Задачи:
- Обобщить знания учащихся о памятниках древней русской архитектуры.
- Познакомить учеников с русской иконной живописью, иконописцами.
- Введение понятий: архитектура (зодчество), икона, иконописец.
- Формировать элементы исторического мышления, понимание того, что происходило давно, что не относится к современности.
- Формировать представления о художественных средствах выражения красоты памятников зодчества и иконописи.
- Развивать интерес к историческим фактам, личностям.
Техническое обеспечение: компьютер, проектор, презентация “Памятники архитектуры Древней Руси. Русская икона. Иконописцы” (Приложение), толковый словарь Даля Н.И.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация и постановка учебной задачи.
Слайд 1. Определи, что ты видишь на слайде (иконы). А вы знаете, кто их написал. Сегодня на уроке мы рассмотрим разные иконы, познакомимся с их авторами и определим, чем они отличаются друг от друга.
3. Актуализация ранее полученных знаний
Слайд 2. “Дайте название каждому рисунку”.
Учитель: Рассмотрите памятники древней русской архитектуры. Дайте название каждому строению, почему вы так решили. Вспомните, что обозначают эти слова?
Работа со словарем.
Храм – здание для богослужения, исповеди.
Дворец – дом владетельной особы.
Палата – жилое здание государя.
Учитель обобщает ответы детей.
Учитель: Кто создал эти творения? Каково их назначение в жизни человека? Подробнее остановимся на этом материале.
Слайд 3. “Памятники архитектуры”
Учитель: Разговор об искусстве этого времени нужно, конечно начать со строительского мастерства - архитектуры или, как говорили раньше - зодчества. После принятия христианской веры на Руси повсюду стали возводить храмы. Каждое княжество гордилось своим собором. Он строился обычно на самом высоком месте, поэтому издалека были видны его позолоченные купола и хорошо слышался колокольный звон.
Учитель: Кто возводил храмы? Как украшались храмы?
Ученики дают свои ответы.
Учитель: Вся эта красота творение рук многих мастеров-зодчих.
Зодчество-искусство строить здания. Давайте заглянем внутрь этих зданий, что мы там увидим?
Слайд 4. “Оформление храмов”. Изображения фресок, мозаик, резьбы. ( Даны фрагменты).
Учитель: Рассмотрите данные фрагменты. Назовите способ их выполнения. Дайте определение каждому способу.
Ученики: Ученики, рассмотрев фрагменты, называют тот способ, которым они выполнены, дают определение каждому.
Фреска – это изображение по сырой штукатурке.
Мозаика – это изображение с помощью цветных
стекол.
Резьба – это узорная отделка из дерева, камня,
металла.
Учитель: Почему храмы так пышно украшались?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Религия играет очень важную роль в жизни народа. Храм- это то место, где человек встречается и соединяется с Богом. Все самое лучшее: книги, ювелирные украшения, художественные произведения мастеров-все соединялось в храмах в единую композицию.
4. Работа над новым материалом.
Слайд 5,6,7. “Русские иконы. Иконописцы”.
Учитель: Если ты побываешь в церкви, то обязательно увидишь иконы. (Появляются изображения икон). Многие люди, верующие в Христа, имеют иконы и в своем доме. Что обозначает слово икона?
Ученики: Икона -это образ, изображение.(работа со словарем)
Учитель: Обычно на иконах изображали лики Христа, Богоматери, Святых. (Появляются изображения икон). Как появляются в храмах иконы?
Ученики: Их рисуют художники.
Учитель: Художник, который рисует иконы - иконописец.
Самым первым иконописцем на Руси был греческий философ и изограф Феофан Грек. Он приехал на Русь в 1378 году. Икон этого мастера сохранилось очень мало. Это “Богоматерь” - фреска, “Пантократор” - фреска, “Троица” - фреска церкви Спаса на Ильине в Новгороде. (Появляются изображения со слайда 9, 10, 11. “ Феофан Грек”).
В этой части урока можно прослушать сообщение о Феофане Греке, заранее подготовленное учеником по плану:
- Биографические данные.
- Особенность художественного стиля.
Учитель: Стиль греческого мастера суров и беспокоен. Его творения открывают нашему взору не покой и умиротворение, а напряженный трепет мысли, процесс молитвы.
Учитель: Ребята, посчитайте, сколько цветов использует мастер в своих работах?
Слайд 12 “Что обозначают цвета на иконе”.
Учитель: Оказывается, каждый цвет в иконописи имеет свое значение. Давайте попробуем проверить вашу интуицию и поиграем в цвета. К каждому цвету подберите какое - либо чувство, определение. (Дети подбирают: белый - чистота, святость; красный - подвиг, героизм, поступок; черный - смерть, горе, страдание; синий - радость. Проверяем на СЛАЙДЕ 12).
Учитель: Достойным учеником Феофана Грека был его современник Андрей Рублев. (Переход на слайд 13).
Слайд 13. “Андрей Рублев”.
Учитель: Перед вами иконы “Троица”, “Архангел Михаил”. Рассмотрите эти иконы. Что на них изображено? Какие преобладают цвета? Чем похожи и чем не похожи эти иконы на иконы Феофана Грека?
В этой части урока также можно заслушать выступление заранее подготовленного ученика. Это выступление должно затронуть и биографические сведения и особенности художественного стиля. Учитель дополняет ответ: А. Рублев расширил цветовую палитру и добавил в нее синий, красный и желтый (золотой) цвет.
Учитель: На примере работ этих мастеров иконописи мы видим сколь велико их отличие, но это не мешает нам удивляться и восхищаться талантом и силой души средневековых художников земли Русской.
5. Работа с учебником.
Слайд 14 “Какими качествами должен обладать мастер - живописец”.
Самостоятельное чтение статьи на странице 78-79.
Учитель: Какими качествами должен был обладать мастер-иконописец? Расшифруйте этот старинный текст: “Подобает бо быти живописцу смирну и кротку, благоговейну, не празднословну, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы…”
6. Подведение итогов.
Слайд 15. Кроссворд:
- Как называется картина, выполненная из цветных стекол?
- Изображение лика святого или Христа или Богоматери?
- Как называется картина, написанная по сырой штукатурке?
- Знаменитая картина А. Рублева?
- Как называется искусство строить возводить здания?