Тип. Познавательная игра.
Форма. Имитация телепрограммы (ТV “Школьник”, “В начале было слово”).
Краткое описание. Приглашенные на мероприятие учащиеся и учителя оказываются участниками дискуссии по актуальным вопросам русского языка.
Цели мероприятия:
- проследить за изменениями, происходящими в русском языке в связи с развитием общества;
- научить кратко, точно и выразительно формулировать свою точку зрения по заданному вопросу, приводить аргументы в поддержку или в опровержение мнения других участников мероприятия;
- воспитание чувства ответственности за свой язык, уважения к культурному прошлому русского народа; формирование стремления овладеть отточенной и яркой речью.
Игровые задачи:
- показать негативные явления, происходящие в русском языке на современном этапе;
- заставить задуматься над дальнейшей судьбой русского языка;
Педагогические возможности. Игра учит коллективному поиску ответов на вопросы, способствует развитию межвозрастного общения, стимулирует процесс развития познавательного интереса к учебному предмету.
Рекомендации.
Для какого возраста. Старшие подростки и старшеклассники.
Количество участников. Представители одного или разных классов.
В какой системе учебно-воспитательной работы может использоваться. В развитии познавательных интересов в структуре учебной работы по русскому языку, формировании культуры общения.
Набор ролей:
- ведущий;
- техническая группа для демонстрации слайдов, кино- и видеофрагментов, а также музыкального оформления мероприятия;
- зрители разбиты на две группы: взрослую и молодежную аудитории;
- кинооператор (если мероприятие будет сниматься на видеокамеру).
Особенности костюмов, реквизита, игрового творчества. В зависимости от полученного задания участники готовят специальные костюмы, реквизит.
Зал можно украсить стендами и плакатами, соответствующими теме мероприятия
(например, “Из истории русского языка”, “Почему мы так говорим?”, “Иноязычные слова”, “Язык рекламы”, “По страницам газет и журналов”, “SMS-мания” и др.). Сцена будет красиво смотреться на фоне живых цветов. В глубине ее можно разместить слова: “2007 год – Год русского языка”. Можно организовать выставку книг и словарей русского языка.
Для подготовки и проведения внеклассного мероприятия мы использовали следующие технические средства:
- видеокамеру для съемки небольших сюжетов, использованных в процессе обсуждения проблемных вопросов русского языка;
- компьютер для обработки снятых сюжетов, подготовки презентации и музыкального оформления мероприятия и ноутбук для их показа зрителям;
- проектор;
- три микрофона (для ведущего, для взрослой и молодежной аудитории).
Поэтапное описание.
Подготовительный этап. Класс(ы) получают домашнее задание: собрать материал к теме, разработать стенды и плакаты, подумать над предложенными вопросами. Проводится анкетирование с целью выявления отношения учащихся и учителей к негативным явлениям, происходящим в современном русском языке. Отдельным учащимся дается индивидуальное задание: сочинить сценарий небольшого видеосюжета и подготовить его героев, подобрать мелодии для музыкального оформления мероприятия, подготовить инсценировку на заданную тему ( Реакция взрослых на молодежный сленг), подготовить музыкальный номер (одни учащиеся исполняют классическую песню, другие- современную).
Игровое действие. Ведущий открывает мероприятие, сообщает тему встречи и порядок работы, представляет гостей и экспертов, в качестве которых могут быть приглашены школьный психолог, писатели, журналисты и др. Залу задается проблемный вопрос, на который отвечают представители взрослой и молодежной аудитории. В течение его обсуждения вопрос фиксируется на экране.
Перечислим вопросы для обсуждения и примерные ответы:
1. Указом Президента Российской Федерации 2007 год объявлен Годом русского языка. Как Вы думаете, почему государство именно сейчас обратило внимание на судьбу русского языка?
Обсуждение проблем, связанных с положением русского языка в нашей многонациональной стране, продолжается на протяжении нескольких последних лет, то затухая, то возобновляясь. Это можно объяснить тем, что 20 в.(годы революции, войн, репрессий, насильственное переселение людей) подорвал социальную основу великорусских диалектов. Нарушилась взаимосвязь между разговорным и литературным языками. Сначала язык канцелярских отчетов потеснил яркий, выразительный, певучий русский язык, затем со свободой слова пришла и свобода обращения с языком, нелепых заимствований из других языков, использование жаргонизмов, вульгаризмов, ненормативной лексики. Все это наблюдается в современных литературных произведениях, в сфере публичной информации и вездесущей рекламы. Поэтому государство выразило свою обеспокоенность судьбой русского языка: ведь язык – это основа государства, его национальное достояние. К тому же экономическое состояние в стране стабилизировалось, в бюджете появились деньги, которые с пользой для страны можно направить на укрепление языка. Это особенно важно в условиях выхода России на мировые рынки, где страну оценивают не только по количеству запасов полезных ископаемых, но и по тому, какими потребностями и интересами живут люди страны.
2. Какие мероприятия запланированы государственными структурами в связи с проведением Года русского языка?
По всему миру пройдут фестивали русского языка, запланированы международные форумы русистов, научно-практические конференции, методические семинары, круглые столы по проблемам русского языка. Для зарубежных русистов- курсы повышения квалификации и мастер - классы ведущих российских филологов, а для иностранных учащихся и детей соотечественников, проживающих за рубежом - олимпиады. Интерактивные акции в Интернете, книжные выставки, читательские конференции с российскими писателями – все это поддержит статус русского языка как мирового.
Примечание. Если это возможно, слово можно предоставить представителю министерства (либо взять заранее интервью), представителю Чувашского национального конгресса или заместителю директора по научной работе.
3. Возможны ли в наше время сохранение русского языка, развитие отечественной культуры и сбережение ее традиций, рост духовности в обществе без участия государства?
Долгое время государство стояло в стороне от происходящих в русском языке процессов. Тогда возобладал принцип, что его величество рынок расставит все по своим местам. Сферы жизни и деятельности нашего государства, в том числе и культура, были переведены на самоокупаемость. В результате мы с вами видим аншлаги, тараканьи бега, казино, игровые автоматы – все, кроме истинной культуры, на которую постоянно надо тратить государственные деньги. Тут нельзя постоянно подсчитывать: мы сюда 100 рублей вложим, а что на выходе? Да ничего на выходе, что можно было бы перевести на деньги. Никто и никогда не подсчитает, сколько преступлений не совершено теми, кто однажды взял в руки и прочитал “Воскресение” Л.Н.Толстого или “Преступление и наказание” Ф.М.Достоевского. Как это подсчитать с точки зрения макроэкономики? Никак. Хотя именно на духовности, в гораздо большей степени, чем даже на экономике, все держится. Таким образом, без участия государства, без единой целенаправленной политики сохранение русского языка представляется практически невозможным.
4. Что, по вашему мнению, ждать россиянам от наступившего лингвистического 2007 года?
Прежде всего, общество должно задуматься над процессами, происходящими в русском языке. Необходимо подумать, к чему приведет небрежное обращение к языку. Хочется надеяться, что российский народ подержит инициативу Президента, что 2007 год откроет дорогу многим интересным проектам, мероприятиям, разработкам. Мы хотим, чтобы не только в 2007 году обращали внимание на проблемы русского языка, пусть и в последующие годы они остаются в числе приоритетных. Надо создать условия для развития творческих способностей молодежи: ведь человек, увлеченный интересным делом, стремиться больше знать и уметь, у него формируется истинный вкус – единственное противоядие против серости и обедненности языка.
5. Каких результатов ожидаете Вы от Года русского языка?
- интересных, ярких теле- и радиопередач
- перемен в политике СМИ: пусть никакие
коммерческие интересы не заставят пропустить к
читателю или зрителю ту или иную ошибку
- пусть будет много познавательных конкурсов,
олимпиад, викторин
- было бы полезно, если бы в школы выезжали на
встречи с учащимися специалисты по разным
вопросам русского языка
- неплохо было бы, если бы в городе повесили
несколько рекламных щитов, пропагандирующих
соблюдение норм русского языка
- ограничить доступ на телевидение лиц, плохо
владеющих нормами словоупотребления, ввести
контроль за использованием слов-паразитов в речи
дикторов
6.Что для Вас значит русский язык?
- Русский язык – один из ведущих мировых языков,
один из шести рабочих языков ООН.
- Это государственный язык для 145 миллионов
россиян.
- Это язык жизни для 15 миллионов приехавших в
Россию гастарбайтеров.
- Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших
соотечественников за рубежом.
- Русский – язык Пушкина, Толстого, Бродского и
Пастернака, язык национальной гордости и
достоинства.
- Он является родным для 170 миллионов и 350
миллионов его понимают.
- Это язык межнационального общения, для Чувашии -
это второй язык.
- Это язык овладения знаниями
- Один из самых развитых и богатых языков мира
7. Какие, по вашему мнению, процессы идут в русском языке: прогресс или деградация?
1) Нельзя однозначно ответить на данный вопрос. Русский язык обогащается за счет заимствования. Это слова из области техники, науки, бизнеса, спорта, искусства, слова, обозначающие одежду, продукты питания, относящиеся к развлечению. Происходит переосмысление имеющихся слов, возникают авторские фразеологизмы, активизируются те или иные способы образования новых слов.(Слушается сообщение ученика)
2) С другой стороны, появление неформальных молодежных движений, а также усиленное освоение обществом техники способствовало развитию молодежного сленга и жаргона (компьютерного, телефонного и пр.).(Слушается выступление о компьютерном и телефонном жаргоне).
Выступающие знакомят зал с телефонными жаргонизмами, получившими широкое распространение:
Алик- телефон от Alcatel, битая трубка- телефон после неквалифицированного снятия блокировки, вапиться -пользоваться WAP-режимом, железо-сотовый телефон, приобретаемый без подключения к сети, девочка - телефон со встроенной антенной, лыжи-LG, мертвяк -неработающий телефон, мотор- телефон от Motorola, ныряльщик- телефон, который перестал работать после того, как его уронили в воду, обои- картина-заставка для экрана телефона, одежка-корпус телефона, опсос - оператор сотовой связи, парашютист- телефон, переставший работать после падения, презер - защитный чехол для телефона, пчелайн- компания “Билайн”, убитый - неработающий телефон, шкурка - сменный корпус телефона.
3) Один из подготовленных учащихся проводит мини-игру “Подбери синоним”, суть которой заключается в том, что к словам из речи молодежи нужно подобрать как можно больше красивых литературных вариантов. Соревнование идет между взрослой и молодежной аудиторией.
Слова для работы:
Грелка(девушка легкого поведения), драпать(убегать), дискач(дискотека), догнать(догадаться), достать(надоесть), врубиться(понять), зажать(утаить, пожадничать),закусон(закуска), заложить(предать), кадр(смешной, странный человек), капуста(обозначение денег), колеса(автомобиль), прикид(одежда), пасти(следить), сидюк(СД плеер), шампунь(шампанское).
4) Молодежной аудитории задается вопрос, насколько часто они допускают в своей речи жаргонизмы? Почему они употребляют подобные слова? Как реагируют взрослые на данные слова?
5) Вниманию аудитории представляется три мини-инсценировки (в первой взрослый, услышав жаргонизмы в речи подростков, кричит на них, подростки разбегаются; во второй сценке взрослый не замечает жаргонизмов в речи подростков и даже сам их использует; в третьей сценке взрослый пытается объяснить, почему не следует использовать подобных слов). Слушаются различные мнения по поводу увиденного (Кто из взрослых прав?).
6) Слушается мнение психолога.
7) Просмотр видеосюжета о шпаргалках. Ведущий задает вопрос залу: “Не ищет ли молодежь легких путей в освоении языка?”
8. Нуждается ли русский язык в защите? От кого и от чего его следует беречь?
1) “Русский язык, как и всякий язык, -довольно тонкая материя. Ему, как живому организму не нужно и невозможно устанавливать какие-либо рамки развития. С течением времени ненужное для языка само собой отомрет”,- считают одни. В их числе журналист Элдар Агаев. В статье “Угрожает ли русскому языку американизация?”, опубликованной в “Литературной газете” от 9 июля 2004 года, он пишет: “Опасения по поводу американизации русского языка абсолютно беспочвенны: его лексика и так в достаточной степени состоит из иностранных слов и вряд ли она всерьез будет подаваться американскому влиянию. В настоящее время это влияние ограничено максимум десятком слов в молодежной разговорной речи, двух десятков бизнес-терминов и примерно столько же компьютерных, что бесконечно мало по сравнению с десятками тысяч активной лексики русского языка, то есть проблема американизации высосана из пальца”.
Другие на эту проблему смотрят иначе. Они предлагают создать специальную службу по разработке и внедрению замены иноязычным словам. В 1940-1945 гг. подобное успешно было реализовано в Советском Союзе. Многие футбольные термины, такие как вратарь, нападающий, защитник, полузащитник, угловой удар, одиннадцатиметровый были искусственно введены в активное употребление вместо их иноязычных вариантов. Да и теперь подобная работа ведется людьми, заинтересованными в судьбе русского языка. Например, в репортажах с гонок Формулы-1 вместо слова “полпозишн” говорится “первая линия стартовой площадки”.
2) Задается вопрос залу: Как вы относитесь к иностранным заимствованиям?
3) Просмотр видеосюжета: у учителей школы(учителя информатики и английского языка) было взято интервью. Герои сюжета пытались объяснить, чем вызвано активное употребление американизмов в речи современных людей. Аудитория выражает свое мнение по поводу увиденного.
4) Обращается внимание на язык средств массовой информации (телевидения, радио, газет и журналов), которые ориентируются на молодежную субкультуру. Залу задаются вопросы:
-Обязательно ли использование в СМИ русского
литературного языка и соблюдение его норм
правописания и произношения?
-Допустимо ли использование ненормативной
лексики в СМИ?
-Должна ли быть предусмотрена административная
ответственность за орфографические ошибки во
внешней рекламе и на страницах СМИ?
5) Просмотр двух музыкальных номеров: первый номер – классическая песня, второй номер-современная молодежная песня.
Залу задается вопрос: Какие чувства вызвали в вас эти песни? Слушается мнение представителей разных поколений.
9. Считаете ли Вы своевременной в настоящее время реформу правописания?
С 1956 года действует “Свод правил русского правописания. Орфография и пунктуация”. Поскольку правила русского языка несовершенны, в стране велись работы по их совершенствованию. Еще в 2000г. Институт русского языка имени В.В.Виноградова передал в Совет по русскому языку при Правительстве РФ свой проект объемом 436 страниц. Летом 2002 года он был возвращен институту на переработку, но и в 2003 году проект не был одобрен. Возмущение многих вызвал количественный состав русского алфавита: из 33 букв исключалась ё. Давайте подумаем, к каким последствиям привело бы исключение буквы ё из русского алфавита?
В первое время особых изменений мы бы не заметили, так как в некоторых изданиях уже практиковалось печатание е вместо ё, и серьезных изменений в произношении слов, содержащих ё не наблюдалось. Проблемы начались бы с уходом из жизни поколения, знакомого с обеими буквами. Особенно сложно пришлось бы детям, только начинающим читать. Юридические недоразумения возникли бы у родственников, носящих одну фамилию, но с различным написанием ( например, мать Воробьёва и дочь Воробьева).
10. Можно ли противостоять негативным тенденциям в развитии языка?
Безусловно. В настоящее время этим занимается, например, школа. Она пытается привить любовь к русскому языку, знакомит с нормами произношения, словообразования и словопотребления. Специальные уроки развития речи закрепляют полученные знания на практике. Работа над ошибками, работа со словарями, выполнение разного рода упражнений- все это способствует более прочному овладению русским языком. Уроки литературы не только знакомят с золотыми самородками человеческой мысли, доставляют наслаждение уму и чувству, но и учат умению чувствовать слово, видеть его глубину.
Выводы. Каждый вправе выбрать, каким языком он будет разговаривать с окружающими. Но всегда следует помнить о том, что язык-это город, на построение которого каждый человек, живший на земле, принес свой камень. И если мы хотим жить в красивом, чистом, светлом городе, то таковыми должны быть и наши мысли.