Мое знакомство с компьютером в школе, вряд ли можно назвать приятным или продуктивным. Я, как и многие в то время, безумно боялась нажать какую-нибудь “не ту” кнопочку и вывести из строя дорогостоящий аппарат. ВУЗ также, не изменил моего отношения к этой непонятной для меня машине, которая пугала меня своими программами, но время шло и оно, вполне отчетливо диктовало, пересмотреть мое отношение к этой чудо - технике. Так, шаг за шагом, используя его сначала лишь как печатную машинку, я стала постигать азы компьютерной грамотности. Вникая и изучая все более и более разнообразные программы, используя его преимущества во всех направлениях своей работы.
Сегодня компьютер не является недоступной роскошью, о которой когда-то приходилось лишь мечтать. Почти каждый родитель, готов приобрести его своему ребенку, лишь бы его чадо выросло грамотным, образованным, легко ориентирующемся в информационном поле. Однако в большинстве своем лишь немногие ребята используют компьютер в учебных целях. В основном лишь затем, чтобы поиграть в различные виртуальные игры, чтобы “скачать” реферат или другую текстовую работу или используют его как печатное средство.
Сегодня применение компьютерных технологий в образовании представляется естественным и необходимым, поэтому важной задачей современного учителя является показать учащимся возможности ИКТ. В связи с этим возникают вопросы, связанные с наиболее эффективным применением ИКТ при обучении.
Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете, ведет к лучшему усвоению материала. Ученик может исследовать явление, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы.
Использование анимации и звукового сопровождения в обучающих программах воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого (аудиальный, кинестетический, визуальный), что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося.
Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения различных предметов, в том числе и химии, повышают уровень индивидуализации обучения, интенсифицируют их деятельность.
Использование ИКТ в своей деятельности как учителя условно я делю на четыре направления: теоретическая поддержка курса, создание презентаций к урокам и внеклассным занятиям, проектная деятельность учащихся, контроль знаний.
Программная поддержка курса.
Использование электронных пособий прежде всего определяется самим учителем, исходя из целей урока, содержания и последовательности подачи учебного материала. На уроках лекциях-это теоретическая поддержка курса, на практических занятиях – виртуальная лаборатория, на этапе контроля – это возможность пройти тест и разобрать свои ошибки.
Однако следует помнить, что программные средства для эффективного применения в учебном процессе должны соответствовать курсу химии базового и профильного обучения, иметь высокую степень наглядности, простоту использования, способствовать формированию общеучебных и экспериментальных умений, обобщению и углублению знаний и т.д.
В своей работе я использую следующие электронные пособия:
Раздел: Общая и неорганическая химия:
1. Серия электронные уроки и тесты материал по темам:
“Вещества и их превращения”, “Атом и молекула”, “Водные растворы”, “Соли”.
2. Учебные электронные издания: образовательной коллекции 1С –“Общая и неорганическая химия” и “Виртуальная химическая лаборатория”-9 класс.
Раздел: Органическая химия:
“Производные углеводородов”;
“Органическая химия 10-11 класс”;
“Органическая химия” - электронный учебник для средней школы и младших курсов ВУЗов.
Весь курс “Химия 1С – репетитор - + варианты ЕГЭ”.
Создание презентаций.
Вместе с тем хочется отметить, что каким бы совершенным не было электронное пособие каждый учитель видит преподавание предмета по-своему. И здесь ИКТ опять приходят на помощь учителю- для создания презентаций к урокам и внеклассным занятиям например в программе PowerPoint.
В моей методической копилке разработаны уроки по темам:
8 класс: “Кислород: аллотропия, химические свойства”, “Водород: физические химические свойства”, “Вода: вода в природе, физические свойства, химические свойства, рациональное использование водных ресурсов”, “Галогены”.
9 класс: “Валентность и электронное состояние атомов”, “Сера: аллотропные модификации”, “Серная кислота”, “Производство серной кислоты”.
10-11 класс: “Алканы”, “Алкины”, “Диены”, “Бензол”, “Спирты”,“Карбоновые кислоты”.
Создание собственных презентаций к урокам вызвало живой интерес у учащихся к программе PowerPoint – и вот уже сами ребята предлагают мне свои собственные презентации к различным разделам школьного курса. Так сама собой возникла проектная деятельность учащихся.
Проектная деятельность.
Метод проектов один из примеров педагогических технологий имеющий богатый творческий потенциал. Он позволяет создать условия для развития познавательного интереса школьников к химии; позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к обучению. Преимущество этого метода в том, что он хорош как для ученика с высокой мотивацией к предмету, так и для повышения мотивации слабоуспевающих учащихся. Именно этот метод ярко демонстрирует, на мой взгляд, взаимодействие “учитель - ученик”. Вместе мы освоили возможности программ: Publisher, Movie Maker.
Работа над проектами осуществляется следующим образом.
- Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.
- Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.
- Выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать биологические процессы.
- Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.
- Подготовка защиты работы. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств.
- Презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.
Первый опыт по данной технологии был представлен на уроке –конференции “Перспективы развития нефтеперерабатывающей промышленности в РС (Я)”. Ученики готовили материал по программам строительства нефтеперерабатывающих заводов (далее НПЗ) в нашей республике, рентабельности производства, экологическом влиянии НПЗ.
Для проведения урока по теме “Рациональное использование водных ресурсов”. Ребята готовили мини-проекты по темам: “Вода в масштабе планеты”, “Многоликая вода”, “Значение воды в жизни человека”, “Экологические проблемы водных ресурсов”, “Очистка воды”.
Учащиеся профильных биолого-экологических, химико-биологических классов создают проекты к урокам и конференциям по различным темам:
“Алканы”, “Алкены”, “Спирты”, “Карбоновые кислоты” и др.
А так же проекты:
“ 21 век без отходов” - об использовании макулатуры для производства туалетной бумаги;
“Резина и её промышленное изготовление”- о производстве резины в РС(Я)
“Технология производства кожи и шкур”- о работе фабрики “Сахабулт”
“Профессия “Провизор-аналитик”.
Контроль знаний.
Важным в работе учителя является организации контроля знаний учащихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль. Здесь мною используются готовые контролирующие вышеуказанные программы – например: для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела, или для индивидуального контроля знаний учащихся, или для подготовки к ЕГЭ и т.д. Однако в классах различных профилей тестовые задания должны различаться, в связи с этим я использую самостоятельно составленные тесты в программах PowerPoint, Exsel. Например по темам: 8 -9 класс “Химические элементы”, “Первоначальные химические понятия”, “Классы веществ”, “Периодический закон”;. “Номенклатура неорганических соединений”, “Углерод и его соединения”, “Строение атома”, “Электролиты”, “Химические свойства элементов 3 периода”, “Ионные уравнения”.
Обобщая вышесказанное, хочется пожелать учителям: “Ничего не бойтесь, экспериментируйте и у вас все получится, ведь только учитель, свободно владеющий современными формами работами, может заинтересовать учащихся своим предметом”.