Цели и задачи:
- познакомить учащихся с понятиями “интерьер”, “панно”;
- совершенствовать практические навыки в технике рельефной лепки из соленого теста;
- развивать навыки решения композиционных задач;
- содействовать эмоциональной разрядке;
- развивать двигательную активность и мелкую моторику рук;
- обогащать чувственный опыт учащихся; воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность;
- укреплять межпредметные связи (ИЗО, литература, музыка).
Оборудование:
- для учащихся – клеенка, соленое тесто, скалка, баночка для воды, салфетка, стеки, штампики, бисер, крупа, картон 16х24; тесьма – 20 см., шаблоны вазы и ромашек (3 шт.);
- для учителя – магниты, шаблоны вазы и ромашек.
Зрительный ряд:
- Репродукции с изображением цветочных натюрмортов (развешаны в разных местах класса).
- Образцы изделий с рельефным декором (вазы, посуда, коробочки).
- Фотографии и иллюстрации из книг с изображением рельефов, цветов, декоративных панно.
- Творческие работы учащихся прошлых лет (рельефные панно).
Литературный ряд:
- З. Александрова “Букет”.
- Т. Белозеров “Ромашка”.
Музыкальный ряд:
- Аудиозапись “Звуки леса”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к занятию.
II. Сообщение темы занятия.
Человек всегда стремиться к красоте, красота обогащает душу человека, делает его добрее, радостнее, сильнее. С давних времен люди старались украсить все, что их окружает: одежду, предметы быта, мебель, дома. Дом украшается снаружи и внутри.
Представьте себя художниками. Вам дано задание украсить детскую комнату.
Воспитатель: Что вы предложите для ее украшения?
Ученики: Красивую мебель, цветы, игрушки, ковер, картины, детские рисунки и поделки.
На этом занятии мы узнаем, что для украшения помещений могут использоваться рельефы, научимся создавать композицию рельефа, используя шаблоны, и сами изготовим декоративный рельеф, и лучшими работами украсим наш класс.
III. Вводная беседа.
На прошлом занятии вы познакомились с рельефной лепкой, сделали несколько работ в этой технике. И сегодня в классе представлена маленькая выставка ваших работ, выполненных из соленого теста. У всех работ есть плоское основание из теста или картона, на нем расположено объемное или углубленное в основание изображение.
Воспитатель: Как называется лепная работа, в которой изображение углубляется в основание или выступает над поверхностью основы?
Ученики: Рельеф.
Воспитатель: Назовите виды рельефа.
Ученики:
Барельеф (низкий рельеф),
Горельеф (высокий рельеф),
Контррельеф (прорезной или углубленный рельеф).
Рельефный образец нельзя увидеть со всех сторон, т.к. он всегда располагается на какой-либо основе. Рельефы используются для украшения ваз, посуды, коробочек (демонстрация образцов изделий) фасадов и внутренних помещений зданий, т.е. интерьера (показ иллюстраций и фотографий)
Интерьер – внутренний вид помещения (записывается на доске).
“Во всех этих случаях рельеф играет как бы подчиненную роль, его форма и рисунки зависят от украшаемой поверхности”. Такие рельефные изображения нельзя перенести с одного предмета на другой. Невозможно снять рельеф, не разрушив его,с поверхности, на которой он расположен. Но если удалось бы отделить рельеф от основы, то для него было бы трудно найти другую подходящую по назначению, форме и цвету поверхность.
Но всегда ли барельеф находится в подчиненной роли, могут ли быть рельефные изделия самостоятельными, а не на службе у других предметов? Посмотрите внимательно на репродукции с известных картин (развешены в классе). Картины несут в нашу жизнь красоту, украшают помещения, в которых мы живем. Каждая рожденная художником картина живет своей значительной, самостоятельной жизнью. Значит, чтобы быть самостоятельным и независимым, рельеф должен стать картиной.
Воспитатель: Как вы думаете, может ли художник для создания картины использовать глину, соленое тесто, пластилин и другие пластичные материалы?
Ученики: Может.
Такая рельефная картина называется “панно” и служит для украшения интерьера.
Панно – декоративная картина для настенного украшения интерьера (записывается на доске).
Чтобы изобразить задуманное художник должен иметь картинную плоскость, т.е. основу на которой он воплотит свой замысел.
Воспитатель: Как вы думаете, какие материалы можно использовать в качестве основы для рельефной картины?
Ученики: Лист фанеры, толстый картон, керамические, пластмассовые, деревянные пластины и другие прочные материалы.
Форма основы может быть самой различной: круглой, овальной, прямоугольной, квадратной, в виде звезды, листика, цветка и др. Все зависит от замысла художника.
Воспитатель: Давайте вместе вспомним этапы выполнения рельефа (записываются на доске).
Этапы выполнения рельефа.
- Подготовка основы
- Лепка деталей рельефа; изготовление и подбор штампов.
- Закрепление деталей на основе; продавливание элементов штампиками, стеками и др. средствами.
- Декорирование.
- Сушка.
- Роспись.
Изготавливая небольшие работы, как на выставке, можно обойтись без выполнения эскиза композиции, так как несложно все представить в уме, но, исполняя серьезную работу, необходимо предварительно выполнить эскиз задуманного рельефа. Поэтому эскиз и будет первым этапом изготовления рельефа. Запишем это в нашем плане.
1. Выполнение эскиза [Записывается на доске (место для записи предусмотрено) и проставляется нумерация остальных пунктов: 2, 3, 4, 5, 6, 7].
На этом занятии мы будем изготавливать декоративное панно в технике рельефной лепки.
Воспитатель: Что можно изобразить на рельефном панно?
Ученики: Очень многое: птиц, бабочек, животных, цветы, натюрморт, пейзаж … (демонстрация работ учащихся прошлых лет).
Наш класс украшают репродукции с изображением цветов. Многие художники любили рисовать цветы. Красота цветов всегда притягивает к себе взгляды людей.
Воспитатель: Как называется жанр, в котором написаны эти картины?
Ученики: Натюрморт.
Посмотрите внимательно на фотографии (воспитатель показывает фотографии). Какие цветы на них изображены?
Ученики: Розы, васильки, астры, ромашки ….
Послушайте поэтические строки о цветах:
Ученик:
Вот ромашка с золотым сердечком,
У нее высокий стебелек,
Рядом с нею синий, будто речка,
Солнышком нагретый василек.
Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой,
Одуванчик, улетел готовый,
Шепчется с гвоздикой полевой …
З. Александрова
Ученик:
На ромашку, как на балерину
Издали любуется лесок.
У нее на лепестки накинут
Паутинки легкий волосок.
Ветер листья гонит по дорожке,
Вянут травы – осень настает …
Лишь ромашка на упругой ножке
Кружится, танцует и – цветет!
Т. Белозеров
Воспитатель: Эти стихотворения подскажут название нашего панно.
Ученики: “Ромашки”.
Воспитатель: Да, мы будем лепить натюрморт “Ромашки”. Теперь тема нашего занятия определилась окончательно (Тема записывается на доске: “Натюрморт “Ромашки” – панно из соленого теста на основе из картона”).
Физкультминутка
Выполните упражнения:
- Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. На счет “раз” – поднять руки вверх, встать на носки, потянуться; на счет “два” – вернуться в исходное положение (повторить упражнение 5–6 раз).
- Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены вниз. На счет “раз” – поднять правую руку вверх, левую ногу отставить назад, прогнуться; на счет “два” – вернуться в и.п.; на счет “три” – поднять левую руку вверх, отставить правую ногу, прогнуться; на счет “четыре” – вернуться в и.п. (повторить 5–6 раз).
- Дадим отдохнуть глазам. Сидя медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижная; повторить 8–12 раз).
IV. Творческая деятельность учащихся.
Работа учеников под руководством воспитателя.
Приступая к работе над панно, прежде всего, необходимо продумать его композицию.
I. Создание композиции непосредственно на основе с помощью заранее приготовленных шаблонов (дежурный раздает всем шаблоны цветов и вазы).
1. Разложить шаблоны на основе, передвигая их по основе найти наиболее удачное композиционное расположение.
Воспитатель на доске с помощью шаблонов и магнитов показывает возможные варианты композиции панно, при этом обращает внимание на композиции натюрмортов на репродукциях. Напоминает: предметы не должны касаться краев картона; не следует располагать все цветы на одном уровне.
2. Шаблоны оп контуру обвести карандашом.
3. Прорисовать недостающие элементы (стебли, листья).
II. Изготовление деталей панно.
Воспитатель: Скажите, с изготовления, каких деталей вы начнете выполнение работы: вазы, цветов стеблей?
Ученики: Эту работу можно выполнять в любой последовательности.
Воспитатель: С какими способами изготовления элементов рельефа вы знакомы?
Ученики: Способом вырезания по шаблону, из базовых элементов (шар, конус, цилиндр, капля), с помощью штампиков.
Давайте решим, какими способами вы будете изготавливать элементы вашего панно.
1. Вазу – способом вырезания по шаблону.
Воспитатель: Вспомните последовательность изготовления.
Ученики: Взять темного теста, раскатать его на клеенке. На готовый пласт наложить шаблон вазы и вырезать по контуру ножом. Снять шаблон, осторожно отделить заготовку от клеенки, перевернуть изнаночной стороной вверх. Хорошо смазать водой эту сторону и место расположения вазы на картоне. Прикрепить вазу к картону.
2. Цветы, листья, стебли – из базовых элементов.
Для изготовления лепестков ромашек используется базовый элемент “капля”. Каждый лепесток выполняется отдельно. “Каплю” расплющить и – лепесток готов. Полученный лепесток прикрепить к картону, используя в качестве клея воду. Середину цветка оформить шариком, слегла прижав его к основе.
Листья можно изготовить из базовой формы “цилиндр”: расплющить по всей длине и прищепнуть с двух сторон, ножом нанести прожилки.
Для изготовления стеблей исходной формой также послужит “цилиндр”. Раскатать “цилиндр” в тонкий жгут. Жгут приклеить к картону, для этого хорошо увлажнить водой место приклейки.
III. Декорирование.
Украсить композицию мелкими элементами из теста (жгутиками, шариками, выдавками) и дополнительными материалами (бисером, блестками, крупой и т.д.).
Чтобы работа имела завершенный вид, необходимо сделать ей обрамление – рамку. Рама завершает композицию, направляет внимание зрителей на само произведение. Рама является частью композиции.
Оформить панно рамочкой из теста.
IV. Изготовить крепление.
Сделать два отверстия у верхнего края панно (шилом) и, продев тесьму, завязать узелок с изнаночной стороны панно.
(Во время самостоятельной работы учащихся звучит аудиозапись “Звуки леса”.)
V. Итог занятия.
1. Вопросы по теме урока.
- Какие новые понятия вы узнали? (Панно, интерьер)
- Для чего используется панно? (Для украшения интерьера)
- Какие материалы могут быть использованы для основы рельефа?
- Какой формы может быть основа панно?
- Для чего нужна рамка? (Чтобы работа имела завершенный вид)
2. Выставка работ учащихся.
3. Анализ работ.
- Скажите, похожи эти работы между собой? (Да). Но можно ли сказать, что они одинаковы? (Нет). Каждая работа получилась оригинальной, интересной, своеобразной, хотя задание у всех было одно и тоже. Ваши работы показывают, что вы успешно овладеваете техникой рельефной лепки и это помогает вам создавать интересные художественные образы.
Домашнее задание.
Литература
- Г.К. Берсенева. Ткань. Бумага. Тесто. М. 2001.
- В.С. Горичева. Сказку сделаем из глины, теста снега, пластилина. Ярославль 1998.
- Н.М. Конышева. Лепка в начальных классах. М. 1985.
- Н.М. Конышева. Наш рукотворный мир. М. 1996.
- Н.А. Лыкова. Летим, фантазируем, играем. М. 2000.
- М.Н. Нагибина. Природные дары для поделок и игры. Ярославль 1997.
- М.В. Трофимова. И учеба, и игра: Изобразительное искусство. Ярославль 1997.