Изучение профилирующих дисциплин как аспект межпредметного обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


За последние годы коренным образом изменилась роль преподавателя, он стал разработчиком содержания обучения. Одновременно возросли требования к самому учебному процессу. Новая образовательная парадигма, ориентированная на развитие личности, на ее активность в учебном процессе, требует изменений в технологии обучения: предпочтение отдается деятельностным и личностным ориентированным технологиям. Преподаватель должен владеть этими технологиями, осознанно строить учебный процесс, опираясь на активную деятельность студентов, их самостоятельность и самоконтроль.

В результате изучения специальных дисциплин студент должен овладеть основами профессии, быть готов к выполнению производственно- управленческой, конструкторско-технологической, опытно-эксперементальной деятельности.

Усвоению материала, изучаемого циклом специальных дисциплин, в большей степени способствуют межпредметные связи. Межпредметные связи не только позволяют установить своеобразные “мостки” между учебными дисциплинами, но и на основе общности содержания этих дисциплин построить целостную систему обучения.

Из опыта преподавания специальных дисциплин видно, что взаимосвязи учебных дисциплин обеспечивают повышение качества знаний, способствуют подготовке студентов к практической деятельности, развивают у них многосторонний научный кругозор и помогают выработке мировоззрения. Применяя технологии обучения специальных дисциплин, акцентирую внимание на межпредметные связи.

Учебная тема, изученная на межпредметной основе, представляет собой динамическую, постоянно развивающуюся систему знаний, позволяющую пробудить творческую инициативу и познавательную самостоятельность студентов.

По временному признаку различают три вида связей: предшествующие

(использование материала, изученного по другим предметам); сопутствующие (использование материала предметов, изучаемых параллельно) и последующие (привлечение материала из еще не изученных предметов или тем)

Любая тема профилирующей дисциплины, как правило, базируется на большом числе предшествующих предметов. К примеру, темы : “Производство заготовок”; “ Расчет режимов резания”; “Расчет припусков”; “ Точность механической обработки деталей”; “Выбор баз при обработке заготовок” и др. перекликаются в дисциплинах: “Инженерная графика”; “Материаловедение”; “Процессы формообразования и инструменты”; “Метрология, стандартизация и сертификация”; “Технология машиностроения”; “Технологическая оснастка” и др. Зачастую понятие и определения каких либо терминов изучаются в предшествующих дисциплинах, а обширное изучение тем в последующих.

Также профилирующие дисциплины связаны с целым рядом общепрофессиональных и специальных дисциплин, что представляет многоплановые межпредметные связи.

После определения видов межпредметных связей устанавливается объем их использования. Из опыта работы преподавателей накапливается фактический материал о том, каким образом межпредметные связи осуществлялись по той или иной теме.

Также межпредметные связи классифицируются на прямые (сущностные) и косвенные (инструментальные). Прямая связь объединяет учебный материал различных дисциплин единством понятий, используемых законов. Одно и то же содержание учебного материала, изучается вначале в одной дисциплине, затем его же можно встретить в другом курсе, но в несколько ином аспекте и с иными выводами. Конечно, нельзя полностью избежать дублирования учебного материала, но необходимо использовать с целью создания взаимосвязи различных дисциплин. Косвенные связи заключаются в использовании в другой дисциплине ранее изученного учебного материала в качестве вспомогательного средства для получения новых данных.

В центре межпредметного обучения стоят такие методические приемы, которые содержат элементы исследования и способствуют организации поисковой познавательной деятельности. Это, прежде всего, проблемное обучение на базе межпредметных связей: создание на уроках проблемных ситуаций, для решения которых нужно использовать знания из различных дисциплин; постановка межпредметной проблемы на уроке по одному предмету и ее решение на уроках по другому предмету; серия уроков по разным предметам, нацеленная на решение определенной проблемы; специальные обобщающие уроки, конференции, семинары, раскрывающие взаимосвязь технических проблем и методов их решения (например, семинары по техническим дисциплинам).

Решению межпредметных проблем способствуют методические приемы, организующие воспроизведение знаний из других дисциплин: словесные, наглядные и практические.

Широко осуществляются межпредметные связи в проведении семинаров, межпредметных недель по техническим дисциплинам, комплексных конференций, где происходит вовлечение в работу студентов разных групп и разных курсов.

Разносторонность знаний студенты показывают и в период учебно- производственной и производственной практики. Межпредметные связи , как средство обучения особенно требуют согласованности в содержании смежных дисциплин, а это достигается целенаправленным взаимопосещением занятий, совместным планированием, совместным учетом знаний и умений (проведение комплексных контрольных работ) в получаемых студентами занятия по разным дисциплинам.

Таким образом, межпредметные связи развивают умственные способности студентов. Перекликающиеся темы стимулируют сотрудничество преподавателей и значительно повышают качество преподавания специальных дисциплин.