Урок "Плотность вещества"

Разделы: Физика


Цели урока: Познакомить учащихся с понятием плотности, ввести формулу для её расчёта и единицы измерения. Продолжить отработку умения проведения измерений, умения работы с учебной литературой, умения строить определения понятий, умение производить самоконтроль. Формирование мировоззрения учащихся, развитие речи учащихся, мышлении ( умения анализировать и обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы, строить план эксперимента)

Одной из наиболее эффективных педагогических систем, реализующих идеи и принципы развивающего обучения является проблемное обучение. Основная идея проблемного обучения базируется на закономерностях творческой познавательной деятельности, а учитель перестает играть роль транслятора информации. Его новые функции – постановка задач, организация деятельности и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия планировавшимся. Логика творческого, познавательного процесса может быть представлена в виде следующей схемы:

Опыт показывает, что изучения материала на основе данной логической схемы, через постановку учебных проблем и задач приводит не только к прочному усвоению знаний, но и уверенности учащихся в собственных силах. А учащиеся, верящие в свои способности, более успешны и заинтересованы в глубоком овладении предметом. Именно на основе данной схемы и построен урок изучения нового материала по теме “Плотность вещества” в 7 классе.

На данном уроке можно выделить следующие разделы:

  1. Вступительное слово учителя
  2. Разделение класса на группы.
  3. Объяснение логической цепочки приведенной на доске.
  4. Создание проблемной ситуации.
  5. Постановка целей и задач урока.
  6. Прохождение этапов урока.
  7. Рефлексия
  8. Пояснение домашнего задания
  9. Подведение итогов
  10. Эмоциональная разгрузка

Класс разделен на 8 групп. На столах учащихся таблички с номерами групп, листы с заданиями для I и II этапов, оборудования для прохождения экспериментального этапа (весы с разновесами, брусок, линейка), листы задания группам, листы с таблицами домашнего задания, листы с тестами. Во вступительном слове учитель приветствует учеников, объясняет логическую цепочку познания ( она отображена на доске) и сразу создается проблемная ситуация, так как на доске висит плакат, где в форме ребуса зашифрована тема урока, и учитель обращает внимание учащихся, что необходимо расшифровать рисунок чтобы узнать тему урока:

Рис. 1

Рис. 1

После того, как учащимися расшифрован ребус, тема урока записывается в тетрадь. После этого учитель создает проблемную ситуацию следующим образом. На столе учителя рычажные весы, и различные тела.

Задаю вопрос: Нарушится ли равновесие весов, если на них поместить тела одинаковой формы и одинакового размера, но из разных веществ. Предложенные варианты ответов проверяются экспериментально и учащимся предлагается объяснить увиденное.

На другие рычажные весы помещаются тела одинаковой формы и массы, равновесия весов не нарушено, но учащиеся обращают внимание на то, что размеры тел разные, и опять предлагается объяснить данную демонстрацию. Учащиеся пытаются объяснить. Учитель обращает внимание учеников на то, что имеющихся у них знаний не достаточно для объяснения данных демонстраций, поэтому на данном уроке необходимо перед собой поставить следующие цели:

  • выяснить чем отличаются друг от друга тела, сделанные из разных веществ?
  • какую физическую величину называют плотностью тела?
  • каков физический смысл понятия “плотность”?
  • как обозначается плотность тела, и в каких единицах она измеряется.
  • от каких величин зависит плотность тела.
  • экспериментальным путем определить плотность тела и на основе полученных знаний объяснить увиденный эксперимент.

Дальше идет работа в группах. Учащиеся работают с вопросами 1 этапа, обсуждают в группах, затем один представитель от группы отвечает на вопрос, учащиеся слушают ответ, и при необходимости дополняют или исправляют.

Вопросы 1 этапа.

  1. Какую физическую величину называют массой?
  2. Как обозначается масса тела и в каких единицах она измеряется в системе СИ?
  3. Какие ещё единицы массы Вы знаете кроме кг?
  4. Какой буквой обозначается объем тела?
  5. В каких единицах измеряется объем тела в системе СИ, и какова связь между м3 и см3
  6. Как связаны между собой кг и г.
  7. Правила взвешивания.
  8. Как найти объем тела. Если известна ширина, длина и высота тела, записать формулу.

После повторения ранее изученного материала учитель обращает внимание учеников, что можно переходить к вопросам II этапа. Группы работают с книгой по вопросам II этапа, отвечают устно на поставленные вопросы и делают выводы.

Вопросы II этапа (теоретические задания)

  1. Найти в § 21 учебника определение, какую физическую величину называют плотностью?
  2. Как обозначается плотность вещества?
  3. Найти в § 21 учебника формулу по которой можно определить плотность.
  4. Найти в § 21 учебника в каких единицах в системе СИ измеряют плотность, и какие еще существуют единицы измерения плотности
  5. Внимательно изучите таблицу № 2 на стр. 50 учебника и ответьте на вопрос: Три кубика: из мрамора, льда и латуни имеют одинаковый объем. Какой из них имеет наименьшую массу, какой наибольшую? Почему?
  6. Изучив таблицу 2 на стр. 50 учебника, ответьте: Какое из двух тел, массой 2 кг каждое, имеет больший объем: фарфоровое или железное? Почему?
  7. На чашках уравновешенных весов лежат кубики (см. рисунок). Одинаковы ли плотности веществ из которых сделаны кубики.

рисунок

  1. Плотность жидкого кислорода 1140 кг/м3. Что означает это число.

После обсуждения этих вопросов делаем следующие выводы, т.е. 3 этап логической цепочки.

  1. Плотность вещества показывает какая масса вещества заключена в единице объема.
  2. Плотность обозначается буквой image5.GIF (846 bytes), измеряется в кг/м3
  3. Объем тела будет зависеть от массы и плотности вещества.
  4. Плотность зависит от агрегатного состояния вещества: твердое вещество жидкость газы
  5. Плотность рассчитывается по формуле: = m/v

Учитель подчеркивает, что пока это только гипотеза, которую необходимо проверить экспериментально. Учащимся предлагается определить плотность брусков, имеющихся у них на столах. Один ученик выходит к столу учителя и выполняет работу, при этом сначала обсуждаем с учащимися, как мы будем определять плотность, т.е.

  1. измерив размеры бруска, определяем объем бруска в ( м3)
  2. измеряем на весах массу бруска в (кг)
  3. Рассчитываем плотность бруска по формуле : = m/v

Рассчитав плотность бруска сравниваем результат с табличными данными.

Делаем вывод, что в ходе эксперимента наша гипотеза подтвердилась, и теперь у учащихся достаточно знаний, чтобы объяснить увиденную в начале урока демонстрацию. Ученики самостоятельно объясняют увиденное явление.

Таким образом логическая цепочка цикла познания замкнулась, что и обеспечивает прочность усвоения материала.

Теперь необходимо проверить с учащимися достигнутые ли цели, поставленные в начале урока. Учащимся предлагается ответить на вопросы тестов, которые лежат у них на столах. После ответа на вопросы теста учащиеся обмениваются листками и осуществляют взаимоконтроль, а учитель вывешивает на доске варианты правильных ответов. После взаимоконтроля листочки сдаются учителю для проверки и выставления оценок.

Учитель поясняет домашнее задание, которое записано на доске (по параграфу № 21 заполнить таблицу 1, записать формул плотности в тетрадь и расшифровать ее)

После чего подводится итоги урока, учитель благодарит учащихся за эффективную работу и чтобы снять напряжении после урока, ученикам предлагается ответить на несколько вопросов из книги Г.Остера.

Карточки с домашним заданием сдаются учителю на следующем уроке. Номера параграфов и страницы указаны по учебнику Перышкина А.В. Физика 7 класс М, Дрофа, 2000 г.

По мере изучения темы на магнитной доске появляются листы с обозначением изучаемых величин, формулой для расчета плотности, единицами измерения.

Карточки домашнего задания

1 Обязательная часть

А)По параграфу № 21 заполнить таблицу

Какой буквой обозначается плотность

 

В каких единицах измеряют плотность

 

Формула для расчета плотности

 

Б) Записать определение, формулу плотности в тетрадь и расшифровать её.

2 Дополнительно

А) Предложите способ определения плотности твёрдого тела неправильной формы ( например камня)

Б) Упражнение № 7 задача № 5

Образец карточки для группы учащихся

Группа № 8

I этап

Устные вопросы на повторение:

Как найти объём тела, если известна его длина, ширина и высота?

II этап

Теоретическое задание:

Плотность жидкого кислорода 1140 кг/ м3. Что означает это число?

Тест для проверки усвоения знаний по новой теме

1 Какая единица является основной единицей плотности?

А) кг.

Б) г/ см3

В) кг/ м3

Г) м3

2 Какой буквой обозначается масса вещества?

А) m

Б) U

В) S

Г) t

3 Какой буквой обозначается плотность вещества?

А) m

Б) V

В)

Г)U

4 Какая физическая величина равна отношению массы тела к его объёму?

А)скорость

Б) плотность

В) длина

Г)объём

5 Какая из приведённых ниже формул используется для вычисления плотности?

А) V*t

Б) m\

В) S\t

Г) m\V

Список использованной литературы:

Пёрышкин А. В. Родина Н. А. Физика -7 М. : Издательский дом “ Дрофа” 2000

1. Демонстрационные опыты по физике в 6- 7 классах средней школы

Буров В. А. и др. ; под ред А. А. Покровского. – М. Просвещение, 1974.

2. Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач по физике для 7- 8 классов средней школы. – М. : Просвещение, 1996