Цель урока:
- Расширить знания детей о птицах;
- Закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелетных;
- Воспитывать заботливое отношение к ним;
- Познакомить с птицами, занесенными в Красную книгу.
Оборудование:
- Карточки с изображением птиц, зимующих в наших краях и перелетных;
- Фонограмма птичьих голосов;
- Рисунки птиц;
- Красная книга.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!
Учитель читает рассказ Ю.Дмитриева «Какие птицы бывают».
Птиц на земле, конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов.
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные…
Итак, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птицу осталось здесь.
2. Конкурс «Загадки».
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.(Дятел)
Спинкою зеленовата,
Брюшком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.(Синица)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.(Воробей)
Окраска сероватая,
Повадка вороватая.
Известная персона
Кто она?(Ворона)
Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут.(Снегирь)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голосом речистым, чистым
Клее-кле-кле кричит со свистом.(Клест)
Может и свариться,
Может и разбиться.
Если хочешь в птицу
Может превратиться.(Яйцо)
Трещала, с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…(Сорока)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа!
Сторожей бояться этих
Мыши прячутся дрожа!
Очень уж суровы филины и …(Совы)
Ребята, кто догадался, что для этих птиц общее?
Ответы детей. (Они не улетают на зиму, а круглый год живут рядом с нами).
Этих птиц называют оседлыми. А вы знаете, птиц живущих у нас? Это галки, синицы, вороны, поползни, голуби.
Учитель вывешивает схему:
Эти птицы не бояться морозов, и еду добывают даже в очень снежные зимы. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти может быть одна-две доживают до весны.
3. Конкурс «Кормушка».
- Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерно, крупу. Или хлебные крошки).
- Двум ученикам предлагается сделать кормушки из имеющихся материалов.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь –сосед
Будет вам зимой обед.В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.Три вороны были в среду
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стаи жадных воробьёв.В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомиться кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
4. Конкурс «Прилетели птицы».
Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами!
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.
Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы).
Перелетные птицы (скворец, соловей, журавль).
5. Физминутка.
Лебеди летят,
Крыльями машут.
Прогнулись над водой
Качают головой
Прямо и гордо
Умеют держаться
И очень бесшумно
На место садятся.
6. Конкурс «Загадочный сундучок».
- Осенью птицы улетают в теплые края. Мелкие птицы летят стайками. Утки- одна возле другой. А как летят журавли? (Клином).
- Какая птица наших мест имеет наибольшую продолжительность жизни? (Ворон – 100 лет)
- Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны и галки ночуют стайками, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы скрываются в дуплах. А где прячутся тетерева и рябчики? (Под снегом).
- Наблюдая из окна за поведением воробьев, прилетающих на кормушку, дети научились определять какая погода на улице. Как они это делали? (В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранить тепло тела).
- Утки очень любят воду. Они там купаются, находят корм. Но охотно утки лезут в воду в сильный мороз. Почему? (Температура воды в мороз выше температуры воздуха, поэтому в воде утки будут охлаждаться меньше, чем на воздухе).
- Одни считают воробья вредной птицей, а другие – полезной. Почему? (Тот небольшой вред, который приносят воробьи, питаясь зерном, многократно компенсируется при вскармливании птенцов гусеницами).
7. Конкурс «Какая птица».
- Какая птица выше всех летает? (Орел).
- Какая птица быстрее все летает? (Стриж).
- Какая птица самая большая в мире? (Страус).
- Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек).
- Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока).
- Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла).
Сейчас мы узнали, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы.
Как же удалось это сделать?
Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать где зимуют птицы.
8. Конкурс «Сложи пословицу».
(Пословицы разрезаны на слова).
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Как сорока хвостом, так болтун языком.
- Осенью и у воробья пир.
- И сова своих детей хвалит.
- Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.
- Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.
- Птице даны крылья, а человеку- разум.
9. Какие вы знаете сказки с названием птиц?
- «Гуси-лебеди»,
- «Гадкий утенок».
10. А теперь поиграем! «Узнай птиц».
- Воробей – (чирикает)
- Кукушка - (кукукает)
- Ворона - (каркает)
- Курица - (квохчет)
- Утка - (крякает)
- Соловей - (поет)
- Сорока- (трещит)
11. Загадка- плетенка.
Здесь спрятались птицы. Отгадайте, какие?
1 | В | Р | Б | Й | |||
2 | К | О | Е | ||||
3 | К | К | Ш | А | |||
4 | Л | Х | Р | ||||
5 | С | Л | В | Й |
- ВОРОБЕЙ
- СКВОРЕЦ
- КУКУШКА
- ГЛУХАРЬ
- СОЛОВЕЙ
12. Конкурс «Знатоки природы».
(домашнее задание).
К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной деятельности человека, наша планета гибнет. Многие растения, животные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.
Дома двум учащимся необходимо было подготовить материал о птицах, занесенных в Красную книгу. Выслушаем их сообщения.
Балобан – крупный сокол, немного больше вороны. Окраска верха тела изменчивая от охристо-серой до тёмно-бурой, низ светлее, с темными, каплевидными пестринками. Самки крупнее самцов. Крылья длинные, заостренные, характерны белые поперечные ряды пятен на рулевых перьях. Полет стремительный, птицы хорошо парят, высматривая добычу. Балобан предпочитает гнездиться в старых лиственных лесах, окруженных открытыми пространствами. Однако он нередко устраивает гнезда в нишах и на выступах высоких обрывов. В полной кладке обычно 4 яйца. Основы питания составляют грызуны. Гнездовая сокола- балобана и самих птиц следует тщательно охранять.
Журавль –красавка. Это изящная стройная птица с пепельно-сизым оперением туловища, голова и шея покрыты черными блестящими перьями, которые удлинены в зобной части и образуют косицы. Масса красавок достигает 3 кг. В полете вытягивает ноги и шею. В стае летят характерным треугольным клином или журавлиным углом.
Журавли очень осторожные птицы. Если журавлей не преследовать, то они из года в год гнездятся в одном и том же месте. Гнездо у журавлей примитивное: это небольшое углубление в почве с постилкой из травы. В кладке 2-3 яйца. Кормятся журавли разнообразной растительной пищей, но едят и червей и насекомых.
(по материалам Красной книги).
13. Итог урока.
Ребята, наш урок подошел к концу. Вы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:
- где же зимуют птицы? (в теплых краях);
- когда они вновь возвращаются к нам? (Весной);
- как называют таких птиц? (Перелетные);
- почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетая из одного уголка Земли в другой);
- какое другое название птиц? (Пернатые);
- птичий домик это… (Гнездо, скворечник);
- большая группа птиц это … (Стая);
- главный лесной барабанщик (Дятел).
Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы- наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их.