Цели урока:
- углубление и закрепление материала по теме “Разветвляющиеся алгоритмы”;
- стимулирование интереса учащихся к данной теме и предмету в целом;
- активизация взаимодействия между учащимися, навыков групповой работы;
- воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
- развитие мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности.
Задачи урока:
- Учебная – совершенствование навыков составления разветвляющихся алгоритмов и программ на языке Pascal для ЭВМ.
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
- Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Оборудование:
- компьютерный класс из десяти ученических мест и одного учительского;
- мультимедийный проектор;
- правильно и полностью инсталлированные программы Windows;
- язык программирования Pascal;
- презентация урока, составленная в Power Point;
- бланки для ответов на тесты.
План урока.
- Организационный момент
- Мотивация
- Актуализация опорных знаний
- Обмен информацией (объяснение нового материала)
- Самостоятельная работа
- Рефлексия
- Домашнее задание
- Итог урока
Ход урока.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы проводим урок – решение задач по теме “Условный оператор. Сложные условия”. Это последний урок в разделе “Условный оператор” и он носит закрепляющий характер.
Открыли тетради и записали число и тему урока.
Мотивация
А девизом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова первого программиста Чарльза Бебиджа: “Я услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял!”
О чем говорят эти слова?
О том, что бы понять смысл какого-то явления или процесса нужно его сделать самому, пропустить через себя. А иначе мы можем только, в лучшем случае запомнить, а понять мы это не в силах, нам может только казаться, что мы поняли, но скоро мы все это забудем.
Актуализация опорных знаний
Вспомните пожалуйста основные варианты условного оператора.
(Ответы учащихся)
Команда ветвления может быть полной и неполной
В полной команде в зависимости от результата проверки условия (да или нет) происходит выбор одного из альтернативных путей работы алгоритма. Каждый из путей ведет к общему выходу, так что работа алгоритма будет продолжаться независимо от того, какой путь будет выбран. А в неполной – если условие истинно, то выполняются команды, а если ложно, то исполнитель выходит из ветвления и идет на продолжение программы.
Посмотри на слайд и объясните, что здесь изображено.
Это полное и неполное ветвление изображенные в форме блок-схем.
Если ветвление не полное, то на ветке “да” команды есть, а на ветке “нет” - отсутствуют.
В полном ветвлении команды есть и на той и на другой ветках.
-На слайде записана команда ветвления на языке программирования Pascal.
Объясните, как она будет выполняться.
(ответ учащегося)
- Проверяется условие, если условие верное, то выполняется серия команд 1, иначе – серия команд 2.
- Молодцы ребята! Вы все правильно вспомнили и повторили. А теперь мы с вами должны решить задачу.
Обмен информацией
- Давайте разберем, как же нам решить такую задачу.
Вначале мы опишем переменные. Переменная Х принимает действительные значения.
Дальше будет следовать начало программы и оператор ввода.
Теперь непосредственно нужно начать команду ветвления. А как же нам ее реализовать, если у нас три условия? Давайте попробуем организовать это сложное условие путем вложенного ветвления.
Посмотрим что получится.
Теперь нам осталось организовать вывод результата и закончить программу.
Самостоятельная работа.
У каждого на столе лежат карточки, в которых указаны значения переменной Х, а нужно найти значение функции в этих точках. Учащиеся самостоятельно заводят программу, находят значения функции и записывают в карточку.
Следующим этапом самостоятельной работы является тестовый опрос.
Со слайда ребята читают вопрос, выбирают вариант ответа и записывают его в карточку.
Карточки сдаются учителю.
Рефлексия.
Учащиеся отвечают на вопросы:
Домашнее задание.
Учитель зачитывает задачу и вместе с учащимися проговаривает модель одного из возможных вариантов решения задачи.
Подведение итогов.
Пока учащиеся записывают домашнее задание, учитель быстро проверяет карточки.
- Наше занятие подошло к концу. Послушайте пожалуйста оценки, которые вы сегодня получили (учитель объявляет оценки за карточки).