Цели урока: Познакомить учащихся с понятием плотности, ввести формулу для её расчёта и единицы измерения. Продолжить отработку умения проведения измерений, умения работы с учебной литературой, умения строить определения понятий, умение производить самоконтроль. Формирование мировоззрения учащихся, развитие речи учащихся, мышлении ( умения анализировать и обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы, строить план эксперимента)
Одной из наиболее эффективных педагогических систем, реализующих идеи и принципы развивающего обучения является проблемное обучение. Основная идея проблемного обучения базируется на закономерностях творческой познавательной деятельности, а учитель перестает играть роль транслятора информации. Его новые функции – постановка задач, организация деятельности и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия планировавшимся. Логика творческого, познавательного процесса может быть представлена в виде следующей схемы:
Опыт показывает, что изучения материала на основе данной логической схемы, через постановку учебных проблем и задач приводит не только к прочному усвоению знаний, но и уверенности учащихся в собственных силах. А учащиеся, верящие в свои способности, более успешны и заинтересованы в глубоком овладении предметом. Именно на основе данной схемы и построен урок изучения нового материала по теме “Плотность вещества” в 7 классе.
На данном уроке можно выделить следующие разделы:
- Вступительное слово учителя
- Разделение класса на группы.
- Объяснение логической цепочки приведенной на доске.
- Создание проблемной ситуации.
- Постановка целей и задач урока.
- Прохождение этапов урока.
- Рефлексия
- Пояснение домашнего задания
- Подведение итогов
- Эмоциональная разгрузка
Класс разделен на 8 групп. На столах учащихся таблички с номерами групп, листы с заданиями для I и II этапов, оборудования для прохождения экспериментального этапа (весы с разновесами, брусок, линейка), листы задания группам, листы с таблицами домашнего задания, листы с тестами. Во вступительном слове учитель приветствует учеников, объясняет логическую цепочку познания ( она отображена на доске) и сразу создается проблемная ситуация, так как на доске висит плакат, где в форме ребуса зашифрована тема урока, и учитель обращает внимание учащихся, что необходимо расшифровать рисунок чтобы узнать тему урока:
Рис. 1
После того, как учащимися расшифрован ребус, тема урока записывается в тетрадь. После этого учитель создает проблемную ситуацию следующим образом. На столе учителя рычажные весы, и различные тела.
Задаю вопрос: Нарушится ли равновесие весов, если на них поместить тела одинаковой формы и одинакового размера, но из разных веществ. Предложенные варианты ответов проверяются экспериментально и учащимся предлагается объяснить увиденное.
На другие рычажные весы помещаются тела одинаковой формы и массы, равновесия весов не нарушено, но учащиеся обращают внимание на то, что размеры тел разные, и опять предлагается объяснить данную демонстрацию. Учащиеся пытаются объяснить. Учитель обращает внимание учеников на то, что имеющихся у них знаний не достаточно для объяснения данных демонстраций, поэтому на данном уроке необходимо перед собой поставить следующие цели:
- выяснить чем отличаются друг от друга тела, сделанные из разных веществ?
- какую физическую величину называют плотностью тела?
- каков физический смысл понятия “плотность”?
- как обозначается плотность тела, и в каких единицах она измеряется.
- от каких величин зависит плотность тела.
- экспериментальным путем определить плотность тела и на основе полученных знаний объяснить увиденный эксперимент.
Дальше идет работа в группах. Учащиеся работают с вопросами 1 этапа, обсуждают в группах, затем один представитель от группы отвечает на вопрос, учащиеся слушают ответ, и при необходимости дополняют или исправляют.
Вопросы 1 этапа.
- Какую физическую величину называют массой?
- Как обозначается масса тела и в каких единицах она измеряется в системе СИ?
- Какие ещё единицы массы Вы знаете кроме кг?
- Какой буквой обозначается объем тела?
- В каких единицах измеряется объем тела в системе СИ, и какова связь между м3 и см3
- Как связаны между собой кг и г.
- Правила взвешивания.
- Как найти объем тела. Если известна ширина, длина и высота тела, записать формулу.
После повторения ранее изученного материала учитель обращает внимание учеников, что можно переходить к вопросам II этапа. Группы работают с книгой по вопросам II этапа, отвечают устно на поставленные вопросы и делают выводы.
Вопросы II этапа (теоретические задания)
- Найти в § 21 учебника определение, какую физическую величину называют плотностью?
- Как обозначается плотность вещества?
- Найти в § 21 учебника формулу по которой можно определить плотность.
- Найти в § 21 учебника в каких единицах в системе СИ измеряют плотность, и какие еще существуют единицы измерения плотности
- Внимательно изучите таблицу № 2 на стр. 50 учебника и ответьте на вопрос: Три кубика: из мрамора, льда и латуни имеют одинаковый объем. Какой из них имеет наименьшую массу, какой наибольшую? Почему?
- Изучив таблицу 2 на стр. 50 учебника, ответьте: Какое из двух тел, массой 2 кг каждое, имеет больший объем: фарфоровое или железное? Почему?
- На чашках уравновешенных весов лежат кубики (см. рисунок). Одинаковы ли плотности веществ из которых сделаны кубики.
- Плотность жидкого кислорода 1140 кг/м3. Что означает это число.
После обсуждения этих вопросов делаем следующие выводы, т.е. 3 этап логической цепочки.
- Плотность вещества показывает какая масса вещества заключена в единице объема.
- Плотность обозначается буквой , измеряется в кг/м3
- Объем тела будет зависеть от массы и плотности вещества.
- Плотность зависит от агрегатного состояния вещества: твердое вещество жидкость газы
- Плотность рассчитывается по формуле: = m/v
Учитель подчеркивает, что пока это только гипотеза, которую необходимо проверить экспериментально. Учащимся предлагается определить плотность брусков, имеющихся у них на столах. Один ученик выходит к столу учителя и выполняет работу, при этом сначала обсуждаем с учащимися, как мы будем определять плотность, т.е.
- измерив размеры бруска, определяем объем бруска в ( м3)
- измеряем на весах массу бруска в (кг)
- Рассчитываем плотность бруска по формуле : = m/v
Рассчитав плотность бруска сравниваем результат с табличными данными.
Делаем вывод, что в ходе эксперимента наша гипотеза подтвердилась, и теперь у учащихся достаточно знаний, чтобы объяснить увиденную в начале урока демонстрацию. Ученики самостоятельно объясняют увиденное явление.
Таким образом логическая цепочка цикла познания замкнулась, что и обеспечивает прочность усвоения материала.
Теперь необходимо проверить с учащимися достигнутые ли цели, поставленные в начале урока. Учащимся предлагается ответить на вопросы тестов, которые лежат у них на столах. После ответа на вопросы теста учащиеся обмениваются листками и осуществляют взаимоконтроль, а учитель вывешивает на доске варианты правильных ответов. После взаимоконтроля листочки сдаются учителю для проверки и выставления оценок.
Учитель поясняет домашнее задание, которое записано на доске (по параграфу № 21 заполнить таблицу 1, записать формул плотности в тетрадь и расшифровать ее)
После чего подводится итоги урока, учитель благодарит учащихся за эффективную работу и чтобы снять напряжении после урока, ученикам предлагается ответить на несколько вопросов из книги Г.Остера.
Карточки с домашним заданием сдаются учителю на следующем уроке. Номера параграфов и страницы указаны по учебнику Перышкина А.В. Физика 7 класс М, Дрофа, 2000 г.
По мере изучения темы на магнитной доске появляются листы с обозначением изучаемых величин, формулой для расчета плотности, единицами измерения.
Карточки домашнего задания
1 Обязательная часть
А)По параграфу № 21 заполнить таблицу
Какой буквой обозначается плотность |
|
В каких единицах измеряют плотность |
|
Формула для расчета плотности |
Б) Записать определение, формулу плотности в тетрадь и расшифровать её.
2 Дополнительно
А) Предложите способ определения плотности твёрдого тела неправильной формы ( например камня)
Б) Упражнение № 7 задача № 5
Образец карточки для группы учащихся
Группа № 8
I этап
Устные вопросы на повторение:
Как найти объём тела, если известна его длина, ширина и высота?
II этап
Теоретическое задание:
Плотность жидкого кислорода 1140 кг/ м3. Что означает это число?
Тест для проверки усвоения знаний по новой теме
1 Какая единица является основной единицей плотности?
А) кг.
Б) г/ см3
В) кг/ м3
Г) м3
2 Какой буквой обозначается масса вещества?
А) m
Б) U
В) S
Г) t
3 Какой буквой обозначается плотность вещества?
А) m
Б) V
В)
Г)U
4 Какая физическая величина равна отношению массы тела к его объёму?
А)скорость
Б) плотность
В) длина
Г)объём
5 Какая из приведённых ниже формул используется для вычисления плотности?
А) V*t
Б) m\
В) S\t
Г) m\V
Список использованной литературы:
Пёрышкин А. В. Родина Н. А. Физика -7 М. : Издательский дом “ Дрофа” 2000
1. Демонстрационные опыты по физике в 6- 7 классах средней школы
Буров В. А. и др. ; под ред А. А. Покровского. – М. Просвещение, 1974.
2. Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач по физике для 7- 8 классов средней школы. – М. : Просвещение, 1996