Наибольший всплеск подростковой преступности наблюдается во время школьных каникул. Одной из причин этого является неорганизованность досуга несовершеннолетних, да и родители заняты на работе, зачастую ребенок остается без должного внимания и заботы возникает необходимость обратить особое внимание на организацию досуга несовершеннолетних в каникулярное время, а особенно на категорию детей с асоциальным поведением.
Содержание деятельности смены лагеря с дневным пребыванием определяется направленностью смены (профильной, труда и отдыха или иной направленностью) с обязательным проведением оздоровительных мероприятий.
Летняя оздоровительная компания требует пристального внимания и усилий, так как решает вопросы социально-психологической реабилитации детей в период каникул. В период летней оздоровительной компании необходимо также формирование комплекса условий (нормативно-правовых, организационно-управленческих, программно-методических, кадровых, материально-технических, информационных), обеспечивающих эффективное социально-психологическое сопровождение детских оздоровительных лагерей дневного пребывания (профильных оздоровительных лагерей, детских трудовых бригад), направленное на повышение качества педагогического процесса в целом.
Какая бы ни была направленность смены лагеря необходимо везде заботиться о здоровье детей. Как детский оздоровительный лагерь мы в первую очередь нацелены на сохранение и восстановление здоровья детей и подростков. Поскольку здоровье – понятие комплексное, помимо врачей к работе могут привлекаться педагог-психолог (оптимизация психического (душевного) здоровья), социальный педагог (создание условий для социального здоровья).
В работе с каждым возрастом формируются более конкретные задачи, учитывающие особенности детей данного возраста.
Возраст детей: Старший дошкольный
Задачи работы:
- овладение ребенком пространством человеческих отношений;
- формирование “эмоциональной грамотности”.
Возраст детей: 7 – 9 лет
Задачи работы:
- приобретение детьми навыков социального взаимодействия с группой сверстников;
- развитие у детей навыков самоконтроля и саморегуляции;
- усвоение детьми моральных норм, ценностей, правил поведения;
- формирование “эмоциональной грамотности”;
- содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях.
Возраст детей: 10 лет
Задачи работы:
- развитие у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
- формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам;
- формирование уверенности в себе.
Возраст детей: 11 – 12 лет
Задачи работы:
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие у детей интереса к себе;
- формирование у детей навыков самоанализа;
- развитие и укрепление чувства взрослости;
- развитие навыков личностного общения в группе сверстников.
Возраст детей: 13 – 14 лет
Задачи работы:
- формирование у детей умения ставить перед собой цели и достигать их;
- овладение способами регуляции поведения, эмоций;
- формирование умения строить равноправные отношения со сверстниками;
- формирование умения понимать причины собственного и чужого поведения;
- развитие гибкости как способности человека применять большое количество разнообразных способов поведения;
- развитие у ребенка позитивного отношения к себе.
Обязательно чтобы специалисты, работающие с несовершеннолетними в период функционирования оздоровительного лагеря, уделяли большое внимание в своей деятельности активным формам работы с несовершеннолетними (организация досуга, проведение профилактических мероприятий: тренинговых занятий, конкурсов и т.д.). Но порой немало важным видится создание материально-технических условий для работы специалистов и ведение ими определенной документации, которая должна соответствовать современным требованиям оформления.
Материально-техническое оснащение деятельности специалиста в период социально-психологического детского оздоровительного лагеря (профильного оздоровительного лагеря, трудовых бригад):
1. Наличие достаточного для реализации функционала количества мебели и оборудования в соответствии с рекомендуемыми требованиями (и функциональными обязанностями)
2. Наличие/возможность использования при необходимости:
- аудио- видеотехника (музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокамера);
- игровое оборудование (мячи, игрушки и т. д.);
- материалы для детского творчества;
- специфическое оборудование (аромалампа, сухой бассейн, маски и т.д.);
- информационный уголок, стенд;
- библиотека (периодические и научно-методические издания).
Пример оборудования комнаты психологической разгрузки.
Особой гордостью социально-психологической службы является комплект специального оборудования комнаты психологической разгрузки. С помощью него так хорошо проводить тренинги саморегуляции и релаксации! Что же входит в состав этого удивительного комплекта?
Во-первых, это набор сидений-кубиков, располагаясь на которых человеку очень легко достичь состояния расслабленности и покоя!
Во-вторых, это мягкое кресло-шар. За считанные минуты у сидящего в кресле настроение быстро меняется в лучшую сторону, на лице появляется восторженная улыбка!
В-третьих, существенным компонентом комплекта являются мячи-гиганты для релаксации. Сидение на таком мяче обеспечивает профилактику и коррекцию нарушений осанки, "разгрузку" позвоночника, закрепляет физиологически правильные положения туловища.
Еще в кабинете есть такой интересный предмет, как "висящая сосиска". Висящий модуль-балансир стимулирует подвижность, физическую активность.
Большой популярностью на занятиях в Службе пользуются массажные мячики, которые чрезвычайно эффективны для развития мелкой моторики и тактильной тренировки рук и стоп, что обеспечивает не только эффективное массажное воздействие, но и прилив бодрости и положительных эмоций. А вечером особенно красиво смотрится и расслабляет пузырьковая колонна: поток пузырьков поднимается вверх по прозрачной пластиковой трубе, в плавно изменяющей цвет воде плавают аквариумные рыбки. Создается эффект притягательного воздействия рассеиваемого пузырьками света, а также приятного ощущения вибрации от пузырьков и насоса.
Самые фантастические картины проплывут в вашем воображении, когда во время релаксации вы обратите внимание на мерцающий ковер "млечный путь". Звездное небо - совсем рядом, его даже можно потрогать руками. С помощью проектора светоэффектов создается широкий спектр светоэффектов для создания расслабляющей атмосферы.
Существенным компонентом психологической разгрузки является музыка. С помощью аудиосистемы и набора релаксационный альбомов (голоса птиц, шум дождя, лес и др.) так легко создать необходимое душевное состояние
В период социально-психологического сопровождения детского оздоровительного лагеря дневного пребывания (профильного оздоровительного лагеря, детских трудовых бригад) организованные и проведенные мероприятия педагогом-психологом, социальным педагогом фиксируются в той же документации по организации деятельности, что и велась специалистами в течение учебного года. Обязательна эстетичность оформления документации:
- журнал учета индивидуальных консультаций;
- журнал учета групповых форм работы: (учет диагностики; развивающей и коррекционной работы; группового консультирования, просветительско-профилактической работы);
- журнал учета посещаемости детьми занятий со специалистом;
- журнал учета входящей документации для специалиста;
- журнал учета исходящей документации;
- индивидуальная карта развития личности обучающегося летнего оздоровительного лагеря (профильного оздоровительного лагеря, трудовых бригад);
- папка отчетной документации деятельности специалиста (текущая (социальный паспорт отряда, лагеря; результаты соцопросов, аналитические отчеты; акты обследования жилищно-бытовых условий и др.) и итоговая отчетность (за смену)).
- Так же для деятельности специалистов в период работы детского оздоровительного лагеря необходимы:
- годовой план работы специалиста, в котором сделан акцент на содержание работы специалиста в период каникул детей и подростков (в т.ч. летних каникул). Включенность мероприятий социально-психологической направленности в общий лагерный план;
- утвержденная директором должностная инструкция специалиста детского оздоровительного лагеря дневного пребывания (профильного оздоровительного лагеря, детских трудовых бригад);
- утвержденная директором циклограмма деятельности специалиста социально – психологического сопровождения детского оздоровительного лагеря дневного пребывания (профильного оздоровительного лагеря, летних трудовых бригад);
- программно-методическое обеспечение деятельности (диагностический инструментарий, образовательные социально-психологические программы, просветительско-профилактические материалы, тренинговые программы и т.п. для участников педагогического процесса);
- при необходимости наличия клуба социально-психологической направленности в лагере (клуб по интересам): приказ о создании, приказ о назначении руководителя клуба, название, профиль деятельности клуба, для какой категории участников, программа работы клуба, график работы, документация, подтверждающая работу клуба.
Примерные должностные инструкции социального педагога, педагога - психолога детского оздоровительного лагеря дневного пребывания (профильного оздоровительного лагеря, детских трудовых бригад)
Муниципальное образовательное учреждение
_________________________________________________________________________________
№ ______
г. Челябинск
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ № _______
(______)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
педагога - психолога оздоровительного лагеря дневного пребывания (профильного оздоровительного лагеря, детских трудовых бригад)
1. Общие положения.
1.1. Педагог - психолог назначается и освобождается от занимаемой должности директором МОУ.
1.2. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее психологическое образование.
1.3. Педагог - психолог непосредственно подчиняется начальнику ЛОЛ.
1.4. На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, имеющее высшее профессиональное психологическое образование, назначенное приказом начальника ЛОЛ. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и современное исполнение возложенных на него обязанностей
1.5. В своей деятельности педагог - психолог руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ “Об образовании”. Типовым положением о ЛОЛ. Инструкцией по охране жизни и здоровья детей. Уставом МОУ, локально-правовыми актами МОУ (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка).
2. Функции
2.1. Осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья у участников педагогического процесса через разнообразные активные формы организации досуга, с учетом специфики оздоровительного лагеря, возрастных особенностей воспитанников.
2.2. Обеспечение режима и правил техники безопасности педагогического процесса.
2.3.Создание оптимальных условий для развития познавательных интересов и творческих способностей обучающихся.
2.4. Содействие социализации воспитанников, формирование у них общей культуры, развитие их разнообразной творческой деятельности.
3. Должностные обязанности
Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Планирует и организует перспективное и текущее психологическое сопровождение.
3.2. Анализирует основные и сопутствующие заболевания у детей, прибывающих в лагере совместно с медицинским персоналом.
3.3. Изучает и развивает основные личностные особенности детей и подростков, способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. При необходимости проводит дополнительное, более глубокое, психологическое обследование.
3.4. Проводит активные формы деятельности, направленные на удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей обучающихся, развитие их умственных способностей, помощь определиться в личной трудовой творческой деятельности, обучение грамотно относиться к своему здоровью.
3.5. Оценивает результативность проведенных им коррекционных, развивающих, просветительско-профилактических мероприятий.
3.6. Реализует образовательные психологические коррекционно-развивающие, просветительско-профилактические программы в соответствии с собственным УТК и расписанием занятий, использует при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения.
3.7. Проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на занятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа.
3.8. Ведет в установленном порядке документацию, осуществляет текущий контроль посещаемости и успеваемости воспитанников, своевременно представляет отчетные данные.
3.9. Допускает в установленном порядке на занятия начальника ЛОЛ в целях контроля и оценки деятельности педагога.
3.10. Заменяет на занятиях временно отсутствующих педагогов по распоряжению начальника ЛОЛ.
3.11. Участвует в организации дополнительных услуг.
3.12. Взаимодействует с родителями детей или лицами, их заменяющими.
3.13. Обеспечивает внутрипредметные и межпредметные связи.
3.14. Обеспечивает сохранность методической литературы и учебно-дидактического материала.
3.15. Работает в контакте с другими специалистами ЛОЛ, совместно с медицинскими работниками, социальным педагогом обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечающих за их жизнь и здоровье.
3.16. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка и инструкции по охране труда и противопожарной безопасности.
4. Права
Педагог-психолог имеет право:
4.1. Участвовать в управлении ЛОЛ в порядке, определенном Уставом МОУ.
4.2. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.4. Защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в т.ч. адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.
4.5. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.6. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с рекомендациями органов МО РФ и Управлений образования.
4.7. Давать воспитанникам во время лечебно-образовательного процесса обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины.
4.8. Давать психолого-педагогические рекомендации участникам образовательного процесса.
5. Ответственность
5.1. За исполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин законных распоряжений начальника ЛОЛ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, педагог-психолог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов, связанных с физическим и психическим насилием над личностью воспитанники, учитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ “Об образовании”. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил, организации воспитательного процесса, педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. За причинение ЛОЛ или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения
6.1. Работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки, в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых мероприятиях ЛОЛ и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки.
6.2. Получает от начальника ЛОЛ информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.3. Работает в тесном контакте с родителями воспитанников, систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с коллегами.
С инструкцией ознакомлен:_____ (подпись)__(расшифровка подписи)“ ” ____ 200 г.
Муниципальное образовательное учреждение
_________________________________________________________________________________
№ ______
г. Челябинск
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ № _______
(______)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
социального педагога оздоровительного лагеря дневного пребывания (профильного оздоровительного лагеря, детских трудовых бригад)
1. Общие положения.
1.1. Социальный педагог назначается и освобождается от занимаемой должности директором МОУ.
1.2. На должность социального педагога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование.
1.3. Социальный педагог непосредственно подчиняется начальнику ЛОЛ.
1.4. На время отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, имеющее высшее профессиональное образование, назначенное приказом начальника ЛОЛ. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и современное исполнение возложенных на него обязанностей
1.5. В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ “Об образовании”. Типовым положением о ЛОЛ, инструкцией по охране жизни и здоровья детей. Уставом МОУ, локально-правовыми актами МОУ (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка)
2. Функции.
Основными направлениями деятельности социального педагога являются:
2.1. Осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья у участников педагогического процесса, с учетом специфики оздоровительного лагеря, возрастных особенностей воспитанников.
2.2. Обеспечение режима и правил техники безопасности педагогического процесса.
2.3.Создание благоприятных условий для организации педагогического процесса.
2.4. Содействие социализации воспитанников, формирование у них общей культуры, развитие их разнообразной творческой деятельности.
3. Должностные обязанности.
Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности воспитанников.
3.2. Изучает психолого – медико - педагогические особенности личности воспитанников и ее микросреды, условия жизни. Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности.
3.3. Осуществляет развитие, коррекцию, просвещение, консультирование, профилактику воспитанников, проводит занятия в закрепленном за ним по распределению учебной нагрузке помещении, обеспечивает во время занятий надлежащий порядок и дисциплину.
3.4. Организует различные виды социально ценной деятельности воспитанников и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.
3.5. Проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на занятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа.
3.6. Ведет в установленном порядке документацию, осуществляет текущий контроль посещаемости и успеваемости воспитанников, своевременно представляет отчетные данные.
3.7. Допускает в установленном порядке на занятия начальника ЛОЛ в целях контроля и оценки деятельности педагога.
3.8. Заменяет на занятиях временно отсутствующих педагогов по распоряжению начальника ЛОЛ.
3.9. Участвует в организации дополнительных услуг.
3.10. Обеспечивает внутрипредметные и межпредметные связи.
3.11. Обеспечивает сохранность методической литературы и учебно-дидактического материала.
3.12. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма воспитанников. Проводит самоэкспертизу воспитательной среды детского оздоровительного лагеря (профильного оздоровительного лагеря, трудовых бригад)
3.13. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка и инструкции по охране труда и противопожарной безопасности.
4. Права.
Социальный педагог имеет право:
4.1. Участвовать в управлении ЛОЛ в порядке, определенном Уставом МОУ.
4.2. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.3. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.4. Защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в т.ч. адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики.
4.5. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4.6. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с рекомендациями органов МО РФ и Управлений образования.
4.7. Давать воспитанникам во время оздоровительно-образовательного процесса обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины.
4.8. Давать педагогические рекомендации участникам педагогического процесса.
5. Ответственность.
5.1. За исполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин законных распоряжений начальника ЛОЛ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, социальный педагог несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов, связанных с физическим и психическим насилием над личностью воспитанники, педагог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ “Об образовании”. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил, организации воспитательного процесса, социальный педагог привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. За причинение ЛОЛ или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, социальный педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения.
6.1.Работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки, в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых мероприятиях ЛОЛ и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки.
6.2. Получает от начальника ЛОЛ информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.3. Работает в тесном контакте с родителями воспитанников, систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с коллегами.
С инструкцией ознакомлен:_______________________ (подпись)___(расшифровка подписи)“ ” ____ 200 г.
Примерная форма заполнения журнала учета посещаемости детей занятий с психологом / социальным педагогом 200_ г. (_____________месяц)
Лист 1
№ | Ф.И.О. | Дата проведения | ||||||||||||
1. |
Специалист: ____________________ (___________________)
Лист 2
Дата проведения | Тема | Количество часов | Подпись специалиста |
Примерный анализ деятельности специалистов (социальных педагога, педагога-психолога) по реализации психопрофилактических мероприятий в период функционирования детских оздоровительных лагерей дневного пребывания (профильного оздоровительного лагеря, трудовых бригад) в 200_ - 200_ учебном году
Направление деятельности службы | Наличие организационных условий | Качество реализации направления |
Нормативно-правовое обеспечение социально- психопрофилактической деятельности |
|
|
Организационное обеспечение социально-психопрофилактической деятельности |
|
|
Информационно-аналитическая деятельность |
|
|
Консультативная деятельность |
|
Дата ___Подписи: Социальный педагог:___Педагоги-психологи:___Руководитель ОУ:___М.п.
Примерные социальные паспорта отряда,
лагеря
Примерный социальный паспорт отряда
№ (название) отряда ______№ ОУ
___Смена____Уч.год ___Ф.И.О. воспитателя, уч. предмет
____
Количество обучающихся в отряде ___________________
Возрастная группа ____________(класс)
№ п/п |
Ф.И.О.ученика | Возраст | Класс | Сведения о родителях | Характеристики семьи | Состоит на профилакт. учете (пед., ОДН) | |||||||
Ф.И.О | Домашний адрес, телефон | Место работы | Благополучная | Многодетная | Неполная | Малообеспеченная | Семья, имеющая ребенка-инвалида | Опекунская | |||||
Дата составления ___________Социальный педагог _______ / _______ Воспитатель______/______
Примерный социальный паспорт лагеря
№ ОУ_____ Смена___ Общее кол-во детей в лагере ___Уч.год ___Ф.И.О. начальника лагеря _____
№ п/п | Общее количество детей | Входящих в “группу риска” | Характеристика семей обучающихся | Количество детей, на пед.учете | Количество детей, состоящих на учете в ОДН | Примечание | |||||||||||||||||
1-4 кл. | 5-9 кл. | 10 кл. | благополучная | многодетная | малообеспеченна | неполная | опекунская | семья сребенком-инвалидом | |||||||||||||||
Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием (1-4 классы) |
|||||||||||||||||||||||
№ (название) отряда | |||||||||||||||||||||||
Всего | |||||||||||||||||||||||
Профильный оздоровительный лагерь | |||||||||||||||||||||||
№ (название) отряда | |||||||||||||||||||||||
Всего | |||||||||||||||||||||||
Детские трудовые бригады | |||||||||||||||||||||||
№ (название) отряда | |||||||||||||||||||||||
Всего | |||||||||||||||||||||||
ИТОГО: |
Дата составления _______Социальный педагог _____/______Начальник лагеря _____/____
Анкеты для участников педагогического
процесса
Анкета для обучающегося (в конце смены)
Инструкция: оцени изменения, прошедшие с тобой по 11 – бальной шкале:
- от -5 (минус 5) – максимально негативные изменения;
- от +5 (плюс 5) – максимально положительные изменения;
- 0 баллов - отсутствие изменений.
Смена ___________ Уч. год _______________________________________Возраст _______
№ п/п | Параметры оценивания | Бальная шкала | ||||||||||
1 | Как изменилось за оцениваемый период состояние твоего здоровья | |||||||||||
2 | Как изменилось твое отношение к своему здоровью | |||||||||||
3 | Как изменился твой образ жизни | |||||||||||
4 | Как изменилась за это время твоя физическая активность | |||||||||||
5 | Как изменился характер твоего питания | |||||||||||
6 | Как изменились твои привычки, влияющие на здоровье | |||||||||||
7 | Отмечаешь ли ты изменения в своем
внешнем облике. Если да, то в какую сторону (-худшую; + в лучшую) |
|||||||||||
8 | Как в среднем изменилось за этот период отношения со сверстниками | |||||||||||
9 | Как в среднем изменилось за этот период отношения с учителями | |||||||||||
10 | Как в среднем изменилось за этот период отношения с родителями | |||||||||||
11 | Как в среднем изменилось за этот период твое настроение | |||||||||||
12 | Как в среднем ты оцениваешь проводимые мероприятия в лагере |
Благодарим за сотрудничество!!!
Анкета для родителей (в конце смены)
Смена__уч.год__Возраст вашего ребенка___Закончил класс__Ваш возраст___Образование__
1. Ваше отношение к тому, что досуг вашего ребенка в каникулярное время организован управлением образования/школой (возможность посещать лагерь ребенком): положительное - нейтральное - отрицательное
2. Какие проблемы, касающиеся охраны и укрепления здоровья, развития, воспитания
Вашего ребенка возникали в период пребывания ребенка в лагере:__________________
3. Как оценивал организацию лагеря ваш ребенок, рассказывая вам об этом: хочу еще - понравилось – не понял – не понравилось
4. Оцените Ваш вклад как родителей в организацию досуга вашего ребенка каникулярное время
- заниматься организацией досуга в каникулы пока некогда;
- пытаюсь разнообразить формы отдыха, досуга ребенка;
- ближайщее время много интересного организую для своего ребенка;
- другое.
5. Ваши предложения по организации лагеря, мероприятий в лагере _________________
Благодарим за сотрудничество!!!
Анкета для воспитателей, специалистов лагеря (в конце смены)
Смена __________ Уч. год _______________
1. Оцените ваше состояние здоровье в процентах: _____%
2. Какова преобладающая тональность вашего настроения: мажор – минор
3. Как вы считает, работая в лагере: у вас сплоченный пед. коллектив – каждый сам по себе;
4. Чувствует ли вы наличие в лагере творческой атмосферы: да – не понятно - нет
5. Чувствует ли вы наличие в лагере оздоровительной атмосферы:
- для детей: да – не понятно - нет
- для пед. кадров: да – не понятно - нет
6. Есть ли в лагере традиции, мероприятия, которые для Вас очень значимы. Назовите __
7. Часто ли Ваши идеи и предложения используют в коллективе ____________________
8. Ваши предложения по организации лагеря, мероприятий в лагере ________________
Благодарим за сотрудничество!!!
Индивидуальная карта развития личности обучающегося летнего оздоровительного лагеря (профильного оздоровительного лагеря, трудовых бригад)
1. Общие сведения.
1.1 Ф.И.О._____________________________________________________________________
1.2 Дата рождения ____________________________________________________________
1.3 Адрес, место жительства ___________________________________________________
1.4 Место учебы______________________________________________________________
2. Данные о семье.
2.1 Ф.И.О. матери, место работы ________________________________________________
2.2 Ф.И.О. отца, место работы __________________________________________________
2.3 Домашний адрес __________________________________________________________________
2.4 Жилищно-бытовые условия семьи ___________________________________________________
2.5. Особенности воспитания в семье (подчеркнуть): принятие, отвержение, “в культе болезни”, по типу “золушка”, гиперопека, гипоопека, авторитаризм, либерализм
3. Состояние здоровья.
3.1 Хронические заболевания ____________________________________________________
3.2 Состоит на диспансерном учете _______________________________________________
4. Тип темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик
5. Индивидуальные особенности личности
Степень выраженности |
||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Черты характера | Общественная активность | |||||
Коммуникабельность | ||||||
Самообладание, самоконтроль | ||||||
Трудолюбие | ||||||
Скромность | ||||||
Самостоятельность | ||||||
Честность | ||||||
Коллективизм | ||||||
Дисциплинированность | ||||||
Ответственность | ||||||
Статус обучающегося в коллективе | Лидер | |||||
Предпочитаемый | ||||||
Середняк | ||||||
Изолированный | ||||||
Неформальный лидер | ||||||
Дезорганизатор | ||||||
“Мальчик для битья” | ||||||
Проявление способностей | Организаторские | |||||
К физическому труду | ||||||
К технической деятельности | ||||||
К спорту | ||||||
К умственному труду | ||||||
К художественной деятельности | ||||||
Проявление отклонений в поведении | Конфликтность | |||||
Агрессивность | ||||||
Повышенная критичность по отношению к педагогам | ||||||
Негативизм к оценке явлений действительности | ||||||
Прогулы, пропуски уроков | ||||||
Нарушение общественного порядка | ||||||
Недисциплинированность на уроках | ||||||
Воровство | ||||||
Вымогательство | ||||||
Отношение к воспитательным мероприятиям | Положительное | |||||
Скептическое | ||||||
Ожесточенное | ||||||
Равнодушное | ||||||
Негативное |
Дополнительная информация ____Рекомендации специалистов: _____Принятые меры: _________
Коллегиальное заключение (динамика) ________________________Подписи:_____________
Примерная форма самоэкспертизы воспитательной среды детского оздоровительного лагеря (профильного оздоровительного лагеря, трудовых бригад)
Широта воспитательной среды – структурная содержательная характеристика (субъекты, объекты, процессы и явления, мероприятия, включенные в данную воспитательную среду) | ||||
1 | Местные экскурсии (пешком, на транспорте) | |||
периодические проводимые экскурсии как неотъемлемая часть воспитательного процесса (бассейн, парк и т.п.) | ||||
проводятся, но не для всех воспитанников | ||||
практические не проводятся | ||||
другое, вместо предложенного | ||||
2 | Загородные экскурсии | |||
поездки воспитанников в другие
города как неотъемлемая часть воспитательного процесса |
||||
проводятся, но не для всех воспитанников | ||||
практические не проводятся | ||||
другое, вместо предложенного | ||||
3 | Посещение учреждений культуры (концерты, выставки) | |||
периодические посещения мероприятий является обязательной частью воспитательного процесса | ||||
проводятся, но не для всех воспитанников | ||||
практические не проводятся | ||||
другое, вместо предложенного | ||||
4 | Сторонние специалисты | |||
периодически организуются фестивали, дискуссии или другие формы приема сторонних специалистов | ||||
сторонние специалисты активно привлекаются к воспитательной работе, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми | ||||
воспитанники общаются практически только со своими педагогами, специалисты служб сопровождения приглашаются крайне редко | ||||
другое, вместо предложенного | ||||
5 | Широта материальной базы | |||
имеются все необходимые
оборудованные помещения, а также организована возможность доступа воспитанников к компьютерным информационным сетям (Internet) |
||||
наряду со “стандартным набором” хорошо оборудованных помещений имеются какие - либо дополнительные воспитательные структуры (зимний сад, фонотека и т.д.) | ||||
групповые занятия, мероприятия проводятся в основном в специализированных помещениях (спортзал, кабинет психологической разгрузки, библиотека и т.п.) | ||||
другое, вместо предложенного | ||||
Интенсивность воспитательной среды – является ее структурно-динамической характеристикой, показывающей степень насыщенности воспитательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления | ||||
1 | Степень вовлеченности воспитанников | |||
практически все время
воспитанников, так или иначе, определяется общей воспитательной программой лагеря |
||||
мероприятия определяются
содержанием групповой и индивидуальной работы с детьми, подростками и являются логическим их продолжением |
||||
часто в течение смены воспитанники остаются “недогруженными”, могут заниматься посторонними делами, скучать, предоставлены сами себе и т.п. | ||||
другое, вместо предложенного | ||||
2 | Интерактивные формы работы с воспитанниками | |||
интерактивные формы и методы
взаимодействия являются основными в реальной практике педагогов, специалистов, постоянно разрабатываются и дополняются в ходе реализации воспитательной программы лагеря |
||||
некоторые педагоги, специалисты в групповой работе, мероприятиях используют интерактивные (диалоговые) формы и методы (тренинги, имитационные, ролевые игры и т.п.) | ||||
в работе педагогов преобладают
традиционные методы, основанные на воспроизведении воспитанниками содержания и форм деятельности |
||||
другое, вместо предложенного | ||||
Степень осознаваемости воспитательной среды является показателем сознательной включенности в нее всех субъектов воспитательного процесса | ||||
1 | Формирование осознаваемости | |||
торжественно отмечаются юбилеи
даты лагеря, трудовых бригад, к торжествам ведется тщательная, долговременная подготовка |
||||
ведется летопись лагеря,
трудовых бригад (оформляются фото- , видео и
другие материалы) |
||||
специальная работа не проводится или носит эпизодический характер | ||||
другое, вместо предложенного | ||||
2 | Активность воспитанников | |||
большинство детей, подростков
активно и осознанно участвуют в различных
работах по благоустройству лагеря и в самообслуживающем труде |
||||
многие воспитанники сами проявляют соответствующую инициативу | ||||
практически все воспитанники крайне неохотно принимают участие в каких либо работах (уборке, оформлении, дежурстве) | ||||
другое, вместо предложенного | ||||
Обобщенность воспитательной среды характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной воспитательной среды | ||||
1 | Формы работы с педагогическим коллективом | |||
постоянно организуются
консультации, направленные на повышение уровня
понима- ния педагогами целей и содержания деятельности по организации воспитательного процесса, перспектив развития лагеря |
||||
проблема согласованности работы педагогов, специалистов является основной в работе администрации лагеря | ||||
методическая работа с педагогическим коллективом по осмыслению целей лагеря, содержания воспитательной деятельности и т.п. реально не ведется | ||||
другое, вместо предложенного | ||||
2 | Включенность воспитанников | |||
действует специально разработанная система включения воспитанников в процесс планирования воспитательной работы | ||||
воспитанники информированы о содержании воспитательной программы | ||||
воспитанники заинтересованы
только в реализации собственных целей, они не информированы об основных смыслах воспитательной программы |
||||
другое, вместо предложенного | ||||
3 | Включенность родителей в воспитательную работу | |||
родители могут реально участвовать в разработке воспитательной программы | ||||
действует специально разработанная система взаимодействия администрации лагеря | ||||
родители не информированы об основных положениях программы воспитания в лагере | ||||
другое, вместо предложенного | ||||
Эмоциональность воспитательной среды характеризует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов | ||||
1 | Эмоциональность оформления пространственно-предметной среды | |||
воспитанники и педагоги могут
свободно выражать свои эмоции (рисовать шаржи, писать благодарности и т.п.) на специальных планшетах и стенгазетах |
||||
периодически проводятся
выставки рисунков (сочинений) воспитанников, отражающих их отношение к происходящим событиям |
||||
стенды, плакаты ориентированы на сообщение нормативной информации | ||||
другое, вместо предложенного | ||||
Доминантность воспитательной среды характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов воспитательного процесса | ||||
1 | Значимость для педагогов | |||
весь образ жизни большинства
педагогов, так или иначе, обусловлен
вовлеченностью в жизнь лагеря |
||||
большинство педагогов относится к работе формально | ||||
большинство педагогов не
рассматривают как важнейшую сферу своей профессиональной реализации |
||||
другое, вместо предложенного | ||||
2 | Значимость для родителей | |||
родители высоко ценят мнение педагогов, специалистов и стараются выполнять их рекомендации, даже если они расходятся с их собственным мнением по воспитательным проблемам | ||||
лагерь пользуется авторитетом у родителей | ||||
у большинства родителей педагоги не пользуются авторитетом | ||||
другое, вместо предложенного | ||||
3 | Значимость у воспитанников | |||
в повседневной жизни лагеря большинство воспитанников придерживаются принятых принципов и норм, даже если они подвергаются критике со стороны сверстников | ||||
значимым для подростков оказывается скорее общение с отдельными педагогами, нежели воспитательная среда лагеря | ||||
для большинства воспитанников лагерь, рудовые бригады не стал (ли) особым значимым местом в их жизни, а педагоги не входят в круг авторитетных людей | ||||
другое, вместо предложенного | ||||
Когерентность воспитательной среды (согласованность) показывает степень согласованности влияния на личность локальной среды с влиянием других факторов среды обитания этой личности | ||||
1 | Широкая социальная интеграция | |||
воспитанники в лагере получают опыт личностного развития через участие в различных социальных проектах | ||||
специальная психолого-педагогическая работа в лагере направлена на развитие у воспитанников личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе | ||||
работа с воспитанниками ограничивается обычными требованиями, предъявляемых к лагерю, трудовым бригадам | ||||
другое, вместо предложенного | ||||
Активность образовательной среды является показателем ее социально-ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной воспитательной среды в среду обитания | ||||
1 | Работа с СМИ | |||
в эфире, на ТV периодически звучат, передачи о лагере, трудовых бригадах | ||||
изданы специальные буклеты, брошюры, рассказывающие о лагере | ||||
в СМИ ничего не звучит о лагере | ||||
другое, вместо предложенного | ||||
Мобильность воспитательной среды является показателем ее способности к органичным эволюционным изменениям в контексте взаимоотношений со средой обитания | ||||
Мобильность средств реализации воспитательной программы школы | ||||
1) имеется возможность постоянно следить за новинками рынка воспитательных и психолого-педагогических методик, приобретать пособия и т.д. | ||||
воспитательный процесс строится
преимущественно на базе новых современных методических материалах |
||||
при реализации воспитательной
программы лагеря не используется наглядные и методические материалы |
||||
другое, вместо предложенного |
Дата______Подписи:______Социальный педагог:_______Руководитель ОУ:______М.п. ___