Анализ учебно-воспитательной работы

Разделы: Администрирование школы


Анализ итогов учебного года – это целенаправленная аналитическая деятельность, направленная на выделение основного, существенного в сложной и многогранной работе филиала техникума за год.

Основной целью педагогического коллектива филиала техникума в отчетном году являлась реализация одного из основных направлений программы модернизации образования - “доступности образования”.

Достижение цели обеспечивалось через решение следующих основных задач:

  • повышение рейтинга среди учебных заведений города и района;
  • укрепление кадрового состава;
  • совершенствование методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • развитие материально-технической базы филиала, позволяющей осуществлять эффективно учебно-воспитательный процесс;
  • создание системы управления качеством образовательного процесса.

Отчетный период был насыщенным в жизни филиала техникума и проходил он под знаком подготовки к проведению лицензирования.

Филиал признан прошедшим лицензионную экспертизу на право ведения образовательной деятельности в сфере специальностей 080110 Экономика и бухгалтерский учет, 080106 Финансы, 030503 Правоведение и 080501 Менеджмент.

Пролицензированны специальности профессиональной переподготовке и повышение квалификации “Секретарь-референт”, “Оператор ЭВМ”, “Бухгалтер” и “Продавец-конторолер-кассир”.

Экспертная комиссия дала заключение о том, что материально-техническое, кадровое, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта СПО.

Увеличение и сохранение контингента было главным в развитии филиала в 2006-2007 учебном году, общее число студентов на начало 2006-2007 учебного года составило 376 человек, что соответствует уровню прошлого года.

Из них: очное отделение – 281 человек, заочное – 95 человек. Чистый отсев студентов в течение учебного года составил 32 человека, из них: 25 человек очное отделение, 7 человек заочное отделение.

Контингент на конец 2006-2007 учебного года по очному отделению составил 155 человек, по заочному отделению 53 человека.

По итогам работы приемной комиссии принято всего 223 (166 в 2006 году) человек:

  • на очную форму обучения 150 (133)чел, из них 79 (47 в прошлом году) человек на базе основного общего образования (на базе 9 кл).
  • на заочную форму обучения с элементами экстерната 27 (33)чел.,
  • на форму обучения экстернат 46 чел.

В разрезе специальностей:

  • 080110 51 Экономика и бухгалтерский учет – 95 чел. (112)
  • 080106 51 Финансы – 90 чел. (51)
  • 030503 51 Правоведение – 38 чел.

61% принятого контингента – жители Буденновска и Буденовского района, практически, по 10% приходится на Левокумский (9,6%), Нефтекумский (8,7%) и Арзгирский район (8,2%). Кроме того, есть студенты из Благодарненского района, Новоселицкого и Советского районов.

На сегодняшний момент радует уровень подготовки вновь принятых студентов.

Средний балл аттестатов принятых на очное отделение 3,9

На базе 9 классов:

  • специальность 080110 51- 3,9
  • специальность 080106 51- 4,0

на базе 11 классов:

  • специальность 080110 51 - 4,0
  • специальность 080106 51 - 3,9
  • специальность 030503 51 - 3,9

Обеспечить контрольные цифры приема удалось благодаря хорошо организованной профориентационной работе.

Контингент с учетом приема составил 431 человек, что на 14,6% выше уровня прошлого года.

Эффективность образовательного процесса в филиале техникума во многом определяется качественной организацией учебной работы.

Организация учебного процесса осуществляется в соответствии с нормативными документами, рекомендациями Министерства образования РФ и основными положениями, изложенными в информационно-методических письмах ЦУМКа ЦС РФ.

Учебный процесс в филиале регламентируется рабочими учебными планами с разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам, годовым учебным графиком и расписанием занятий.

Число студентов, подлежащих промежуточной аттестации, по всем специальностям очного отделения составило 248 человек, заочного отделения 74 человека.

Общий показатель качества знаний по филиалу следующий:

Аттестовано:

  • на “отлично” - 21 человек;
  • на “отлично и хорошо” – 113 человек;
  • на “удовлетворительно и хорошо” - 188 человек;
  • на “неудовлетворительно” – нет.

Качественная успеваемость очного отделения:

  • на 1 курсе -42,9 средний балл 3,9
  • на 2 курсе -41,0 средний балл 3,9
  • на 3 курсе -45,6 средний балл 3,9

В целом, качественная успеваемость очного отделения по итогам отчетного года составила 43,2% средний балл - 3,9 (что на 1,2% выше уровня прошлого года).

Заочного отделения 40,6% средний балл 3,8.

Качественная успеваемость по филиалу составила 42,5% средний балл 3,9.

Показатели качественной успеваемости могли бы быть и выше, т.к. некоторые студенты имеют оценку “удовлетворительно” по одной или двум дисциплинам учебного плана. С этой категорией студентов будет проводиться индивидуальная работа по повышению успеваемости, что в целом способствует увеличению качества знаний.

Серьезной проблемой для педагогического коллектива являются пропуски занятий без уважительных причин. За 2006-2007 учебный год пропуски занятий без уважительных причин составили 3472 часа, что составляет 1,4 чел/час в месяц (прошлый год 1,2 чел/час). Оперативный контроль и принятие своевременных мер позволят значительно сократить пропуски учебных занятий без уважительных причин.

Итоговая Государственная аттестация является завершающим этапом обучения студентов.

Всего в прошедшем году к Итоговой Государственной аттестации допущено 136 человек (очное отделение – 101, заочное – 35)

Выдержали Итоговую Государственную аттестацию все 136 человек.

Выпускники показали следующие результаты:

Получили оценку:

  • “отлично” - 35 чел., т.е. 25,7% от общего числа,
  • “хорошо” - 52 чел. т.е. 38,2%,
  • “удовлетворительно” - 49 чел., т.е. 36,1%.

Качественная успеваемость по ИГА очного отделения 63,4%, средний балл по очному отделению составил 3,9

Качественная успеваемость ИГА по заочному отделению 65,7% средний балл составил 3,9.

С целью подготовки и переподготовки кадров массовых профессий в филиале техникума создана и функционирует курсовая подготовка по профессии “Бухгалтер”, “Оператор ЭВМ”, “Секретарь-референт”.

За отчетный период в рамках курсовой подготовки профессию получили:

  • “Бухгалтер” - 41 человек
  • “Оператор ЭВМ” - 28 человек
  • “Секретарь-референт” - 16 человек.

Проводились курсы повышения квалификации для работников потребительской кооперации по профессии “Продавец” - 18 человек.

Одной из важнейших сторон управления учебным заведением, наряду с учебной работой, является так же методическая работа, которая проводится согласно Концепции модернизации Российского образования и обеспечения формирования квалифицированного специалиста.

Методическая работа педколлектива филиала техникума осуществлялась по следующим направлениям:

  • дальнейшее формирование учебно-программного обеспечения образовательного процесса и обновления содержания обучения
  • освоение эффективных технологий обучения, обеспечивающих формирование у студентов системного мышления, готовности к самостоятельному освоению новых знаний, приобретение многофункциональных умений
  • организация самостоятельной работы студентов по поиску знаний, умений и навыков.

Широкий спектр форм и методов повышения педагогического мастерства, реализация передовых образовательных технологий через “Школу молодого преподавателя” и анализ открытых учебных занятий существенно влияют на качество учебного процесса, содействуют формированию творческого педагогического коллектива.

В вопросе выбора методов проведения учебных занятий каждый преподаватель филиала проявляет самостоятельный подход, исходя из традиционных методов обучения.

УМК пополнялись разработанными лекционными материалами, ОЛС, ОЛК, заданиями для практических занятий, планами курсовых работ, заданиями для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, тестами для совершенствования контроля знаний, заданиями к промежуточной аттестации.

Задания для практических работ обновлялись и пополнялись с использованием данных действующих предприятий.

В целях совершенствования деятельностно-развивающей технологии профессионального обучения и создания условий для реализации творческой активности студентов преподавателями филиала техникума использовались на занятиях элементы деловых и ролевых игр, уроки-консультации, конференции, круглые столы.

Формой повышения педагогического мастерства являются систематически проводимые открытые занятия. На наиболее высоком профессиональном педагогическом уровне были проведены уроки следующими преподавателями: Погореловой Е.В., Павлюк Т.В., Ямпуль Л.Г., Заикиной Л.И.

В отчетном году преподаватели филиала техникума участвовали в научно-практической конференции, проводимой в головном техникуме на тему: “Теория и практика использования форм и метода обучения, обеспечивающих мыслительную активность студентов”. В частности, преподаватель Ямпуль Л.Г. выступала с докладом на тему: “Исследовательская, поисковая деятельность - как метод развития мыслительной активности студентов”.

Преподаватели филиала приняли участие во Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок”, по итогам которого награждены дипломом и сертификатом, удостоверяющим факт публикации их материала.

8 преподавателей филиала техникума в отчетном году успешно прошли аттестацию педагогических кадров, из них: 4 преподавателя аттестованы на “высшую” категорию и 4 преподавателя на “первую” категорию.

В отчетном году была продолжена работа по реализации основных воспитательных задач, стоящих перед учебным заведением, а именно:

  • комплексное воспитание личности будущих специалистов системы потребительской кооперации;
  • формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений, коллективной деятельности, нравственной позиции студента.

На протяжении отчетного периода педагогический коллектив филиала техникума работал под девизом “Учимся мыслить и действовать во имя Человека, Родины, Семьи”.

На основе общего плана воспитательной работы планируется и проводится работа в учебных группах. Сформирована система воспитания, сутью которой является воспитание гражданина-патриота, работника-специалиста, семьянина.

Студенты филиала техникума принимали активное участие в реализации мероприятий молодежной политики города Буденновска, в проведении акции милосердия, культурных мероприятиях города и филиала техникума. Осуществлялась работа по повышению роли студенческого самоуправления.

На протяжении отчетного года студенты филиала техникума принимали участие в спортивных мероприятиях города по минифутболу, баскетболу, волейболу, по пейнтболу, где ребята заняли призовые места.

Студенческая команда филиала техникума “Капитошка” принимала активное участие в городском фестивале команд КВН “Ветер перемен”, и награждена грамотой администрации города Буденновска.

В театрализованном представлении “Оскар – шоу” студенческая команда победила в двух номинациях.

С профориентационной программой в рамках городского фестиваля “Арт-профи” студенты техникума заняли почетное третье место.

Студенты и преподаватели участвовали в благотворительном марафоне “Спешите делать добро”.

Активное участие наши студенты приняли участие в молодежной конкурсной программе “Итак, сегодня я Татьяна”, посвященной Дню российского студенчества.

Победительницы городского конкурса “Студенческая весна – 2007”, приняли участия в зональном фестивале, который состоялся в с. Александровском.

Титулованной “Королевой – весной 2007” города Буденновска стала студентка филиала техникума Долгова Ольга.

Участвуя в мероприятии “Георгиевская ленточка” ко Дню Победы, актив техникума получил благодарность от администрации города Буденновска.

Во всех городских трудовых десантах студенты филиала техникума принимали активное участие.

Все проводимые внеклассные, общетехникумовские мероприятия в филиале построены на основе преемственности (по курсам) и системном подходе, и направлены на формирование гражданина, специалиста, семьянина.

Необходимо отметить, что за последний год филиал техникума существенно укрепил материально-техническую базу: произведен ремонт трех аудиторий, обновлен компьютерный парк (приобретено 5 компьютеров), приобретены лицензионные программы для обеспечения образовательного процесса, куплен автомобиль, что существенно облегчает проведение профработы. Фонд библиотеки увеличился на 1000 экземпляров.

Позвольте сформулировать направления дальнейшего совершенствования нашей работы, которые основываются на Концепции и Программе развития филиала техникума:

  • Педагогический коллектив будет продолжать работу по подготовке специалистов согласно требованиям Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, обеспечивая комплексный подход к обучению, используя при этом эффективные методы обучения.
  • Обеспечивать дальнейшую интеграцию теоретического обучения с практикой.
  • Систематически анализировать учебную работу студентов, своевременно принимать эффективные меры по укреплению дисциплины студентов.
  • Пополнять библиотечный фонд литературой, методическими пособиями по дисциплинам.
  • Продолжать работу по формированию специалиста, гражданина, семьянина в соответствии с системным подходом в воспитательной деятельности.

Очевидно, что только комплексное решение поставленных задач позволит достичь их основной цели – подготавливать высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям, а также подготовить филиал к проведению аттестации в составе головного техникума.

Приложение 1

Приложение 2