Использование инновационных технологий в начальных классах. Урок: "Какие опасности подстерегают нас в помещении" (А.А. Плешаков), 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: создать условия для:

  • развития умений распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
  • развития умений правильно действовать в таких ситуациях и как их избежать;
  • углубления и расширения знаний детей и приведения их в систему;
  • развития мышления, логики, умения сравнивать и делать выводы; развития речи;
  • воспитания ответственности за собственное здоровье.

 

Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Методический комментарий.
I Организациооный момент.

Микроцель:

- обеспечение мотивации и организация внимания учащихся.

На урок зовёт звонок,

Начинать пора урок.

Будем мы работать дружно,

И узнаем, что нам нужно.

   
II Целепологание.

Микроцель:

-постановка цели урока.

-Для того, чтобы узнать чему будем учиться на уроке, отгадаем загадку:

Окна, крыша, дверь, труба.

Все вы входите туда. ( дом)

“Дом - машина для жилья”, - так назвал дом один из архитекторов. Дом – это не просто стены и крыша. Он сложно устроен. Когда человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые бы ему помогали. Расхотелось ходить к ручью – придумал водопровод. Жарить мамонтов на костре неудобно – изобрёл газовую печь. А сколько электроприборов придумано! Все эти вещи сделаны для удобства, разве же они могут принести беду? Сама вещь - не живая, “оживляет” вещи человек. И, если он умеет правильно пользоваться вещами, знает их свойства, они никогда ему не навредят.

Дети ставят УЗ.

Отгадывают загадку.

 
III Актуализация знаний учащихся.

Микроцель:

-формировать умения применять полученные знания на практике

а) Беседа

б) Опыт

 

 

 

 

 

 

в) Разгадывание кроссворда

К нам в гости заглянул домовёнок Кузя. Он давно живёт в доме, но не знает, какие опасности его подстерегают. Давайте поможем Кузе.

1. Электричество.

“Электричество” - греческое слово и означает янтарь.

Проведём опыт

Если потереть карандаш о кусок шерстяной ткани, затем поднести его к мелким бумажкам, положенным на стол, увидим действие статического электричества. Но такое электричество нельзя передавать на расстояния.

Электричество –поток мельчайших заряженных частиц. Когда этих частиц накапливается много, возникает электрическое напряжение.

- Как вы думаете, почему опоры делают высокими?

( Ответ прочитаем на слайде)

Какие электроприборы вы знаете?

Сочините загадку про любой прибор, который есть на слайде.

Разгадаем загадки, впишем в кроссворд.

Высказывания детей.

 

 

 

Проводят опыт. Делают вывод.

 

Ученик делает доклад “ Как электричество приходит к тебе домой”

 

Ответы детей.

 

Составление загадок.


Хорошо читающие дети читают загадки на карточках. Остальные отгадывают, записывают в клетки кроссворда.

Коллективная работа.

Только я, только я
Я на кухне главная.
Без меня, как ни трудитесь,
Без обеда насидитесь.

(электроплита)

Где тот пароход пройдёт,
Гладь на ткани настаёт.

(утюг)

На столе, в колпаке,
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок-
Развесёлый огонёк.

(лампа)

Никого наш друг не бьёт,
Быстро крем нам всем собьёт.

(миксер)

Два соседа колеса
Собирают голоса,
Друг от друга тянут сами
Поясочек с голосами

(магнитофон)

Слайд 1

Создание ситуации приводящей к постановке проблемы.

 

 

 

Коллективная работа.

Слайд 2

 



Слайд 3

Работа в парах.

Слайд 4

   

 

 

Какое ключевое слово получилось?

Какие же правила нужно соблюдать, чтобы электричество было нашим другом? Пятачок поможет нам сделать вывод.

Не радио, а говорит,

Не театр, а показывает.

(телевизор)

Опасно

(ответы детей)

Дети читают.

 

 

 

 

 

Слайд 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) Разбор ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


IV Релаксация (физминутка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Водопровод

 

Как вода попадает в ваши дома?

 

 

Рассмотрите изображения на слайдах и сравни водопроводы прошлого и современные.

Сделай вывод:

-Какие водопроводы более прочные?

-Могут ли они представлять опасность? -Какую?

Ситуация: представь, ты стоишь на своей лестничной площадке и вдруг замечаешь, что из - под дверей чужой квартиры начинает медленно сочиться вода. У вас в квартире никого. Опиши, как ты будешь действовать.

 

3. Колющие предметы

 

Отгадать загадки и догадаться о какой опасности пойдёт речь.

 

Птичка – невеличка:
Носик стальной,
Хвостик льняной.(иголка и нитка)

Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик. ( ножницы)

Какие ещё колющие предметы есть у вас дома? Почему они опасны?

Прочитайте правила, которые нужно соблюдать.

В доме есть водопровод,
В трубах там вода течёт.
Чистая водичка – умывает личико,
Моет руки, моет глазки,
Мы с тобой живём, как в сказке.

4. Лекарства

Рассмотрите слайды и ответьте на вопросы:

- О чём идёт речь?

-Можно ли без разрешения брать разные лекарства?

5. Газ

 

Отгадайте загадку:

Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.

(газовая плита)

-Какую опасность может представлять газ?

-Как избежать опасность?

-Как действовать при необходимости?

6. Предметы бытовой химии

В каждом доме есть предметы бытовой химии: стиральный порошок, средства для мытья посуды, средства от тараканов.

Представляют ли они опасность? Докажите. Приведите примеры.

 

 

Ответы детей.

Подготовленные дети делают сообщение о водопроводе и канализации.

Рассматривают и делают вывод о том, что в настоящее время водопроводы более прочные и надёжные, но и они могут представлять опасность.

 

Ребята обсуждают, высказывают свои мысли. Делают вывод.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 


Высказывания ребят.

Читают со слайда

 

 

 

 

Рассматривают слайды

 

Отвечают на вопросы

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 


Приводят примеры.

 

 

 

 

Доказывают свою точку зрения, приводят примеры.

 

 

Слайд 6, 7, 8.

 

 

Групповая работа.

 

 

 

Слайд 9

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 


Слайд 10

Слайд 11

 

 

 

 

Слайд 12 13 14

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 15 16 17

 

 

 

 

Слайд 18 19

д) Работа по карточкам

 

 


V Подведение итогов, оценки, рефлексия.

Микроцель:

-дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль.

 

 


VI Информация о домашнем задании.

Микроцель:

-прокомментировать дифференцированное домашнее задание.

Прочитайте слова, обозначающие опасные предметы, подчеркните зелёным – если предмет можно брать самому, без взрослых. Жёлтым – те предметы, что можно брать на глазах у взрослых. Красным – предметы, которые могут брать только взрослые.

Нож, иголки, отвёртки, утюг, таблетки, градусник, пылесос, спицы, витамины, незнакомое средство, отраву для мышей.

 

- Чему учились на уроке?

- Что нового и интересного узнали?

- Пригодятся ли эти знания нам в повседневной жизни?

- Кому было трудно?

- Кому всё удалось?

- А чтобы узнать помогли мы нашему Кузе или нет, посмотрим на экран.

- Прочитайте, что написал домовёнок.

Работа в тетрадях.

Учебник с.

На следующем уроке мы поговорим о пожарах : отчего возникает, как предотвратить, какие правила нужно знать. Желающие могут нарисовать рисунки на тему: “Отчего может возникнуть пожар” или приготовить небольшие сообщения.

 

 

Дети работают по карточкам

 

 

 

 

 

 

 


Дети читают текст на слайде.

Дети записывают задание в дневниках.

 

Самостоятельная работа.

Коллективная проверка.

 

Слайд 20

 

 

 

 


Слайд 21

Самоанализ.

Урок составлен по программе 1-4. Автор учебника А. А. Плешаков “ Мир вокруг нас” 2-й класс.

Урок относится к теме “Здоровье и безопасность”

При изучении этой темы учащиеся должны:

  • научиться распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
  • учиться правильно действовать в таких ситуациях и избегать их;

Урок проведён в системе блоков по данной теме № 4.

Тип урока: объяснение нового материала.

На данном уроке были реализованы все поставленные задачи: развивающие, познавательные, воспитательные.

Содержание учебного материала осуществляется в подборе разных видов работы. Время рационально использовано на всех этапах урока. Этапы логически связаны между собой. Этап релаксации проведён своевременно и связан с темой урока.

Для успешной организации учебного процесса использовались разнообразные формы работы: коллективная, фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Осуществлялся дифференцированный подход в обучении.

Для активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей, развития речи, логического мышления применяла различные методы:

  • словесные, проблемные, исследовательские, наглядные, практичные, иллюстративные;
  • поощрения, занимательность, дискуссии,

Методы контроля и самоконтроля: устные, письменные, фронтальные, индивидуальные( тест-опрос).

На уроке осуществлялся принцип воспитывающего обучения ( любовь к предмету, взаимовыручка и взаимопомощь, стремление и способность самостоятельно приобретать знания).

В конце урока был подведён итог через рефлексию. Детям урок понравился.