Цели и задачи урока:
- Формирование у учащихся приема составления характеристики географического положения материка с самостоятельным выбором карт нужного содержания в зависимости от учебной задачи.
- Формирование умения производить анализ карт в сочетании с другими источниками информации, на основе этого анализа устанавливать главные черты природы материка.
- Совершенствование умений работать с градусной сетью карты (определять координаты крайних точек материка) и с контурной картой.
- Формирование умения прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на собственности природы материка.
- Совершенствование умения выделять главное в лекционном сообщении (общенаучный навык).
Оборудование: физическая карта Австралии, картины Австралии, ученые-исследователи, технологические карты урока для учащихся, атласы, контурные карты.
Прогнозируемый результат (должны знать и уметь):
- определять ГП Австралии, координаты крайних точек;
- показывать и называть элементы береговой линии Австралии;
- прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка;
- называть имена путешественников-исследователей Австралии, их основные открытия и исследования.
Ход урока:
Эпиграф
Австралия - страна наоборот,
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там, в январе, а не в июле лето
Там протекают реки без воды,
Они в пустыне пропадают где-то.
Учитель: Речь сегодня найдет о загадочном и манящем континенте под названием Австралия.
На вопрос: «Почему люди стремятся в Австралию?» - каждый ответил бы по-своему. А как бы вы ответили на этот вопрос?
Учитель: Это удивительная страна:
- при движении на север становится жарче, а на юг – холоднее;
- здесь растения и животные, которых нет на других континентах;
- на материке только одно государство.
Австралия – это материк:
- самый малый по площади;
- самый сухой;
- самый малонаселенный материк нашей планеты.
Австралия – «страна наоборот»
-
животные от маленькой мышки до рыжего 3-х метрового кенгуру – сумчатые.
С латинского austral – переводится противоположный, южный (целиком в Южном полушарии).
- Австралия является частью древнего материка Гондвена.
- Итак, тема нашего урока: «Австралия» (запись в тетради).
- Мы начинаем работу по технологический картам, которые у вас находятся на столах.
Технологическая карта для учащихся
УЭ-О 2 мин |
Цель: Учащиеся должны знать и уметь: 1. Показывать элементы береговой линии Австралии. Называть имена путешественников-исследователей Австралии и их основные открытия и исследования. |
||
УЭ-1 8 мин |
Цель: Учащиеся должны уметь составлять
характеристику географического положения материка. Вопросы и задания: Выполните практическую работу «Определение географического положения Австралии» (см. атлас – физическая карта мира, физическая карта Австралии, климатических поясов и областей мира, учебник – с.148) по плану: 1. Положение относительно:
2. Крайние точки материка и их координаты (северная, южная, западная,
восточная). |
||
УЭ-2 5 мин |
Цель: Учащиеся должны уметь работать с физической
и контурной картами. Вопросы и задания На контурной карте Австралии (с. 1) карандашом обозначьте:
|
||
УЭ-3 8 мин |
Цель: Учащиеся должны уметь составлять характеристику истории исследования материка в хронологическом порядке. Вопросы и задания Сведения об исследовании Австралии: занесите в таблицу. Работайте параллельно с учебником (с. 149) Таблица «История исследования Австралии» |
||
Дата |
исследователь |
Открытия |
|
Критерии оценки: 5-«5», 4-«4», 3-«3» | |||
УЭ-4 5 мин |
Цель: Учащиеся должны уметь самостоятельно применять полученные знания по теме «Природа Австралии. Географическое положение и исследование. Вопросы и задания 1. Прочитайте еще раз цели урока. Достигли ли вы заданных целей? II. Выполните тест в тетради 1. Как называется самый маленький материк на Земле: а) Айсберг; 2. К какому полушарию относится австралийский материк? а) Южному; 3. Кто доказал, что Австралия – это единый массив суши? а) Барон Иоганн Иванович Мюнхгаузен; 4. Как была названа Австралия ее первооткрывателем В.Янсзоном? а) Эдем; 5. Кому обязано восточное побережье Австралии своим открытием? а) Деду Мазаю; 6. В каком году была открыта Австралия? а) в 1606 году; 7. Что находится в основании Австралийского материка? а) три кита; 8. В состав, какого древнего материка входили Австралия и Африка? а) Гондвана; 9. Правильно ли считают ученые, что в основании Австралии находится не только древняя платформа, но и область древней складчатости? а) да; 10. Как называется самая высокая точка материка Австралия? а) Гора Маяшина; 11. Какой мыс является самой восточной точкой материка Австралия? а) Байрон; |
||
УЭ-5 2 мин |
Цель: Проверьте правильность ваших ответов по контрольной карте. (1-в, 2-а, 3-б, 4-б, 5-б, 6-а, 7-б, 8-а, 9-б, 10-в, 11-а) Оцените вашу работу. Результаты заносите в сводную ведомость Критерии оценок: 1. 9-10 правильных ответов – вы успешно справились с работой – 5 баллов |
||
УЭ-6 2 мин |
Цель: Выберите домашнее задание: |
||
9-10 правильных ответов: |
7-8 правильных ответов |
Менее 7 правильных ответов |
|
Составить малое «кругосветное» путешествие вокруг Австралии |
Повторить записи в тетради, выполнить географические задания « 1,2,3 (с.148) |
Повторить тему по учебнику – урок 35 |
|
Всем: дооформить дома контурные карты. |
III. Итог урока
Индивидуальная работа.
Цель: Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:
- «Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому».
- «Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя».
- «Я понял(а) материал частично».
- «Я ничего не понял(а).
- «Я ставлю себе оценку « ».
Итак, урок окончен. Спасибо всем!