Новая жизнь старых игр

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Развитие фантазии, воображения, творчества детей дошкольного возраста в различных играх.

Задачи:

  • Рассмотреть различные виды игр: танграмм, Пифагор, вьетнамская игра и др.
  • Научить детей находить недостающие детали и понимать, что отсутствие какой-либо части делает невозможным использование предмета.

Внедряя инновационные методы и формы работы в образовательный процесс ДОУ, необходимо помнить о том, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения собственно учебной программы.

Важным средством формирования психических функций малыша, его интеллекта является игра. Главное назначение игр — развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны, мы предлагаем дошкольнику пищу для подражания, повторения, с другой — предоставляем поле для фантазии и личного творчества.

Я стараюсь подобрать небольшие по объему, ясные по содержанию, важные по назначению игры, где, как в сказках, есть намек и “добрым молодцам урок”. Подбираю игры, не требующие значительных пространств и сложной атрибутики.

Давайте запомним все воспитатели, что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо играть. И то и другое необычайно важно и плодотворно, тем более что ребенок — “существо играющее”.

Американский психолог Эрих Фромма говорил: “Играя, дети учатся прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете”.

Для эффективной реализации логических задач я стараюсь расширить возможности известных многим игр: “Монгольская игра”, “Вьетнамская игра”, “Колумбово яйцо”, “Волшебный круг”, “Танграм”. (См. приложение) Перечисленные игры помогают развить творческие способности, логическое и пространственное мышление, становятся незаменимыми помощниками в организации праздников и конкурсов. В эти игры можно играть одному, двоим, группой.

Перед нами контуры фигур. Один напоминает жирафа, другой — Винни Пуха, третий — сказочную Жар-птицу. Вот детали игр; Чего проще? Взял и собрал, кого захотел. Однако сделать это непросто. Каждый контур словно несет в себе какую-то тайну, которую обязательно надо раскрыть. А суть этой игры в том, что, когда человек составляет фигуру за фигурой и находит среди множества различных комбинаций одну-единственную, которая даст именно это изображение, то в момент поиска, сравнения, преобразования происходит развитие логического и образного мышления (приходится сравнивать, анализировать сделанные ходы и планировать следующие, объединять разрозненные детали в целое.

Предложенные игры известны давно, их можно найти в различных сборниках. Но там приводятся лишь комплекты деталей и десяток фигурок из них, причем все это в уменьшенном виде. Даже ученики 3-5 классов не всегда в состоянии выложить такие фигуры по черному силуэту: они пользуются “размеченным” вариантом, где показан способ размещения каждой детальки.

Я стараюсь сделать игры более развивающими. Задания, постепенно усложняясь, учат ребенка основам составления изображения, формируют способность видеть часть и целое. Кроме того, все фигуры (исключая состоящие из двух деталей) представлены в пяти видах:

  • Черный (цветной) силуэт.
  • Частичная разметка контура фигуры, где показана одна или две детали, а остальные нужно “увидеть”.
  • Полная разметка контура по деталям.
  • Разметка контура в натуральную величину для наложения деталей фигурок.
  • Разметка контура с символическим или цифровым обозначением деталей.

Чтобы малышу было интереснее, на карточке можно заранее нарисовать дополнительные элементы: носик, глазки, траву, солнышко и т. п.

Перед началом работы целесообразно прочитать стихи, загадки, рифмовки, относящиеся к предмету изображения.

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.

Я предлагаю вам, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.

Что же такое “речевая игра”? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.

Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или
иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга за
брала все бараночки (потешка “Мы сидели на печи”), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка “Аты-баты”), это обжора Робинбин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка “Робин Бобин”) и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.

Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.