Снегомерная съемка и их обработка. Лимнологическое исследование озера

Разделы: География, Экология


Цель урока:

  • углубить знания учащегося о ПК, с основными элементами ландшафта (алас), на которых производятся снегомерные съемки: лес, поле.
  • применить на практике валеологизацию учебного процесса.
  • сформировать у обучающихся элементарные навыки самостоятельной работы.
  • научить правильно оформлять полученные данные.
  • убедить обучающихся в необходимости знания и применения элементов урока в жизни (прогноз погоды на лето, во время сенокоса, охоты, и др.).

Оборудование (самодельные): снегомерная рейка, лопата, весовой снегомер, диск Секки, бутылочный батометр, термометр, анемометр чашечный (заводской), лот веревочный, компас, планшет, карандаш, резинка, линейка. Литература: Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Выпуск 3. Часть 1. Ленинград, 1969.

Требования к деятельности учителя (обучающая, организаторская, воспитательная):

  • реализация принципа научности обучения.
  • четкость осуществления принципа наглядности.
  • осуществление принципа связи обучения с жизнью, теории с практикой.
  • реализация основных психологических и гигиенических требований.
  • рациональность использования времени урока.
  • соблюдение правил труда и ТБ.
  • формирование трудовых учебных навыков у учащихся.
  • эстетическое воздействие урока на учащихся.
  • эффективность использования связи с жизнью.

Требования к деятельности учащихся:

  • уровень познавательной деятельности
  • степень самостоятельности
  • развитие навыков коллективной работы
  • уровень аналитических умений и навыков
  • организованность и дисциплинированность

Ход урока.

  1. Общий инструктаж по ТБ с обязательной регистрацией в специальном журнале.
  2. Выбор маршрута (по дороге, с южной стороны, с юго-западной стороны, с юго-восточной стороны).

 

УЭ Учебный материал с указанием цели и заданий Комментарии
1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 


4

 

 

 

 

 

 

5

 

6

 

 

 

 

 

7

Снегомерные съемки. Измерение высоты снежного покрова.

- во время съемок определяются высота и плотность снежного покрова, толщина ледяной корки и слоя снега, насыщенного водой, в точках взятия проб, а также состояние поверхности почвы под снегом (талая, мерзлая).

- длина маршрута 1000м.
- замеры делаются через 50м.
- плотность-через 100м.

При измерении высоты снежного покрова рейка погружается в снег вертикально.

Определение плотности снега.

- цилиндр погружают отвесно в снег, слегка надавливая на него. Подняв цилиндр вместе с лопаточкой, переворачивают его нижним краем вверх. Подвешивают его к весам. Затем взятую пробу снега выбрасывают, тщательно очищают внутреннюю поверхность цилиндра от снега.

 

 

 

 

 

 

По данным каждой снегомерной съемки вычислить запас воды, т.е. слой воды в миллиметрах, который образовался бы на поверхности земли, если бы снежный покров мгновенно растаял.

Запас воды в снежном покрове вычисляется по средней высоте и средней плотности снега на маршруте. Для перевода в миллиметры умножается на 10.

 

 

Наблюдение за погодой.

- определение облачности. Визуально по 10-ти балльной шкале.

 

 

 

 

- измерение температуры воздуха.

- измерение характеристик ветра:

( скорость, направление).

Измерение глубины воды у проруби (см).

Измерение температуры воды (дно, поверхность).

Определение прозрачности воды.

Определение цвета, вкуса воды.

Отбор пробы воды на лабораторные анализы

(бутылка от “Роса”).

Подведение итога. Проверка работы, замечания, пожелания.

Оборудование- снегомерная рейка, лопата, весовой снегомер, весы бытовые,

Результаты наблюдений над снежным покровом записываются в блокнот.

 

 

Значение плотности снега d г/см3 вычисляется путем деления веса пробы на ее объем.

Объем пробы снега равен произведению площади поперечного сечения цилиндра снегомера (50см2) на высоту взятой пробы h см.

пример: высота пробы=26см. m=59.

D= 0,227. или 0,23г/см3.

 

 


Запас воды в снежном покрове равен 10hd, где

h – высота в сантиметрах, а

d – плотность снега в г/см3.

Пример: средняя высота

снежного покрова на маршруте h= 28см, а ср. плотность d= 0,22г/см3.

Запас воды в этом случае будет 10х28х0,22=61,6мм.

При полном покрытии небосвода ставится 10 баллов.

Когда облака занимают половины видимого небосвода, ставится 5 баллов и пр.

 

 

 


- термометр.
- чашечный анемометр.

 

 

 


- веревочный лот.
- бутылочный батометр,
- термометр.
- диск Секки, см.

учитель проверяет результат совместного труда.

     

Схемплан маршрута.

Приложения

1. Самодельные инструменты и приборы: снегомерная рейка, весовой снегомер, диск Секки, бутылочный батометр, веревочный лот.

2. Профориентационная функция урока:

гидрология – гидролог, лимнология – лимнолог, метеорология – метеоролог, ландшафтоведение – ландшафтовед.

3. Межпредметные связи: ( география + экология )

- русский, якутский языки;
- физика (плотность, г/см3; вес, объем, скорость, температура, состояние воды;
- математика (площадь, миллиметр, сантиметр, метр,вычисление;
- химия (формула воды, прозрачность, цвет, вкус,

Действие учителя за ходом урока:

  1. Инструктаж
  2. Объяснение (словесно – наглядная )
  3. Наблюдение за ходом урока
  4. Замечание, поправки
  5. Проверка выполненной работы, замечание, пожелание
  6. Самоанализ урока.