Цели урока:
Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний, создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений
Развивающие: способствовать развитию кругозора, логического мышления, математической речи, внимания и памяти
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету через интеграционную учебную деятельность: изучению флоры и фауны озера Байкал; активности, мобильности, умению общаться, общей культуры.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения: частично-поисковый (эвристический), тестовая проверка уровня знаний, решение познавательных обобщающих задач, системные обобщения, самопроверка, взаимопроверка
Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Байкал – самое уникальное в мире озеро. На протяжении многих лет различные научные экспедиции изучают его флору и фауну.
Сегодня мы тоже станем участниками исследования и совершим путешествие по озеру Байкал.
Класс разбит на экспедиции, в состав которых входят: командир, врач-эколог, геодезист, гидрогеолог, биолог. На протяжении урока участники экспедиции будут выполнять исследовательскую работу по изучению Байкала. За каждый правильный ответ участникам будут выдаваться звезды.
Критерий оценки работ: 4 звезды – “5”, три звезды – “4”, две звезды – “3”. В течение урока можно заработать звезды за решение дополнительных задач. В конце урока экспедиции, успешно справившиеся с работой, будут награждены грамотой.
1 этап. Проверка снаряжения.
Проступает сквозь туман
Великан Хамар-Дабан
Выше всех стоит старик
Снеговой Мунку-Сардык
С гор бегут вперегонки
Триста тридцать три реки
А в середине между скал
Блещет озеро Байкал.
Байкал – тюркоязычное слово, Байкуль означает …..
Форма работы: фронтальная.
Участники экспедиции, проведут разведку и узнают это название, выбрав правильно закодированные ответы.
13 - (-6) | Б | 19 |
-6 + (-42) | О | -48 |
-5,4 + 8,9 | Г | 3,5 |
-5 / 8 – (-7/8) | А | 1/4 |
-8 + 4 | Т | -4 ,4 |
-13 + ( - ) | О | - |
-7 3/4 + 0,75 | Е | -7 |
2 1/2 * (-2/5) | О | -1 |
-3 : 6/7 | З | -3,5 |
-6/11 : (-3/22) | Е | 4 |
-1/7 * (-7/9) | Р | 1/9 |
* (-) | О | -6 |
А чем же богато это замечательное озеро?
Отправимся в путешествие по окрестностям озера. В добрый путь!
2 этап. Исследовательская работа.
Каждому участнику экспедиции выдаются индивидуальные задания и они приступают к исследованию озера. Задания выполняются на дощечках, по окончании работы по команде учителя участники показывают свои решения и зарабатывают звезды.
Байкал является самым крупным хранилищем пресной воды на планете. Ответьте, сколько % мировых запасов воды содержит озеро? Площадь водного зеркала озера составляет около 30 тыс. кв. км. Сотни рек впадают в Байкал. Какая река является самым большим притоком?
(отвечают командиры экспедиций). Ответ: а) 20% б) Селенга
Байкал богат своими рыбными запасами. Самая крупная рыба- осетр, достигает до 80 кг весом. Но в озере водится и самая маленькая рыба, целиком состоящая из жира, которой питается нерпа. Как называется эта рыбка и какова ее длина?
(отвечают гидрогеологи) Ответ: а) голомянка б) 15 см
Одна из достопримечательностей озера – острова. Их на Байкале 30. Какой из них самый крупный и сколько видов птиц обитает на нем?
(отвечают геодезисты). Ответ: а) Ольхон б) 146
Животный мир Байкала разнообразен. В озере водится исключительно пресноводная рыба – таймень. Каков ее вес?
Фауна островов содержит 1 вид земноводных, 3 вида пресмыкающихся, 146 видов птиц. Сколько видов млекопитающих содержится на островах?
(отвечают биологи). Ответ: а) 40 кг б) 20 видов
Большое внимание в последнее время уделяется рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. На Байкале построен Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, это самый большой загрязнитель озера, поэтому учеными ведется работа по созданию безотходного производства замкнутого цикла. Доложите, на сколько % улучшилась ли экологическая обстановка озера в связи с применением усовершенствованных технологий производства?
(отвечают врачи экологи). Ответ: улучшилась на 31 %.
Индивидуальные задания для участников экспедиции даны в приложении.
3 этап Привал.
Байкал – единственное в мире озеро, которое полностью покрывается льдом, но есть одно место на озере, которое никогда не замерзает за счет большой скорости течения воды. Это Шаманский камень. Чем еще замечательно это место?
(Слушаем сообщение учащихся с использованием иллюстраций к уроку).
В древности местные жители буряты верили в чудодейственную силу Шаманского камня в истоке Ангары, здесь молились, сюда на ночь привозили преступника, оставляя под холодным, леденящим потоком и если к утру вода не забирала его, если он не погибал от страха и студеного дыхания Байкала, его прощали.
Легенда рассказывает, что дочь Байкала – Ангара, обманув бдительность стражи, глухой черной ночью сбежала к своему возлюбленному Енисею. Проснулся разъяренный отец и бросил вдогонку беглянке огромную скалу – Шаманский камень.
4 этап. Научно - познавательная деятельность
работа в группах.
Решив тестовые задания, участники экспедиции отгадают имя ученого, который впервые составил карту Байкала (2 вариант) и название науки об озерах (1 вариант)
Ответ: а) Мессершмидт б) лимнология
На этом этапе после окончания работы над тестом, можно приступить к выполнению дополнительных заданий и заработать в свой актив звезды.
5 этап. Подведение итогов путешествия. Награждение.