Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели и задачи:
- повторить и закрепить основное свойство дроби, преобразование дробей;
- сформировать способность к сложению и вычитанию смешанных чисел;
- формировать навык обобщения и выявления закономерности;
- активизировать познавательную активность и внимание;
- воспитание интереса к предмету.
Оборудование урока:
- компьютер;
- мультимедиа-проектор;
- экран;
- компьютерная презентация (ПРИЛОЖЕНИЕ).
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности (СЛАЙД 1)
Несколько учащихся выполняют индивидуальные задания на карточках, остальные включаются в фронтальный опрос.
- Какие уточняющие вопросы можно задать при выполнении этих заданий? (Учащиеся обмениваются вопросами)
СЛАЙД 3. Вопросы:
- Как из неправильной дроби сделать смешанное число?
- Какие числа называются смешанными?
СЛАЙД 4. Вопросы:
- Как из смешанного числа сделать неправильную дробь?
- Как ещё можно сформулировать данное задание?
СЛАЙД 5. Вопросы:
- Какую закономерность вы заметили?
- Назовите следующее числовое равенство?
СЛАЙД 6. Вопросы:
- Какое из данных равенств вы считаете лишним и почему?
- Объясните: как складываем и вычитаем дроби с разными знаменателями?
II. Актуализация знаний.
СЛАЙД 7. Вопросы:
- На основании какого правила сокращаются дроби?
- Сформулируйте алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел, с которым знакомились в 5 классе?
III. Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи и темы урока.
СЛАЙД 8. Учащиеся формулируют вопросы к задачи, записывают выражения к ним и предлагают свои варианты сложения и вычитания смешанных чисел, у которых дробная часть с разными знаменателями. Эти варианты разбираются, принимаются или опровергаются.
IV. Построение алгоритма выхода из затруднения (открытие нового знания)
Учащиеся решают у доски пример на сложение
1) (кг)
на вычитание
2) (кг)
Учащиеся предлагают алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел, которые проверяются с помощью слайдов 9-10.
V. Закрепление новых знаний во внешней речи.
СЛАЙД 11. Решение у доски примеров на сложение и вычитание, с проговариванием каждого этапа вслух.
СЛАЙДЫ 13-14. Самостоятельная работа с проверкой по эталону № 376, 377 (1, 2 строчки) , (1)
1 вариант.
1) ; 2) 7 ; 3) 7+4; 4) 7+3;
5) 1
2 вариант.
1) 5
5) 2
VI . Включение в систему знаний и повторение.
Решение задачи:
На вершине горы, возвышающейся на 784 м над уровнем моря, поставлена башня высотой 38 м. На крыше башни стоит громоотвод, высота которого равна 3 На какой высоте над уровнем моря находится шпиль этого громоотвода?
VII. Рефлексия (самооценка)
Подведение итогов урока, учащиеся отвечают на вопросы:
- Чем занимались на уроке?
- Какое действие сложение или вычитание смешанных чисел вызывает затруднения?
- На каком этапе алгоритма сложения, вычитания смешанных чисел применяются знания 6 класса и какие?
Домашнее задание: п. 12, № 377(3, 4 строчки), 389, 423, 426(а, б)
СЛАЙД 15. Ученики с помощью смайликов оценивают свою работу на уроке.
Список литературы:
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика: учебник для 6 кл.. М.: Просещение 2006г.
- Дорофеев Г.В., Петерсон Л. Г. Математика, 5 класс. “С-инфо”, “Баласс”, 1997г.
- Петерсон Л. Г., Липатникова И. Г., Устные упражнения на уроках математики, 5 класс,М: “Школа 2000…”, 2004г.