Целепологание для ученика:
- Знать названия растений и животных лугов.
- Понимать значения связей между членами экосистемы луга и уметь рассказать о них.
- Знать правила поведения на лугу и уметь их выполнять.
Целепологание для учителя:
1. Воспитательные цели:
- научить детей бережному отношению к лугу;
- продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.
2. Развивающие цели:
- развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы;
- развитие логического мышления, анализа, синтеза.
3. Предметные цели:
- раскрыть и объяснить связи между членами лугового общества;
- организовать групповую работу по моделированию луга как экосистема;
- помочь детям составить и запомнить правила поведения на лугу.
Опорные понятия: производители, потребители, разрушители, природное сообщество, цепи питания и другие виды взаимосвязи между членами экосистемы.
Оборудование: компьютерная презентация, индивидуальные карты, листы формата A3, конверты с картинками обитателей луга, клей.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь - цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета,
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
II. Сообщение темы, целей урока.
-Ребята, вы догадались, какова тема нашего урока?
-А как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Какие цели поставим перед собой?
-Сегодняшний урок окружающего мира мы проведём в виде компьютерной игры. В нашей игре 4 уровня. Их названия есть в ваших индивидуальных картах. Рассмотрите их пожалуйста. Приложение 2.Итак, отправляемся в путь.
III. Актуализация знаний.
-Как называется 1 уровень? (Что растёт на лугу? Кто живёт на лугу?)
-Я вам предлагаю посмотреть на картинки, найти на них обитателей луга и записать их названия в 2 столбика: растения и животные.
Проверка с экрана. Слайд 8.
IV. Физкультминутка для пальчиков и глаз.
V. Работа над новым материалом.
1. Работа по учебнику.
-Давайте поближе познакомимся с растениями луга. Откройте учебник на с. 52.
-Какова профессия растений? (Они производители.)
/Чтение диалога Лены и Миши/
Учитель: Среди луговых производителей следует прежде всего отметить злаки. Это травянистые растения с полым стеблем-соломиной и невзрачными мелкими листочками. Слайд 9.
-Давайте почитаем о злаках. (Чтение текста на с. 52)
Вопросы после чтения:
1) Где могут сохраниться молодые ростки от вытаптывания копытами животных, во время неблагоприятного периода? (В дернине - сплетённых корнях.)
2) Вторая тайна злаков - рост листьев. Как легче выжить злакам?
(Листья растут пучком от основания, и на месте съеденного листа быстро вырастает новый.)
3) А какое ещё свойство злаков вы знаете? (Злаки с помощью цепких переплетённых корней скрепляют осыпающуюся землю насыпей, оврагов.)
-Выполните задание 1 на с. 53
-Как же люди используют злаки? (Пасут на лугах коров, лошадей. Злаки - это корм для этих животных.)
2. Знакомство с растениями луга
Учитель: Луга-это площади, занятые травянистыми растениями, из которых очень многие являются лекарственными.
-Растёт лекарство под ногами
Прошу вас, убедитесь сами.
Кладём на ссадину листочек,
И ссадина не кровоточит.
И можно снова в путь-дорогу.
Ведь подорожников так много!
Стоит кудряшка,
Белая ромашка.
Сердечко золотое,
Что это такое?
-Ромашка-царица разнотравья.
Погляди как зверобой
На лугу повсюду.
Он поможет нам с тобой
Вылечить простуду.
3. Знакомство с животным миром луга
-Итак, мы выяснили, что на лугу растут невысокие травянистые растения. А каким вы представляете животный мир луга?
-Луг богат разнообразием животных и все они связаны друг с другом.
Загадки.
Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд.
(Пчела)
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(Мышь-полёвка)
Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Летит-воет,
Сядет - землю роет.
(Жук-жужелица)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.
(Жаворонок)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик)
-Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. А старые, мёртвые остатки растений и животных перерабатывают разрушители, живущие в почве - дождевые черви, различные почвенные животные, микроорганизмы. Благодаря разрушителям поддерживается высокое плодородие луговых почв.
Учитель: Как поэтому можно назвать луг? (Луг можно назвать экосистемой.)
VI. Физкультминутка.
Бабочка вспорхнула,
Крыльями взмахнула.
Тут кузнечик скок-скок,
Пчёлка перелетает
С цветка на цветок,
Трясогузка хвостиком трясёт,
Перепел из земли червячка достаёт,
Дружно все вздохнули,
Мы немного отдохнули.
VII. Введение новых понятий.
Мы переходим к следующему этапу игры. 2 уровень называется “Луговые цепочки”.
Эпиграфом к этому этапу взят один из законов экологии, сформулированный американским учёным Барри Коммонером “Всё связано со всем”. Слайд 14.
Я предлагаю проверить этот закон на примере. Попробуйте связать ласку – хищного зверька и злаковые травы в единую цепочку. Они явно не связаны напрямую. Это значит, что нужно вставить промежуточные звенья.
-Кто питается злаками?
-Что означает зелёная стрелка? (Передача
органических веществ.)
-Что означает коричневая стрелка? (Передача
минеральных веществ.)
-Что означает чёрная стрелка? (Круговорот веществ
в экосистеме не замкнут.)
-Что вы об этом знаете? (Если круговорот веществ
не замкнут, то происходит смена экосистем.)
Учитель: Благодаря разрушителям луговые почвы очень плодородны, а если почва влажная, то рано или поздно на месте травянистых зарослей появятся всходы кустарников и деревьев. Своими кронами подросшие деревца будут затенять луговые растения. Луг будет сменяться лесом.
VIII. Проектная работа “Луговое сообщество” в группах.
На 3 уровне мы будем работать в группах. Перед вами листы, а в конвертах – картинки с луговыми обитателями. Наклейте их на листы и проведите линии – связи, т.е. составьте пищевые цепочки. А затем сделайте вывод и запишите его в своей карте.
(Дети прикрепляют свои работы на доску и записывают вывод в карты.)
Проверка записи вывода по слайду.
IX. Составление правил поведения на лугу.
-Ну вот мы и подошли к последнему 4-му уровню. Мы пришли к выводу, что луг-это природное сообщество или экосистема, существующая много-много лет. Никто и ничто не может уничтожить луг…
-Так ли это? Кто может уничтожить луг? (Человек.)
-Как же он должен вести себя на лугу, чтобы не
навредить природе?
-Какие вы знаете правила?
-Напишите их в своей карте.
1) Не рвите охапками цветы.
2) Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление – не будет плодов и семян. Бабочка – махаон, многие виды шмелей стали редкими, и нуждаются в строгой охране. Некоторые виды шмелей занесены в Красную книгу России.
3) Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят. А между тем они превращаются в красивых бабочек.
4) Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.
5) Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.
X. Подведение итогов.
- Итак, вы успешно прошли 4 уровня нашей игры.
-Что запомнили?
-Что узнали нового?
-Что было самым интересным?
-Покажите, пожалуйста, сигналом, с каким настроением вы подошли к концу урока?
(Показ сигналов.)
-А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки.
-А закончить урок мне хотелось бы вот таким стихотворением:
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!
Оценивание.
Дом. задание: стр. 52 – 55, сообщения об обитателях луга.
Приложение здесь.