Предисловие:
Стремясь к достижению высоких результатов в обучении школьников, надо помнить и о сохранении их здоровья и воспитания ученика духовно – нравственной личностью. Решению этой проблемы помогает организация совместных творческих внеклассных мероприятий, например, инсценированных спектаклей.
Это мероприятие преследует достижения следующих целей и задач:
- систематизирование и углубление знаний учащихся по физике и математике с элементами межпредметных связей; привитие интереса к этим наукам;
- развитие творческих способностей;
- формирование представления о здоровом образе жизни;
- воспитание нравственных качеств, отражающих отношение друг к другу и к самому себе: доброта, деликатность, взаимопомощь, ответственность, доброжелательность, сопереживание успехам других.
Действующие лица:
Маша и Витя; Яблоня и 6 яблок; Баба-Яга, Избушка, ступа; Царевна, отражение, 2 пажа; Леший, 8 молекул, Кот Матвей; Кощей Бессмертный; Белоснежка; Печка; + вокальный номер – песня о земе.
Необходимые материалы и оборудование:
- фонограммы песен из фильмов “Новогодние приключения Маши и Вити” и “Летучий корабль”;
- изображения избушки, ступы, каркас зеркала, удочка, головные уборы яблок с обозначениями физических величин (v, v0 , a, t, -), три короны, трон, изображение солнца.
Ход мероприятия
/Голос за кадром/./
– Кто-то верит в сказку, а кто-то – нет. Познакомьтесь с Машей и Витей. Маша верит в сказки, а Витя – нет….
Звучит песня “Спор о сказках”. Выходят Маша и Витя, спорят. /
Витя: – Опять ты, Маша, со своими сказками. Наука – вот что главное. Знание – это сила. Вот, например, движение – это жизнь….
Маша: – Ну, как же, Витя? Представь, мы оказались в волшебном лесу!
/Под музыку выходят “деревья”; по сцене перемещаются цветные огоньки. /
Голос: “Последние новости, последние новости! Говорит лесное радио. Кощей Бессмертный похитил Белоснежку! Помогите, кто может!!!
/Всё стихает/.
М.: – Витя! Мы должны спасти Белоснежку!
В.: – /Задумчиво/ И поможет нам в этом наука! Вперёд!
/Передвигаются дальше по сцене. Под песню “Яблоньки” появляется Яблоня (она грустит)./
Я.: – Помогите, Маша с Витей, яблочки мои собрать,
И по правилам науки формулы из них создать.
/ Сзади выпрыгивают “яблоки” с обозначениями физических величин, сходятся в линейку./
В.: – /Подумав/ - Ерунда!
– Это характеристики физические:
Время, скорость, путь и ускорение.
И описывают математически
Тел механическое движение.
/Подходит к “яблокам”, расставляет их в виде формул./
– Ну, тут всё проще простого: умножил, поделил; раз и готово!
Чтоб ускорение найти, надо время в знаменатель занести,
А в числитель поскорей ставим разность скоростей….
Могу продолжить, если нужно?
Я.: – Спасибо Вам! Ступайте дальше дружно!
/Покидают сцену. Под песню “Бабки-Ёжки” выбегают Избушка на Курьих ножках, за ней – Баба-Яга/.
Б.-Я.: – Ох и повеселилась у Кощея в гостях.
/Свистит, стучит метлой; вытаскивают ступу/.
– Опять не заводится! Совсем обленилась!
/появляются М. и В./
– Ага! Вот Вы мне и поможете!
В.: – А в чём проблема?
Б.-Я.: – Да вот, ступа, пока не узнает, на какое расстояние лететь – с места двигаться не хочет!
В.: – Да это же просто! Только скажите нам, с какой скоростью Вы летите и сколько времени затрачиваете на путь.
Б.-Я.: – /прикидывая/ – Аж за час по 10 вёрст делаем, а до Кощея полчаса лёту.
М.: – Время на скорость умножим,
Формулу пути найти мы сможем!
В.: – Ну, значит, 5 вёрст!
/ступа исчезает под музыку за сцену/.
Б.-Я.: – Ой, куда ты, окаянная, без меня! (убегает).
/Звучит песня “До чего же …”, появляется Царевна, грустная садится за трон/.
М.: – Здравствуйте! Что случилось?
Ц.: – Ох, устала я от этих заморских женихов. Всё ездят и ездят. Кто на коне, кто на карете, кто на яхте, а кто на “Мерседесе”. А вот недавно один на ракете прилетел и зеркало подарил. А оно не простое – волшебное.
/Хлопает в ладоши. Пажи выносят зеркало. Царевна подходит к нему/.
– Но не пойму я, в чём секрет?
Если руку правую поднимешь –
В нём того же не увидишь….
Отвечает образ мой –
Поднятой левою рукой.
/Синхронно двигают правой и левой рукой, описывая круг/.
В.:
– Нет большого чуда тут!
Сей факт симметрией зовут.
Симметрия, – мы говорим, движение:
Меняет фигура своё положение,
И хоть положение при этом меняется,
Но расстояние между точками и углы сохраняются.
/Рулеткой измеряет длины рук Ц. и О./
М.: – Витя! Нам пора.
Ц. и О.: – Счастливого пути!
/Уходят. На сцене исполняется песня “Метель”. Затем появляется Леший под песню “Лешего”/.
Л.:
– Слышал Я, что все тела Из молекул состоят
И они на расстоянии Друг от друга отстоят.
Говорят в движении каждый миг и каждый час.
И меняют состояние, может даже и сейчас?
В.: – Это верно!
Если вдруг температура
Подниматься станет,
Тело твёрдое тогда,
Как сосулька тает.
М.:
– Если солнышко пригреет –
Жидкость испаряется.
Постепенно, незаметно
В газ преображается.
/В глубине сцены поднимается “Солнце”. Танец “Молекул”. Леший убегает за ними./
/Под музыку выходит Кот Матвей с удочкой, удивляясь, останавливается у пруда. /
К.М.: – Кошмяу! Кошмяу!
Куда исчезает вода? Никак Кощей наколдовал?
В.: – Ни какого колдовства здесь не вижу! Всего лишь вода испаряется!
М.: – Витя! Может, ты ошибаешься?
В.: – Нет, здесь только одно объяснение! Круговорот воды в природе, без него и жизни бы не было. Но не беспокойтесь, скоро она вернётся к нам в виде дождя. И ты, Матвей, снова сможешь полакомиться рыбкой.
К.М.: – Ура! Тогда я побежал за зонтиком. Спасибо!
/Убегает. Всё гаснет./
М.: – Витя! Мы, кажется, заблудились!
В.: – Нет! По-моему, мы уже пришли.
/Иллюминация, музыка, появляется Кощей, садится на трон./
Кощей: – Я, конечно, бессмертный, но что-то спину прихватывать стало.
М.: – Ещё бы, так мало двигаться: по 5 шагов за 100 лет.
Кощей: – А что же делать?
М.: – Мы Вам поможем при одном условии: освободите Белоснежку!
Кощей: – Я на всё согласен!
/Хлопает в ладоши. Звучит музыка, появляется Белоснежка, танцует./
Кощей: – Ну, так какое же лекарство?
В.: – А вот какое: надо каждый день делать зарядку!
/Все начинают выполнять упражнения под стихи:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер дует тише, тише,
А ребята стали выше…/
/Кощей начинает движения, вначале неуклюже, а потом в такт. И в конце восклицает:/
К.: – Ну и красота же! Просто здорово!
М.: – Надо спортом заниматься. Витя был прав: движение – это жизнь, а жизнь – это движение!
/Все выходят на сцену под песню “Финал” на поклон./
М.: – Как хорошо, что всё хорошо закончилось!
В.: – Наука и дружба победили зло!
/Под музыку кланяются. Уходят./