В Законе РФ “Об образовании”, ст. 18 говорится: “ Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте”. В соответствии с этим должна измениться и позиция детского сада в работе с семьёй. Сегодня педагоги дошкольного учреждения должны выступать не только как воспитатели детей, но и как партнёры родителей по воспитанию малышей. В связи с этим особенно актуальной становится проблема вовлечения родителей в планирование и организацию развивающего обучения, в процесс оценивания и прогнозирования развития своего ребёнка.
Программа “Сообщество”, разработанная коллективом учёных Джорджтаунского университета и адаптированная к социокультурной ситуации в России национальным координатором, кандидатом педагогических наук Галиной Павловной Козловой, изначально определена авторами как “программа для детей, родителей и педагогов”.
Нас эта программа привлекла тем, что предложенная в ней организация развивающего обучения в центрах активности малыми группами (по 4-5 детей) позволяет реально обеспечить индивидуализацию и участие семьи в реализации программы.
Уважение и откровенный рассказ на первом родительском собрании об основных направлениях программы и особенностях организации образовательного процесса, а также выявление возможностей родителей в реализации программы через бланк интересов семьи – всё это помогает семьям наших воспитанников ощутить себя участниками общего дела.
Бланк интересов семьи
Фамилия родителя ___________________________________________
Имя ребёнка ________________________________________________
Уважаемый(ая) ______________________________________________
Мы рады, что Ваш ребёнок в этом году будет посещать группу, работающую по программе “Сообщество”. Мы очень рассчитываем на сотрудничество с Вами. Как Вам известно, мы поощряем членов семей участвовать в реализации программы самым активным образом. Чтобы мы имели представление о том, как именно Вы хотели бы участвовать в программе, заполните, пожалуйста, эту анкету, отметив в списке то, что Вас наиболее привлекает.
Спасибо! Надеемся вскоре увидеть Вас в нашем детском саду.
Мне по силам (интересно) принимать участие в следующем:
- Посещение родительских собраний.
- Занятия с детьми в группе. Если да, то укажите род занятий, который доставит Вам особое удовольствие: чтение ____, искусство _____, головоломки _____, музыка _____, кулинария ______.
- Изготовление или оборудование чего-либо (оборудование игровой площадки, пошив одежды для кукол и др.).
- Помощь в организации экскурсий.
- Организация праздников.
- Придумывание с воспитателями каких-то нововведений в группе.
- Подбор дома нужных материалов для работы в центрах активности.
- Посещение мероприятий с участием других родителей.
- Участие в группе взаимной поддержки.
- Другое _______________
Для того, чтобы закрепить партнёрские отношения между дошкольным учреждением и родителями, мы заключили с семьями договоры о сотрудничестве и взаимопомощи.
И в дальнейшем, с учётом полученной информации и ежемесячного графика, ориентирующего членов семей на участие в центрах активности в качестве ассистентов, мы осуществляем свою педагогическую деятельность.
Как это происходит, я расскажу вам на примере разработки и реализации тематического проекта “Земля – наш общий дом” (приложение1).
Выбор темы и выявление интересов детей начинается на утреннем сборе совместно с воспитателями и родителями с “модели трёх вопросов”:
- Что вы знаете?
- Что вы хотите узнать?
- Что надо сделать для того, чтобы узнать?
Ответы детей фиксируем на листе бумаги, записывая под каждым имя ребёнка. Родители принимают активное участие в обсуждении, их ответы и предложения записываются на том же листе красным цветом. Например: Оксана Владимировна заинтересовала детей вопросом: “Почему у глобуса белая шапка?”; Оксана Анатольевна – “Что и как влияет на живую природу?”.
При выяснении, что можно сделать, чтобы узнать, мама Максима предложила пригласить родителей с интересными рассказами о Земле.
Эта таблица вывешивается в родительский уголок, для того, чтобы остальные родители, не принимавшие участие в утреннем сборе, узнали о том, какая тема заинтересовала их детей, какой объём знаний у детей по теме, определили для себя перспективу работы над проектом.
Далее совместными усилиями детей и взрослых начинается процесс планирования содержания деятельности в центрах активности.
Наряду с детьми родители предложили свои идеи о том, что мы сможем сделать в наших центрах, чтобы более подробно узнать о Земле? Все идеи детей и взрослых записали в план-“паутинку”, которая может пополняться на протяжении всего проекта (приложение№1).
Наша задача с родителями заключалась в том, чтобы дополнить идеи детей, подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности, предусмотреть интегрированность решения задач по разным видам деятельности в каждом из центров. Например: 1) В центре кулинарии мама Тани Клюевой предложила приготовить традиционное русское блюдо – манник, 2) а в центре математики мама Данилы предложила выяснить, какой меркой можно измерить расстояние между городами, странами, материками на глобусе или карте, 3) в центре литературы Оксана Владимировна предложила детям познакомиться с интересными энциклопедиями: “Вулканы”, “Наша планета Земля”…
Вечером, к приходу родителей, в приёмной появился информационный лист.
Дорогие мамы и папы!
Наши дети решили начать новый проект и узнать как можно больше о нашей Земле.
Для этого у нас в группе есть большой глобус, атлас мира, настольная игра “Путешествие по миру”, лупы, компас, энциклопедия “Наша Земля”.
Нам очень нужно всё, что поможет больше узнать о Земле и тех, кто её населяет:
- энциклопедии;
- разные камушки;
- картинки из журналов и вырезки из газет;
- фотографии ваших летних путешествий;
- географические карты;
- другие настольные игры по теме…
Мы очень на вас надеемся!
В дальнейшем, во время индивидуальных бесед, мы выслушали предложения родителей по реализации проекта. И, выяснив, таким образом, какую помощь они смогут нам оказать, составили план участия родителей в его реализации.
Работа в центрах активности в качестве ассистентов |
||
Название центров | Ассистенты | Дата |
Центр математики | Калугина Т.Н. | 02.10; 06.10 |
Сандакова О.В. | 04.10; 25.10 | |
Центр кулинарии | Мазунина Н.В. | 17.10; 01.11 |
Шапкина С.Н. | 06.10; 25.10 | |
Центр искусства | Седова З.А. | 02.10; 31.10 |
Сандакова О.В. | 17.10; 01.11 | |
Центр литературы | Таланкина Ю.В. | 03.10; 11.10 |
Лобова О.А. | 18.10; 08.11 |
Приобретение (изготовление) материалов в центрах активности
Карта мира | Шаргины |
Географическая карта Свердловской области | Борисенко |
Нарисовать глобус на листе ватмана | Седовы |
Коллекция камней в центр познания | Мазунины, Ивановы, Шаргины |
Энциклопедии для центров познания и литературы | Сандаковы, Цыганенко, Лобовы |
Подготовка сообщений с детьми по теме проекта
“Солнечная система” | Седовы |
“Круговорот воды в природе” | Лобовы |
“Как появляется источник воды” | Солдатовы |
“Что такое северное сияние” | Головины |
“Без чего нет жизни на Земле” | Таланкины |
“Строение Земли” “Вулканы” |
Фетисовы |
На следующих утренних сборах уже осуществлялся процесс реализации данного проекта через работу в центрах активности: в центре математики; познания, искусства, литературы, игры и драматизации, строительства, кулинарии, Открытая площадка.
Родители сами выбирают центр, в котором они будут заниматься с детьми, предварительно обсудив с нами свою деятельность, и проводят его презентацию с сообщением детям, какие материалы для них приготовлены, предложением подумать и решить в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня.
Памятка помощнику.
- Старайтесь участвовать в том, что делают дети. Будьте с ними.
- Поощряйте детей одеваться и раздеваться самостоятельно, помогайте, только тогда, когда это действительно необходимо.
- Не давайте своих наименований тому, что дети делают (рисункам, постройкам и т.д.), навязывая собственную интерпретацию. Спросите у них, как это называется. Попросите, чтобы объяснили подробнее.
- Задавайте вопросы воспитателям в соответствующее время.
- Оденьтесь поудобнее с тем, чтобы вы смогли при необходимости посидеть на полу или побыть с детьми на открытом воздухе.
- Не обсуждайте поведение того или иного ребёнка с другими взрослыми, с его родителями или членами его семьи. Если у вас есть вопросы, соображения или вы чем-то озабочены, поговорите с воспитателем.
- Делитесь своими идеями и предложениями с воспитателями, чтобы они могли ими воспользоваться.
- Спросите у воспитателей, что следует делать, если дети дерутся или обижают кого-то.
- Не обсуждайте поведение детей в их присутствии.
- Давайте детям достаточно времени для самостоятельных проб, прежде чем предлагать свою помощь.
Так, например, в помощь маме была предложена специальная памятка от имени детей.
Мамочка - мамулечка!
- Мы учимся готовить! Уже умеем делать разные блюда.
- Нам хотелось бы познакомиться с рецептами блюд разных народов.
- Нам нужны необходимые ингредиенты, из чего можно приготовить разные блюда. А главное, необходимы простые рецепты и помощь.
- Объявляем конкурс “Национальные рецепты”!
Дочки-цветочки.
Подведение итогов осуществляется на итоговом сборе, задача которого заключается в том, чтобы продемонстрировать результаты продуктивной деятельности, инициировать процесс самооценки достижений детей, выявить трудности, рассказать о своих замыслах на будущее.
Родители-ассистенты дают оценку достижениям детей, прикрепляя к шкафчику ребёнка особый знак (эмблема, ладошка, и др. фигурки), символизирующий то, чем на данном занятии отличился ребёнок.
Также по окончании и в ходе реализации проекта постоянно проводим анализ результатов наблюдений за совместной и самостоятельной деятельностью детей в центрах активности в течение дня; продуктов детской деятельности, обо всём этом информируем родителей.
На основе накопившихся представлений у нас и родителей, делаем вывод об особенностях и перспективах развития ребёнка, о динамике продвижения ребёнка по основным направлениям детской деятельности. Результаты наблюдений мы совместно с родителями фиксируем в индивидуальных картах развития и в дальнейшем учитываем при определении задач, в процессе разработки и реализации нового тематического проекта.
Становясь активными участниками “общественной” жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя “хорошими родителями”, поскольку вносят свой вклад в развитие своего ребёнка.
Посещая группу, участвуя в её деятельности, родители:
- видят, как их ребёнок общается с другими;
- начинают больше понимать в детском развитии;
- получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним;
- обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
- знакомятся с друзьями своих детей;
- устанавливаются дружеские связи с другими родителями;
- получают возможность помогать ребёнку дома в освоении программы.
Таким образом, привлечение родителей к работе с детьми в группе создаёт дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет реализовать сложный, индивидуальный подход. Большее количество взрослых в группе – прекрасный способ разнообразить и индивидуализировать знания, выполняемые детьми, предоставить им широкий выбор видов деятельности.
Хочется отметить, как положительный результат, что благодаря участию родителей в педагогическом процессе, у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка и, у тех детей, родители которых чаще выполняли роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Результаты реализации программы нас радуют, но всегда есть что совершенствовать. Хотелось бы совместно с родителями изучить и внедрить методику индивидуальных исследовательских детско-родительских и детских проектов.