Цели:
- Формирование понятий о строении и функциях организма человека.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Воспитание целеустремлённости и самостоятельности.
Тема: Почему наш организм работает слаженно.
Задачи:
- Формировать у учащихся новые понятия: строение и функции спинного и головного мозга; функции больших полушарий мозга (гормоны и их роль).
- Развивать умение высказывать своё мнение и выслушивать товарища.
- Способствовать воспитанию самостоятельности.
Форма ИОУЗ: комбинированный урок усвоения нового знания.
Оборудование: иллюстрации строения нервной системы.
ИОП по окружающему миру
Дата | Тема | Должен знать к уроку | Повторение | Усвоение | Контроль | Применение | По желанию |
Почему наш организм работает слаженно | Системы работы организма. Их строение и функции | Опорно-двигательная система Дыхательная система Пищеварительная система Выделительная система Кровеносная система |
С. 34-36 -прочитать Подготовить вопросы, обсудить с соседом. |
С. 35-36 №1,2,3, -ответить на вопросы ! составить схему работы головного мозга |
С.37№4,№5,№6 ! работа в группах |
Работа с доп. литературой. Подготовить сообщение об особенностях строения и работы нервной системы |
Этапы работы.
I. Психологический настрой.
1. Дыхательная гимнастика.
Сидя.
Диафрагмальное дыхание.
Сесть на край стула, откинувшись на спинку и вытянув ноги.
Ладони положить на живот. Вдох – стенка живота поднимается вверх, Выдох – стенка живота втягивается. 8 – 10 раз.
2. С чем связано упражнение, проделанное нами? (дыхательная система)
- Для чего нужна дыхательная гимнастика? (предупреждает заболевание дыхательных путей, стимулирует защитные силы организма, повышает эмоциональный тонус, улучшает адаптацию к физическим нагрузкам).
II. Повторение пройденного.
1) С какими системами работы организма мы с вами знакомы?
- опорно-двигательная система;
- дыхательная система;
- пищеварительная система;
- выделительная система;
- кровеносная система;
2) Каждая система состоит из органов.
(гимнастика для глаз)
Легкие | Позвоночник | Печень | |
Скелет | Сердце | Зубы | |
Почки | Кишечник | Желудок |
- что получилось? (8)
- что она может обозначать? (система
кровообращения)
3) Мы должны с вами повторить знания о тех системах и органах, которые мы уже изучили.
Работа будет в группах.
- Возьмите конверт с заданием, внимательно прочитайте и выполните задание.
1 гр.”Домино”
Цель: повторить органы человека и их функции в организме.
2 гр. Заполнить таблицу.
Какие органы человека работают самостоятельно, а какими можем управлять по собственному желанию?
Органы, которыми мы можем управлять по собственному желанию. | Органы, которые действуют самостоятельно, независимо от твоей воли. |
3 гр. Составьте модель капли крови.
Кровь – это……
4 гр. Функции клеток крови.
Тест.
(отметь правильный ответ)
I. Эти клетки крови красного цвета, переносят кислород от лёгких ко всем органам.
- белые кровяные клетки – лейкоциты;
- кровяные пластины – тромбоциты;
- красные кровяные клетки – эритроциты.
II. Эти клетки закупоривают рану, участвуют в свёртывании крови.
- белые кровяные клетки – лейкоциты;
- эритроциты – красные кровяные клетки;
- кровяные пластины – тромбоциты;
- плазма.
III. Прозрачная желтоватая жидкость, солёная на вкус, в ней есть все вещества, встречающиеся в организме.
- плазма;
- желчь;
- вода.
IV. Уничтожают бактерии.
- эритроциты;
- лейкоциты;
- тромбоциты.
V. Поддерживают постоянные условия внутри организма…
- белые кровяные клетки;
- плазма и клетки крови;
- красные кровяные клетки.
(самопроверка)
III. Изучение нового.
Одна наша группа работает и мы сейчас подведём результаты её работы. (таблица).
Кто приказывает сердцу стучать, лёгким дышать, желудку переваривать - Ведь человек об этом не задумывается.
Мы можем слушать , писать и при этом у нас бьётся сердце, работает желудок, мы дышим. Всё это происходит потому, что работой нашего организма руководит нервная система.
И сегодня на уроке мы должны узнать из чего она состоит и как работает.
Любая информация из окружающей среды к нам поступает через чувствительные клетки, которые находится во всех органах нашего организма.
От чувствительных клеток по нервным волокнам, которые пронизывают всё наше тело, информация попадает в мозг.
Сначала она поступает в спинной мозг, который находится в позвоночнике. Она имеет вид длинного белого шнура толщиной 1 см. Спинной мозг отвечает за двигательную функцию нашего организма, следит за работой внутренних органов и проводит сигналы к головному мозгу.
Головной мозг управляет работой спинного мозга и руководит нашими осознанными действиями, мышление, памятью.
Мозг состоит из 4 основных частей.
- Большой мозг – отвечает за мышление, память.
- Мозжечок – делает движения чёткими, чтобы мы ходили прямо и нас не шатало во время ходьбы. Координация движений, равновесие.
- Таламус – отвечает за сон и бодрствование.
- Ствол мозга – руководит сердцебиением, дыханием, пищеварением.
Итак:
Сигналы из внешнего мира поступают сначала через чувствительные клетки по нервам в спинной, а затем в головной мозг.
Головной мозг обдумывает сигнал, принимает решение. Это решение поступает сначала в спинной мозг, а затем по нервам и различным органам или частям тела человека и человек совершает действие.
Физминутка.
IV. Усвоение.
Наш мозг немного отдохнул. Теперь приступаем к работе.
Обратите внимание на план. Что мы должны сделать? (Прочитать с. 34 – 35. ответить на вопросы).
Для тех, кто закончил. Вперед составить схему работы головного мозга.
Чувствительные клетки —> нервы —> спинной мозг —> головной мозг —> cпиной мозг —> мышцы, органы.
Всегда ли информация доходит до головного мозга?
V. Применение.
Сейчас выполним задание по плану, применив наши знания. После выполнения по плану можно выполнить задания в группах.
с. 37 №;, №5, №6.
Дополнительные задания.
1. Живая модель работы нервной системы.
Совместные руководство СП. И головного мозга позволит совершить действия, в которых участвуют несколько органов. 6 чел.
2. Механическая модель спинного мозга 4 чел.
3. Работа по созданию правил “Гигиена нервной системы”. 3 – 4 чел.
4. Создать таблицу.
Функции мозга
Спинной мозг | Нижние отделы головного мозга. | Полушария головного мозга. |
VI. Закрепление изученного.
Отчет по работе групп.( По ходу работы комментарии учителя и учащихся).
VII. Рефлексия
Покажите, насколько вы поняли сегодня материал, можете показать рукой от пола до вытянутой руки.
Д/з выполнить задание по выбору, из оставшегося в плане.