:

  • Что вы знаете?
  • Что вы хотите узнать?
  • Что надо сделать для того, чтобы узнать?

Ответы детей фиксируем на листе бумаги, записывая под каждым имя ребёнка. Родители принимают активное участие в обсуждении, их ответы и предложения записываются на том же листе красным цветом. Например: Оксана Владимировна заинтересовала детей вопросом: “Почему у глобуса белая шапка?”; Оксана Анатольевна – “Что и как влияет на живую природу?”.

При выяснении, что можно сделать, чтобы узнать, мама Максима предложила пригласить родителей с интересными рассказами о Земле.

Эта таблица вывешивается в родительский уголок, для того, чтобы остальные родители, не принимавшие участие в утреннем сборе, узнали о том, какая тема заинтересовала их детей, какой объём знаний у детей по теме, определили для себя перспективу работы над проектом.

Далее совместными усилиями детей и взрослых начинается процесс планирования содержания деятельности в центрах активности.

Наряду с детьми родители предложили свои идеи о том, что мы сможем сделать в наших центрах, чтобы более подробно узнать о Земле? Все идеи детей и взрослых записали в план-“паутинку”, которая может пополняться на протяжении всего проекта (приложение№1).

Наша задача с родителями заключалась в том, чтобы дополнить идеи детей, подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности, предусмотреть интегрированность решения задач по разным видам деятельности в каждом из центров. Например: 1) В центре кулинарии мама Тани Клюевой предложила приготовить традиционное русское блюдо – манник, 2) а в центре математики мама Данилы предложила выяснить, какой меркой можно измерить расстояние между городами, странами, материками на глобусе или карте, 3) в центре литературы Оксана Владимировна предложила детям познакомиться с интересными энциклопедиями: “Вулканы”, “Наша планета Земля”…

Вечером, к приходу родителей, в приёмной появился информационный лист.

Дорогие мамы и папы!

Наши дети решили начать новый проект и узнать как можно больше о нашей Земле.

Для этого у нас в группе есть большой глобус, атлас мира, настольная игра “Путешествие по миру”, лупы, компас, энциклопедия “Наша Земля”.

Нам очень нужно всё, что поможет больше узнать о Земле и тех, кто её населяет:

  • энциклопедии;
  • разные камушки;
  • картинки из журналов и вырезки из газет;
  • фотографии ваших летних путешествий;
  • географические карты;
  • другие настольные игры по теме…

Мы очень на вас надеемся!

В дальнейшем, во время индивидуальных бесед, мы выслушали предложения родителей по реализации проекта. И, выяснив, таким образом, какую помощь они смогут нам оказать, составили план участия родителей в его реализации.

Работа в центрах активности в качестве ассистентов

Название центров Ассистенты Дата
Центр математики Калугина Т.Н. 02.10; 06.10
Сандакова О.В. 04.10; 25.10
Центр кулинарии Мазунина Н.В. 17.10; 01.11
Шапкина С.Н. 06.10; 25.10
Центр искусства Седова З.А. 02.10; 31.10
Сандакова О.В. 17.10; 01.11
Центр литературы Таланкина Ю.В. 03.10; 11.10
Лобова О.А. 18.10; 08.11

Приобретение (изготовление) материалов в центрах активности

Карта мира Шаргины
Географическая карта Свердловской области Борисенко
Нарисовать глобус на листе ватмана Седовы
Коллекция камней в центр познания Мазунины,

Ивановы,

Шаргины

Энциклопедии для центров познания и литературы Сандаковы,

Цыганенко,

Лобовы

Подготовка сообщений с детьми по теме проекта

“Солнечная система” Седовы
“Круговорот воды в природе” Лобовы
“Как появляется источник воды” Солдатовы
“Что такое северное сияние” Головины
“Без чего нет жизни на Земле” Таланкины
“Строение Земли”

“Вулканы”

Фетисовы

На следующих утренних сборах уже осуществлялся процесс реализации данного проекта через работу в центрах активности: в центре математики; познания, искусства, литературы, игры и драматизации, строительства, кулинарии, Открытая площадка.

Родители сами выбирают центр, в котором они будут заниматься с детьми, предварительно обсудив с нами свою деятельность, и проводят его презентацию с сообщением детям, какие материалы для них приготовлены, предложением подумать и решить в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня.

Памятка помощнику.

  • Старайтесь участвовать в том, что делают дети. Будьте с ними.
  • Поощряйте детей одеваться и раздеваться самостоятельно, помогайте, только тогда, когда это действительно необходимо.
  • Не давайте своих наименований тому, что дети делают (рисункам, постройкам и т.д.), навязывая собственную интерпретацию. Спросите у них, как это называется. Попросите, чтобы объяснили подробнее.
  • Задавайте вопросы воспитателям в соответствующее время.
  • Оденьтесь поудобнее с тем, чтобы вы смогли при необходимости посидеть на полу или побыть с детьми на открытом воздухе.
  • Не обсуждайте поведение того или иного ребёнка с другими взрослыми, с его родителями или членами его семьи. Если у вас есть вопросы, соображения или вы чем-то озабочены, поговорите с воспитателем.
  • Делитесь своими идеями и предложениями с воспитателями, чтобы они могли ими воспользоваться.
  • Спросите у воспитателей, что следует делать, если дети дерутся или обижают кого-то.
  • Не обсуждайте поведение детей в их присутствии.
  • Давайте детям достаточно времени для самостоятельных проб, прежде чем предлагать свою помощь.

Так, например, в помощь маме была предложена специальная памятка от имени детей.

Мамочка - мамулечка!

  • Мы учимся готовить! Уже умеем делать разные блюда.
  • Нам хотелось бы познакомиться с рецептами блюд разных народов.
  • Нам нужны необходимые ингредиенты, из чего можно приготовить разные блюда. А главное, необходимы простые рецепты и помощь.
  • Объявляем конкурс “Национальные рецепты”!

Дочки-цветочки.

Подведение итогов осуществляется на итоговом сборе, задача которого заключается в том, чтобы продемонстрировать результаты продуктивной деятельности, инициировать процесс самооценки достижений детей, выявить трудности, рассказать о своих замыслах на будущее.

Родители-ассистенты дают оценку достижениям детей, прикрепляя к шкафчику ребёнка особый знак (эмблема, ладошка, и др. фигурки), символизирующий то, чем на данном занятии отличился ребёнок.

Также по окончании и в ходе реализации проекта постоянно проводим анализ результатов наблюдений за совместной и самостоятельной деятельностью детей в центрах активности в течение дня; продуктов детской деятельности, обо всём этом информируем родителей.

На основе накопившихся представлений у нас и родителей, делаем вывод об особенностях и перспективах развития ребёнка, о динамике продвижения ребёнка по основным направлениям детской деятельности. Результаты наблюдений мы совместно с родителями фиксируем в индивидуальных картах развития и в дальнейшем учитываем при определении задач, в процессе разработки и реализации нового тематического проекта.

Становясь активными участниками “общественной” жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя “хорошими родителями”, поскольку вносят свой вклад в развитие своего ребёнка.

Посещая группу, участвуя в её деятельности, родители:

  • видят, как их ребёнок общается с другими;
  • начинают больше понимать в детском развитии;
  • получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним;
  • обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
  • знакомятся с друзьями своих детей;
  • устанавливаются дружеские связи с другими родителями;
  • получают возможность помогать ребёнку дома в освоении программы.

Таким образом, привлечение родителей к работе с детьми в группе создаёт дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет реализовать сложный, индивидуальный подход. Большее количество взрослых в группе – прекрасный способ разнообразить и индивидуализировать знания, выполняемые детьми, предоставить им широкий выбор видов деятельности.

Хочется отметить, как положительный результат, что благодаря участию родителей в педагогическом процессе, у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка и, у тех детей, родители которых чаще выполняли роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Результаты реализации программы нас радуют, но всегда есть что совершенствовать. Хотелось бы совместно с родителями изучить и внедрить методику индивидуальных исследовательских детско-родительских и детских проектов.