Цель урока:
- углубить знания учащегося о ПК, с основными элементами ландшафта (алас), на которых производятся снегомерные съемки: лес, поле.
- применить на практике валеологизацию учебного процесса.
- сформировать у обучающихся элементарные навыки самостоятельной работы.
- научить правильно оформлять полученные данные.
- убедить обучающихся в необходимости знания и применения элементов урока в жизни (прогноз погоды на лето, во время сенокоса, охоты, и др.).
Оборудование (самодельные): снегомерная рейка, лопата, весовой снегомер, диск Секки, бутылочный батометр, термометр, анемометр чашечный (заводской), лот веревочный, компас, планшет, карандаш, резинка, линейка. Литература: Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Выпуск 3. Часть 1. Ленинград, 1969.
Требования к деятельности учителя (обучающая, организаторская, воспитательная):
- реализация принципа научности обучения.
- четкость осуществления принципа наглядности.
- осуществление принципа связи обучения с жизнью, теории с практикой.
- реализация основных психологических и гигиенических требований.
- рациональность использования времени урока.
- соблюдение правил труда и ТБ.
- формирование трудовых учебных навыков у учащихся.
- эстетическое воздействие урока на учащихся.
- эффективность использования связи с жизнью.
Требования к деятельности учащихся:
- уровень познавательной деятельности
- степень самостоятельности
- развитие навыков коллективной работы
- уровень аналитических умений и навыков
- организованность и дисциплинированность
Ход урока.
- Общий инструктаж по ТБ с обязательной регистрацией в специальном журнале.
- Выбор маршрута (по дороге, с южной стороны, с юго-западной стороны, с юго-восточной стороны).
УЭ | Учебный материал с указанием цели и заданий | Комментарии |
1
2
3
5
6
7 |
Снегомерные съемки. Измерение высоты
снежного покрова. - во время съемок определяются высота и плотность снежного покрова, толщина ледяной корки и слоя снега, насыщенного водой, в точках взятия проб, а также состояние поверхности почвы под снегом (талая, мерзлая). - длина маршрута 1000м. При измерении высоты снежного покрова рейка погружается в снег вертикально. Определение плотности снега. - цилиндр погружают отвесно в снег, слегка надавливая на него. Подняв цилиндр вместе с лопаточкой, переворачивают его нижним краем вверх. Подвешивают его к весам. Затем взятую пробу снега выбрасывают, тщательно очищают внутреннюю поверхность цилиндра от снега.
По данным каждой снегомерной съемки вычислить запас воды, т.е. слой воды в миллиметрах, который образовался бы на поверхности земли, если бы снежный покров мгновенно растаял. Запас воды в снежном покрове вычисляется по средней высоте и средней плотности снега на маршруте. Для перевода в миллиметры умножается на 10.
Наблюдение за погодой. - определение облачности. Визуально по 10-ти балльной шкале.
- измерение температуры воздуха. - измерение характеристик ветра: ( скорость, направление). Измерение глубины воды у проруби (см). Измерение температуры воды (дно, поверхность). Определение прозрачности воды. Определение цвета, вкуса воды. Отбор пробы воды на лабораторные анализы (бутылка от “Роса”). Подведение итога. Проверка работы, замечания, пожелания. |
Оборудование- снегомерная рейка,
лопата, весовой снегомер, весы бытовые, Результаты наблюдений над снежным покровом записываются в блокнот.
Значение плотности снега d г/см3 вычисляется путем деления веса пробы на ее объем. Объем пробы снега равен произведению площади поперечного сечения цилиндра снегомера (50см2) на высоту взятой пробы h см. пример: высота пробы=26см. m=59. D= 0,227. или 0,23г/см3.
h – высота в сантиметрах, а d – плотность снега в г/см3. Пример: средняя высота снежного покрова на маршруте h= 28см, а ср. плотность d= 0,22г/см3. Запас воды в этом случае будет 10х28х0,22=61,6мм. При полном покрытии небосвода ставится 10 баллов. Когда облака занимают половины видимого небосвода, ставится 5 баллов и пр.
учитель проверяет результат совместного труда. |
Схемплан маршрута.
Приложения
1. Самодельные инструменты и приборы: снегомерная рейка, весовой снегомер, диск Секки, бутылочный батометр, веревочный лот.
2. Профориентационная функция урока:
гидрология – гидролог, лимнология – лимнолог, метеорология – метеоролог, ландшафтоведение – ландшафтовед.
3. Межпредметные связи: ( география + экология )
- русский, якутский языки;
- физика (плотность, г/см3; вес, объем, скорость,
температура, состояние воды;
- математика (площадь, миллиметр, сантиметр,
метр,вычисление;
- химия (формула воды, прозрачность, цвет, вкус,
Действие учителя за ходом урока:
- Инструктаж
- Объяснение (словесно – наглядная )
- Наблюдение за ходом урока
- Замечание, поправки
- Проверка выполненной работы, замечание, пожелание
- Самоанализ урока.